Планы с одной группой испытуемых

Планы корреляционных исследований

 

Планы корреляционных исследований нужно рассматривать как формы контроля при получении эмпирических данных, т.е. это аналог форм экспериментального контроля.

 

В приведенном ранее исследовании Раштона, показавшего особенности личностных характеристик двух групп преподавателей, сопоставление двух рядов переменных было основано на использовании традиционного плана последовательного измерения переменных, ни одна из которых не рассматривается как причинно обусловливающая другую.

В этом аспекте план обработки полностью совпадал с планом получения данных.

 

  • использовались множественные сравнения (рассматривались и оценки студентов, и оценки коллег-преподавателей)
  • Внешний критерий служил здесь цели последующей оценки точности предсказания, а не разделения двух групп на экспериментальную и контрольную.
  • никакие экспериментальные воздействия исследователем не осуществлялись.
  • Попытка рассматривать способ профессиональной деятельности людей в как независимую переменную была бы натяжкой.

 

Исследование оставалось по схеме сбора данных корреляционным, хотя на основе обработки данных выявлялись и различия между значениями измеренных переменных.

Планом с одной группой испытуемых называется такой привычный план корреляционного исследования, когда каждый субъект единой группы представлен в ней как минимум двумя измерениями переменных, будь то два разных показателя или один и тот же, оцениваемый в другой промежуток времени.

Варианты отличий планов с использованием одной группы:

1. Переменные Х и Y отражают различные свойства изучаемой реальности, которые представлены показателями разных методик. В случае использования диаграммы рассеивания на осях абсцисс и ординат заданы диапазоны разброса каждого из показателей, при этом обычно подсчитываются так называемые синхронные корреляции.

2. Переменные Х1, Х2 и т.д. (Хn) отражают разбросы значений одной и той же вариаты, но измеренные в разные промежутки времени. По каким-то основаниям исследователь повторяет измерения через заданные им промежутки времени. В результате подсчитываются так называемые аутохонные корреляции (корреляция вариаты с самой собой).

 

По каждой из измеренных переменных можно образовать две или более групп, введя правило медианного расщепления, схему контрастных групп или обосновав тем или иным образом критериально задаваемые уровни вариаты.

 

Адекватность плана корреляционного исследования включает, таким образом, оценку возможности охвата всего диапазона измеряемой переменной или его уточнения с целью корректной формулировки гипотезы о связях.

Не имея возможности осуществлять экспериментальный контроль, исследователь прибегает к статистическому контролю, означающему контроль вариабельности всех переменных (как представленных в гипотезе вариат, так и побочных переменных).