Выбор сечения по допустимому нагреву (допустимому току)
Выбор сечения проводов
Сечение проводов с одной стороны должно быть выбрано достаточным для того, чтобы падение напряжения не превосходила допустимых пределов и чтобы провод не перегревался под действием проходящего по нему тока. С другой стороны, сечение проводов должно быть выбрано экономно, с наименьшим расходом цветного металла.
Падение напряжения ухудшает работу механизмов. Например, понижение напряжения против номинального на 10% уменьшает вращающий момент асинхронных двигателей на 19%, а световой поток ламп накаливания на 30%.
Выбор сечения проводов производят по двум факторам - по допустимому нагреву проводов током и по допустимой потере напряжения. Из двух величин сечения, выбирают большее, округляя его до ближайшего стандартного сечения. При этом для воздушных линий решающим фактором оказывается, как правило, допустимая потеря напряжения, а для переносных шланговых кабельных линий, электропроводоки подземных кабельных линий небольшой протяженности определяющим признаком является допустимый нагрев.
Для проводов воздушных линий определять сечение по допустимой потере напряжения и потом проверять по допустимому нагреву. Для установочных, изолированных проводов, шланговых и других кабелей — сначала определять сечение по допустимому нагреву и затем проверять на допустимую потерю напряжения.
Допустимая сила тока по нагреву (Iд) – это длительно протекающая по проводнику сила тока, при которой устанавливается длительная допустимая температура нагрева.
При выборе должно соблюдаться условие: Iр £ Iд , где Iр - расчетное значение силы тока. Значение Iр линии, питающей отдельный трехфазный электродвигатель определяется по формуле:
,
где РН - номинальная мощность электродвигателя, кВт;
к3 - коэффициент загрузки двигателя, принимаемый равным 0,85...0,90;
UН - номинальное напряжение двигателя (380 В);
hд - КПД двигателя (принимается равным 0,85 … 0,92; для крановых двигателей - 0,80 … 0,85);
cos j - коэффициент мощности двигателя (принимается равным 0,80 - 0,90; для крановых двигателей –
0,70... 0,75.
Расчетная сила тока для линии, питающей электропривод строительной машины с многодвигательным электроприводом на переменном токе (например, башенные краны), приближенно определяется по аналогичной формуле:
,
где PS - суммарная номинальная мощность всех электродвигателей машины, кВт;
кс - коэффициент спроса для одной машины, учитывающий разновременность работы электродвигателей
машины, принимаемый равным 0,7...0,8.