Мышление и его роль в компенсации слепоты
МЫШЛЕНИЕ СЛЕПЫХ
КОНСПЕКТЫ
Полная или частичная утрата функций зрения ведет к снижению полноты, точности и
дифференцированности чувственного отражения внешнего мира, что в той или иной степени сказывается на процессе интеллектуального развития.
Отсутствие или неполноценность зрит впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, так как основные физические, пространственные и временные свойства и отношения движущейся материи - плотность, вес, форма, величина, удаленность, одновременность при последовательность событий и т.д. - с достаточной полнотой отражаются сохранными анализаторными системами: осязанием, слухом, обонянием и др.
Развиваясь на основе осязательных, слуховых, а в некоторых случаях (имеются в виду частичнозрячие и слабовидящие) и зрительных восприятий, мышление оказывает на них обратное влияние.
Функции мышления при слепоте в принципе те же, что и у нормально видящих людей. Однако выпадение или серьезное нарушение функций зрения затрудняют процесс восприятия, и частности формирование целостного образа.
Слепым приходится производить дополнительную по сравнению с нормально
видящими работу, преодолевая, в частности, относительную сукцессивность (последовательность), фрагментарность и схематизм осязательных образов.
R фиктивной компенсации обусловлено тем, что слепые непосредственно знакомятся со сравнительно небольшим количеством объектов и поэтому не всегда за усваиваемыми ими словами стоит то или иное конкретное содержание.
Несмотря на то, что слепые обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, их знания при тщательной проверке часто оказываются вербальными, нетопирающимися на соответствующие представления, а значение слов либо неправомерно сужается.
Очевидно, что возможность чувственного отражения при патологии зрения существенно ограничена по сравнению с нормой, целый ряд данных о внешнем мире слепые могут получить и получают опосредствованно, косвенным путем, благодаря работе мышления.
Не абстрактные схемы, не символы, а вполне реальные конкретные представления, образы воображения и понятия, отражающие недоступные для непосредственного восприятия объекты и формирующиеся у слепых и слабовидящих в результате опосредствованного отражения, способствуют расширению и углублению познавательных возможностей.
Ннеразрывная двусторонняя связь чувственного и логического познания
определяет компенсаторную роль мышления при сужении сенсорной сферы.