Тематическая направленность диссертационных исследований
Мультипликатор трансфертов
Мультипликатор налогов
Мультипликатор государственных закупок
Эффект мультипликатора
Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом, обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов.
Наибольшее количество кандидатских диссертаций защищается по специальности социальные
структуры, институты и процессы (22.00.04), они составляют почти половину от общего числа (42
- 44%). Представляется, что высокая привлекательность этих специальностей обусловлена, по
крайней мере, двумя факторами. Первый из них непосредственно связан с социальным контекстом
российского общества (высокие темпы социальных изменений и, соответственно, потребность в
изучении их последствий - структур, групп, институтов, процессов и пр.). Второй фактор связан с
бытующей широкой трактовкой специализации, которая, как отмечают социологи, "способна
поглотить почти любую проблематику" (цит. по тексту интервью). На практике темы некоторых
диссертационных работ с трудом вписываются в рамки объявленной специализации. Например,
представляется дискуссионным соответствие специализации 22.00.04 названий типа "Отчуждение
личности в сфере высшего образования". Формулировки тем диссертаций заслуживают
отдельного внимания, на чем остановимся ниже.
Стабильно большое число кандидатских диссертаций по социологии управления (22.00.08), их
доля составляет около трети (32 - 35%), что также теснейшим образом связано с реальной
потребностью в изучении властных и управленческих структур, популярностью управленческих
специальностей. Здесь также встречаются формулировки тем, которые не ассоциируются
напрямую с социологией управления ("Обеспечение доступа к образованию выходцам из
многодетных семей в регионе" и т.д.), но в целом тематика диссертаций более строго выдержана в
рамках специализации.
стр. 131
Больше половины их посвящены анализу различных аспектов управления организациями
(производственными и непроизводственными). Высока (около 30%) доля работ, в той или иной
мере связанных с изучением специфики социального управления конкретными сферами
деятельности ("Социальное управление подготовкой кадров со средним профессиональным
образованием для сферы обслуживания", "Система социального управления устойчивым
развитием университетской корпорации" и т.п.). Довольно часто встречаются темы о
корпоративной и организационной культуре, а также о региональных аспектах социального
управления (приблизительно по 10%). Среди социальных групп, которые чаще других выступают
объектом исследования, помимо "персонала", можно выделить государственных служащих и
молодежь.
Работ по социологии культуры и духовной жизни (22.00.06) существенно меньше -приблизительно
16%. Тематика диссертаций выглядит довольно дробной. Выделить четкие тематические тренды
затруднительно, но приблизительно треть тем связаны с молодежью. Названия работ, которые не
вполне вписываются в рамки данной специализации, встречаются и здесь ("Противоречия
становления и развития профессиональной культуры менеджеров в современных условиях:
социологический анализ", "Правосознание как основа формирования гражданского общества:
социологический аспект" и т.п.).
Работ по специальности 22.00.03 - экономическая социология и демография - немного, менее
одной десятой от общего числа. Большая часть тематики диссертаций в этой группе находится в
предметных полях социологии труда и социологии потребления. Выделяется группа работ,
направленных на изучение различных аспектов экономического поведения. Собственно
демографическая проблематика представлена скудно. От общего числа работ по данной
специализации она составляет едва 6%.
Опыт показывает, что диссертационные исследования, локализованные лишь в одном предметном
поле, практически не встречаются. Большинство работ расположены "на пересечении" нескольких
предметных полей (отраслей) социологии. ("Региональная социально-культурная политика:
проблемы управления и инновации" или "Влияние институциональной структуры современного
общества на потребление образовательных услуг".) Границы социологических специальностей
также не являются абсолютными, и сходные тематические направления могут разрабатываться в
рамках любой из них с учетом соответствующего ракурса анализа. Поэтому приводимое ниже
ранжирование тематических направлений относится к общему массиву проанализированных
работ (а не к группам специализации):
1. Социология управления (управление персоналом, организациями, местное самоуправление,
региональные органы управления, социальная политика и др.). 2. Социология молодежи
(ценностные ориентации молодежи, социальная адаптация молодежи, профессиональные и
образовательные стратегии молодежи, молодая семья, студенты и т.д.). 3. Социология семьи
(неполная семья, трансформации института семьи, социализация в семье, современное
родительство и т.п.). 4. Социология труда (рынок труда, трудовая адаптация, стимулирование
труда, безработица...). 5. Изучение социально-депривированных групп (социальное сиротство,
качество жизни инвалидов, экономическая адаптация пенсионеров и т.д.). 6. Этнокультурная
проблематика (этническая толерантность, этнический фактор в современных социальных
конфликтах, трансформация институтов этничности и др.). 7. Гендерная проблематика. 8.
Социальные и политические изменения, социальная мобильность, социальные группы. 9.
Социология села.