Осмотр и очистка электропроводки.
Вопрос 28. Приведите структурное обозначение биполярных транзисторов. Укажите необходимое условие для их проверки. Приведите схемы для проверки транзистора при помощи источника постоянного тока и контрольной лампы. Проанализируйте состояние транзистора по результатам измерений.
Вопрос 27. Приведите структурное обозначение диодов. Укажите методы определения неисправностей. Приведите схемы для проверки диода при помощи источника постоянного тока и контрольной лампы, а также при помощи тестера. Проанализируйте состояние диода по результатам измерений, укажите возможные неисправности.
Перечислите методы проверок систем автоматизации. Опишите методику проверок систем автоматизации. Изложите способы проверки исправности конкретного элемента, раскройте их суть. Проанализируйте основные неисправности, возникающие в средствах автоматизации в процессе эксплуатации.
Опишите порядок измерения, укажите допустимые отклонения от заводских норм по сопротивлению. Проанализируйте состояние обмоток электродвигателя, если по данным измерений допустимые отклонения оказались более заводских норм.
Измерение сопротивления обмоток постоянному току позволяет выявить следующие электрические неисправности: неправильное соединение схемы обмотки; несоответствие числа витков и сечения обмоточного провода каталожным данным; наличие большого числа замкнутых витков в отдельных катушках; плохое качество пайки межкатушечных соединений.
6 13479 689 13203 613 11159 268 6961 268">
Рисунок 1. – Схема измерения сопротивления обмоток электродвигателя постоянному току.
Включить автоматический выключатель QF и автотрансформатором установить ток равный 20% от Iн электродвигателя. При схеме соединения фаз статора звездой необходимо замерить сопротивление двух последовательно соединенных фаз (между каждой парой выводов).
Сопротивление фазы обмотки rф=U/2I, Ом (при схеме соединения обмоток статора звездой).
Сопротивление фазы обмотки rф=3U/2I, Ом (при схеме соединения обмоток статора треугольником).
Полученное значение сопротивления обмоток не должно превышать расчетное сопротивление более чем на 4%.
Сопротивления обмоток отдельных фаз электродвигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 3%.
Вопрос 20. Укажите цель испытания электрической прочности изоляции обмоток электродвигателей при контрольных испытаниях. Укажите величину испытательного напряжения. Опишите методику испытания электрической прочности изоляции обмоток электродвигателей. Проанализируйте состояние электродвигателя, если по полученным результатам электродвигатель не прошел испытания.
Испытания электрической прочности изоляции электродвигателей позволяет проверить изоляцию обмоток относительно корпуса и относительно друг друга. Испытанию изоляции относительно корпуса подвергают поочередно каждую электрическую цепь, при этом один полюс источника испытательного напряжения прикладывают к выводу испытуемой обмотки, а другой— к заземленному корпусу машины, с которым на время испытания данной обмотки электрически соединяют все прочие обмотки.
Постоянно соединенные между собой многофазные обмотки принимают за одну цепь, в этом случае изоляцию всей многофазной обмотки испытывают относительно корпуса целиком.
Если одна из обмоток машины при нормальном режиме работы связана с корпусом машины, то на период испытания се изоляции обмотку отъединяют от корпуса.
Испытание следует начинать с напряжения, не превышающего трети испытательного. Затем увеличивать его до испытательного напряжения плавно или ступенями, не превышающими 5% полного его значения. Время, допускаемое дли подъема напряжения от половинного до полного испытательного значения, должно быть не менее 10 с. Испытание проходит в течение одной минуты, затем снижают напряжение до одной трети его значения и отключают.
Результаты испытания изоляции считаются удовлетворительными, если во время испытания не происходит пробоя изоляции.
Значение испытательных напряжений для двигателей с новыми обмотками составляют Uи=Uн+500В для двигателей на номинальное напряжение до 24В и Uи=2Uн+1000В для остальных двигателей.
Вопрос 21. Укажите цель испытания межвитковой изоляции обмоток электродвигателей при контрольных испытаниях. Приведите схему испытания межвитковой изоляции обмоток электродвигателей. Опишите методику испытания. Проанализируйте состояние электродвигателя, если по полученным результатам электродвигатель не прошел испытания.
Целью проведения испытания межвитковой изоляции является определение степени надежности изоляции.
Рисунок 1. – Схема проведения испытания межвитковой изоляции.
Испытание электрической прочности витковой изоляции электродвигателей проводят по приведенной схеме при напряжении, равном 1,3 номинального. Продолжительность испытания 5 мин. При исправном двигателе во время испытаний не должно наблюдаться бросков тока.
Вопрос 22. Укажите цель измерения силы тока и потерь на холостом ходу. Укажите параметры, измеряемые при опыте. Опишите методику испытания, укажите допустимые отклонения от заводских по измеряемым параметрам. Проанализируйте состояние электродвигателя, если по данным измерений допустимые отклонения оказались более заводских норм.
Опыт холостого хода асинхронного электродвигателя проводят при вращающемся роторе. В этом случае ваттметр, включенный в цепь статора электродвигателя, измеряет не только потери в стали статора, но и потери в обмотках статора при относительно большом токе холостого хода, равном 0,6—0,2 номинального тока, и механические потери на трение в подшипниках ротора. Потери в стали ротора при очень малом скольжении ротора на холостом ходу крайне незначительны, и ими можно пренебречь.
Опыт холостого хода необходимо проводить при установившемся тепловом состоянии подшипников, поэтому все измерения рекомендуется делать после получасовой работы электродвигателя на холостом ходу, иногда (для крупных машин) это время увеличивают до 1—2 ч.
В опыте холостого хода асинхронных электродвигателей фиксируют ток, мощность и напряжение. Токи по фазам должны быть одинаковы, допускаемая до 5% разница между ними указывает, как правило, на отклонения числа витков по фазам или ошибки, допущенные при соединении обмоток после их ремонта.
За действительное значение тока холостого хода принимают среднее арифметическое значение тока по трем фазным. Это значение тока сравнивают с расчетным значением тока холостого хода, а при его отсутствии со значениями токов холостого хода электродвигателей, ранее измеренных в процессе эксплуатации.
Полученное значение тока холостого хода не должно отличаться от допускаемого более чем на 10%. Увеличенный ток указывает на больший, чем нужно, воздушный зазор, или на уменьшенное число витков обмотки статора и иногда на замыкание листов стали статора между собой.
Вопрос 23. Укажите цель измерения силы тока и потерь короткого замыкания. Укажите параметры, измеряемые при опыте. Опишите методику испытания, укажите допустимые отклонения от заводских по измеряемым параметрам. Проанализируйте состояние электродвигателя, если по данным измерений допустимые отклонения оказались более заводских норм.
Целью испытания является определение обрыва в короткозамкнутом роторе асинхронного двигателя при помощи метода симметрии токов.
Опыт заключается в следующем: затормаживают ротор электродвигателя, к статору подводят напряжение, пониженное по сравнению с номинальным в 5... 6 раз. Производят измерения тока по фазам при трех положениях ротора (0°, 90°, 180°). При исправных обмотках статора и ротора показания всех трех амперметров одинаковы и не зависят от положения ротора. При обрыве стержней в роторе показания приборов различны и изменяются с поворотом ротора. Различные показания приборов, не зависящие от поворота ротора, указывают на неисправность обмотки статора (витковое замыкание, неправильное соединение катушек в обмотке статора и т. п.).
Вопрос 24. Перечислите работы проводимые при техническом обслуживании (ТО) и текущем ремонте (ТР) средств автоматизации. Приведите сроки проведения ТО и ТР средств автоматизации (СА) в зависимости от условий эксплуатации. Изложите объем типовых работ по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) средств автоматизации. Проанализируйте основные дефекты, которые выявляются при техническом обслуживании и текущем ремонте в средствах автоматизации.
Содержание работ по обслуживанию, ремонту и хранению зависит от вида средств автоматизации и определяется в соответствии с инструкцией, по эксплуатации и системой ППРЭсх.
При типовых работах по техническому обслуживанию необходимо:
- осмотреть устройство и элементы его монтажа;
- очистить корпус и соединения от пыли и грязи;
- устранить мелкие неисправности, проверить и очистить контакты, проконтролировать герметичность соединений, подтянуть детали крепления или заменить их новыми;
- смазать соединения кинематических узлов;
-роверить работоспособность устройств и отрегулировать их параметры.
При типовых работах по текущему ремонту следует выполнить все операции технического обслуживания, а также:
- снять аппарат или устройство, разобрать его и удалить пыль и грязь, скопившиеся на внутренних элементах;
- заменить поврежденные неосновные детали;
- смазать подвижные соединения или заменить смазочный материал;
- выбрать устройство и, если нужно, покрасить его;
- проверить работоспособность и наладить устройство.
Перед монтажом и после ремонта проводят контрольные и типовые испытания. Установив средства автоматизации на объекте, выполняют их наладку с учетом свойств объекта управления (выбирают оптимальные параметры настройки систем управления и настраивают их; контролируют и регулируют приборы в зависимости от параметров объекта управления; проверяют, как функционирует система в целом).
Сроки технического обслуживания и текущих ремонтов средств автоматизации в зависимости от условий эксплуатации.
Место установки | Периодичность, мес | |
ТО | ТР | |
В сухих и влажных помещениях | ||
В сырых и пыльных помещениях | ||
В помещениях особо сырых и с химически агрессивной средой. | ||
На открытом воздухе и под навесом |
Вопрос 25. Перечислите принципы по организации технического обслуживания средств автоматизации. Охарактеризуйте принципы по организации технического обслуживания средств автоматизации. Дайте характеристику этапам организации технического обслуживания средств автоматизации. Составьте план организационных работ по проведению технического обслуживания средств автоматизации.
Состояние средств автоматизации контролируют при техническом обслуживании и текущем ремонте: осматривают, очищают, проверяют параметры (проводят тестирование), устраняют обнаруженные неисправности.
Заключение о техническом состоянии средств автоматизации делают по результатам измерения и контроля совокупности параметров, определяющих работоспособность средств автоматизации. Различают контроль работоспособности и диагностический контроль.
Контроль работоспособностипроводят при подготовке устройств автоматики и системы в целом к эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте, а также периодически в процессе хранения. Основная задача — оценить состояние системы автоматики в целом. В процессе контроля настраивают и регулируют устройства.
Диагностический контрольвыполняют, чтобы найти неисправность и устранить причину ее возникновения. Необходимо выбрать такую методику (программу) поиска, при которой требуется минимальное время для обнаружения, поврежденного элемента. Наибольшее распространение получили методы последовательных поэлементных, последовательных групповых и комбинированных проверок.
В зависимости от условий эксплуатации, конструктивных особенностей аппаратуры и характера отказов при организации ТО могут быть использованы три принципа: календарный, наработки и смешанный.
Календарный принцип состоит в том, что ТО назначается и проводится по истечении определенного календарного срока (день, неделя, месяц, квартал и т. д), независимо от интенсивности использования устройств автоматики. Объем каждого ТО определяется эксплуатационной документацией (инструкцией по ТО, инструкцией по эксплуатации и т. д.).
Принцип наработки предполагает назначение сроков ТО по достижении аппаратурой определенной наработки. При этом наработка может исчисляться в часах работы, числе включений. Этот принцип может быть использован для организации ТО в тех случаях, когда отказы обусловлены процессами износа, аппаратура работает в тяжелых условиях, значительно отличающихся от нормальных, или длительное время.
Смешанный принцип организации ТО применяется для устройств автоматики, у которых отказы обусловлены как процессами износа, так и процессами старения.
В организации ТО можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе решаются следующие вопросы:
1) планирование работ по ТО и постановка задач исполнителям;
2) подготовка обслуживающего персонала (изучение инструкций, технических описаний, правил и мер безопасности, отработка практических навыков на тренажерах и т. д.);
3) подготовка контрольно-измерительных приборов, инструмента, материалов;
4) подготовка устройств автоматики к проведению ТО;
5) проведение организационно-контрольных мероприятии (контроль знаний обслуживающего персонала, состояния контрольно-измерительных приборов).
На основном этапе в соответствии с планом (сетевым графиком, технологическими картами) проводится вся совокупность работ по данному виду ТО. На этом этапе решаются задачи контроля полноты и качества проведения ТО и обеспечения мер безопасности.
На заключительном этапе переводят устройства автоматики в заданное состояние, делают записи в учетной документации о проделанных работах и выявленных неисправностях, убирают помещения, территорию и подводят итоги.
Метод последовательных поэлементных проверок – поиск неисправностей ведут, проверяя элементы системы по одному в определенном, заранее установленном порядке. Обнаружив неисправность, прекращают поиск и заменяют элемент, а затем проверяют работоспособность всей системы.
Если комплексная проверка показала, что работоспособность не восстановлена, продолжается поиск следующей неисправности с той позиции, на которой был обнаружен неисправный элемент. При нахождении второго неисправного элемента снова проверяют систему и т. д. до восстановления работоспособности автоматизированного устройства.
Метод последовательных поэлементных проверок применим для любых функциональных схем аппаратуры и вариантов ее конструкции. Недостаток его — сравнительно большое число проверок, большие затраты времени. Им удобно пользоваться при малом числе элементов.
Метод последовательных групповых проверок.Систему делят на отдельные группы элементов, устройств, блоков и т. п. Затем измеряют один или несколько параметров, выделяя группу элементов, в которой есть неисправность, разбивают эту группу на подгруппы и сужают область поиска по тех пор, пока не будет выявлен неисправный элемент.
Комбинированный методприменяют для сложных систем. Он заключается в том, что при поиске неисправностей измеряют определенную совокупность параметров и по результатам делают заключение об отказавшем элементе. После контроля всей совокупности параметров анализируют состояние системы и принимают решение. Последовательность проверок значения не имеет.
Для сложной автоматизированной установки наилучшие результаты удается получить при комплексном использовании методов. При этом комбинированный метод используется для определения неисправного устройства; метод групповых проверок — для отыскания неисправного узла; метод поэлементных проверок — для отыскания неисправных элементов в узлах.
Проверка исправности диода можно произвести двумя способами:
-с помощью омметра. Для этого перед проверкой определить исправность прибора и выполнить его настройку т. е. установить стрелку измеряемого прибора на ноль «О». В диодах может быть пробой или разрыв: при пробое прибор покажет «О», при обрыве — « ». Если диод исправен, то прибор при прямой проводимости покажет несколько Ом (рис.1), а при обратной проводимости — бесконечность « » — сотни килоом (рис. 2).
- Проверкаисправности диода с помощью контрольной лампочки.
Для этого необходимо взять аккумуляторную батарею на 6—12 В или понижающий трансформатор с выпрямителем.
По приведенной схеме при прямой полярности лампа горит, при обратной погаснет. Значит, диод исправен. Если при прямой и обратной полярности лампочка горит, значит, диод пробит. Если прямая и обратная проводимость « » — значит, выгорел внутренний слой проводимости.
Проверка транзисторов с помощью контрольной лампочки.
Для этого необходимо по справочнику определить выводы транзистора: «Б» — база, «Э» — эмиттер, «К» — коллектор. Используя схему (рис. 18.7), проверить переход «Б—К» (база—коллектор). При исправном переходе лампа горит (рис. 18.7), при изменении полярности (на базу «Б» подать « + », а на коллектор «—») лампочка гаснет. В этом случае переход в норме. Если лампочка горит при прямой и обратной полярности, то переход пробит. Если не горит при прямой и обратной полярности — выгорел проводимый слой. Используя схему (рис. 18.8), проверить переход «Б—Э» (база—эмиттер). Аналогично, проверить переход, подав « + » на «Э», а «—» на «Б», а потом наоборот. При исправном переходе лампочка будет гореть при прямой полярности и гаснуть при обратной. Проверить работу транзистора по схеме (рис. 18.9). Коснуться выводом «С» базы, транзистор откроется, лампочка загорится. Отсоединить вывод «С» от базы, транзистор закроется.
Проверка транзисторов с помощью омметра (тестера).
При этом переход «Э—Б» — прямая проводимость, омметр покажет от нескольких Ом до десятков Ом (рис. 18.10) , а обратная проводимость переход «Э—Б», омметр покажет от нескольких сот Ом до тысячи Ом (рис. 18.11). Переход «К—Б» (коллектор—база) прямая проводимость, омметр покажет от нескольких Ом до десятков Ом (рис. 18.12). Обратная проводимость — сотни и тысячи Ом в зависимости от типа транзистора и его мощности (рис. 18.13).
Вопрос 29. Перечислите типовые работы проводимые по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту внутренних электропроводок. Изложите объем типовых работ по ТО и ТР внутренних электропроводок. Приведите сроки ТО и ТР внутренних электропроводок в зависимости от условий окружающей среды. Опишите порядок измерения и норму по сопротивлению изоляции внутренних проводок.
Техническая эксплуатация внутренних проводок состоит в систематическом выполнении технического обслуживания и текущего ремонта с целью поддержания высокой эксплуатационной надежности оборудования.
В объем технического обслуживания внутренних проводок входит: