Субъекты и объекты рыночных отношений
Рынок как форма функционирования товарного производства. Институт рынка.
Рынок есть форма организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый человек, осуществляющий какие-либо покупки. Поэтому происходящие на рынке изменения интересуют и затрагивают практически всех. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение.
Еще А. Смит, исследуя причины роста богатства народов, значительное внимание уделял возникновению и становлению рынка. Рынок, по А. Смиту - регулятор разделения труда. Так как «... разделение труда вызывается возможностью обмена, то, следовательно, и степень этого разделения всегда ограничивается пределами возможности обмена или, другими словами, обширностью рынка. Если рынок очень мал, то никто не найдет для себя выгодным заняться исключительно какой-нибудь одной работой, просто по невозможности обменять излишек произведений своего труда на такой же излишек произведений труда других людей» (См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Соцэкгиз, 1935. Т. 1. С. 42).
По мнению австро-американского экономиста Ф. А. Хайе-ка, рынок - это система добровольного обмена, развивающаяся без какой-либо единой цели и в тоже время на основе множества индивидуальных целей.
Таким образом, во всех приведенных определениях рынка его основной характеристикой выступает обмен. Согласно большинству современных учебников, рынок имеет место тогда, когда покупатели и продавцы обмениваются друг с другом товарами, ценными бумагами, трудом и т.д. Рынок - это «институт, или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги» (См.: Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., Республика, 1992. Т. 2. С. 398).
Хотя характерной чертой рынка и рыночной системы является обмен, однако не всякий обмен порождает рынок, и не всегда рынок ведет к рыночной экономике. Обмен возник с незапамятных времен, в эпоху палеолита, т.е., по меньшей мере, 30 тысяч лет назад.
Обмен трансформируется в рынок только в том случае, когда производители организуют производство с целью продажи своего продукта с последующим приобретением необходимого им другого продукта. При таких условиях складывающийся тип хозяйства окончательно порывает с натуральным производством, Важным шагом на этом пути явилось вклинивание в товарный обмен денег и возникновение товарного обращения. Формально товарное обращение отличается от непосредственного обмена товаров тем, что оно осуществляется при посредстве денег. Вместе с тем появление денег значительно расширило стимулы к производству тех или иных продуктов специально для продажи. Только в этих условиях смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. как производство таких изделий, которые нужны их производителю не как потребительные стоимости, а в качестве носителей стоимости.
Акт любого обмена предполагает как минимум двух субъектов - продавца и покупателя. Для того чтобы обменять продукт, даже если обмен носит случайный характер, оба субъекта должны быть экономически свободны. Они должны быть вольны обменивать продукты по своему желанию и свободны в выборе партнера для сделки с учетом сложившегося соотношения между спросом и предложением. Следовательно, для обмена, организованного по законам товарного обращения (обмена товара при посредстве денег), первыми двумя главными признаками функционирования являются: 1) свобода продавца и покупателя; 2) в основе обмена находится спрос и предложение товаров. Наличие этих признаков, однако, не означает еще возникновение рынка как системы. Система считается возникшей и вступающей в стадию становления, если она начнет обеспечивать себя. Возникновение рынка предполагает множественность меновых операций. Множественность необходима прежде всего по той причине, что при ограниченном круге продавцов и покупателей не может возникнуть свободное колебание цен на основе спроса и предложения. Поэтому возможен сговор как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей.
Главная особенность рыночной организации хозяйственной деятельности состоит в том, что в большинстве случаев она не позволяет одному лицу вмешиваться в деятельность другого лица. Потребителя ограничивает от принуждения со стороны продавца наличие других продавцов, с которыми он тоже может вступить в сделку. Продавца ограничивает от диктата потребителя наличие других потребителей, которым он может продать свой товар.
О появлении рынка можно говорить в том случае, если процесс товарного обращения и производства приобретает регулярный характер, порождая постоянные колебания спроса, предложения и цен. Наличие таких признаков как колебание цен и ориентация производства на потребности потребителя- покупателя позволяет говорить о возникновении рынка.
В экономической литературе можно встретить большое разнообразие в определении категории «рынок», как-то:
Рынок- это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
Рынок- это обмен одного вида продукта на другой с помощью денег.
Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов на основе соотношения спроса и предложения.
Рынок - это средство общественного признания произведенного продукта и его общественной оценки.
Рынок- это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Рынок - это взаимодействие различных экономически обособленных собственников.
Во всех перечисленных определениях рынка (а этот перечень можно было бы еще долго продолжать) ключевым моментом выступает обмен продуктами между отдельными, экономически самостоятельными субъектами. Но поскольку рынок как экономическая категория включает в себя всю совокупность социально- экономических отношений продавцов и покупателей (т.е. практически всего дееспособного населения страны) по поводу товарного и денежного обращения, то рынок можно определить прежде всего как совокупность этих отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация произведенных товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. Без такого признания само существование рынка казалось бы невозможным.
Формирование рынка длительный исторический процесс. Главными условиями, сделавшими рынок объективно необходимым, являются следующие два:
1). Общественное разделение труда. Оно возникло еще в глубокой древности. Истории известны три крупные ступени (виды) общественного разделения труда. Первая ступень- отделение скотоводства от земледелия, вторая- отделение ремесла от земледелия и, наконец, третья ступень- возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться отдельные отрасли, углублялась специализация производства на основе обособления все новых видов трудовой деятельности, что способствовало значительному росту производительности труда.
Именно благодаря этим трем крупным ступеням общественного разделения труда, и были созданы материальные предпосылки для регулярного обмена, возникновения частной собственности и разделения общества на классы. Прогресс в общественном разделении труда характеризует уровень развития производительных сил общества. Процесс этот по своей сути бесконечен, как бесконечно развитие производительных сил и совершенствования орудий труда.
2). Экономическая обособленность производителей. Товарный обмен, вызванный к жизни общественным разделением труда, обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Ни один из участников обмена не хочет проиграть, поэтому все они стремятся получить взамен своего товара эквивалентное (равноценное) количество другого товара. Впервые экономическое обособление производителей исторически возникло на базе частной собственности на средства производства.
Схематически возникновение рынка может быть представлено следующим образом (рис. 6.1):
Таким образом, появление рынка есть результат длительной экономической эволюции человеческого общества. «Сотворение» рынка произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: с одной стороны, редкие, ограниченные ресурсы, а с другой - неограниченные потребности человека в разнообразных благах. Отдельный человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в одной какой-нибудь области. Вместе с тем его потребности исчисляются сейчас миллионами наименований потребительских благ.
Рыночная организация экономической жизни не является результатом достижений разума или чьей-либо мудрости. Она возникла, благодаря процессу обмена продуктами труда людей, способных производить их в ограниченном количестве, но нуждающиеся во многих потребительских благах, производимых другими людьми.
Участники рыночного обмена при этом не ставят своей целью содействовать общественной пользе. Они даже не сознают, что вообще способны ей содействовать. Обменивая продукты труда, они имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь собственную выгоду. При этом «невидимая рука» (по словам А. Смита) направляет их к цели, которая совсем не входила в их намерения.
Подводя итог, можно сказать, что рынок возникает одновременно с товарным производством, т.е. внутренний рынок появляется, когда появляется товарное хозяйство. Он создается развитием этого товарного хозяйства, и степень дробности общественного разделения труда определяет уровень его развития (прямая зависимость). Рынок показывает производителям, что необходимо производить и в каком количестве. Через рынок покупатели воздействуют на производство. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства. Все ее звенья находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Поэтому рынок выступает как определенный способ функционирования хозяйственной жизни общества, основанный на товарном производстве и товарном обмене.
23. Структура рынка: субъекты, объекты, типы и виды рынков.
Рынок как совокупность социально-экономических отношений в сфере производства и обмена предполагает наличие субъектов рыночных отношений. Именно они осуществляют в общественном воспроизводстве обмен деятельностью посредством купли-продажи продуктов труда и элементов производительных сил, также превращаемых в товары. Разделение труда и его кооперация приводят к специализации субъектов экономики не только в фазе непосредственного производства, но и по фазам воспроизводства. Одни занимаются непосредственно производством материальных благ, другие - распределением средств производства и предметов потребления, третьи - обменом результатами трудовой деятельности на эквивалентной основе и т.д.
Следовательно, субъектами или носителями рыночных отношений являются физические и юридические лица, как-то: покупатели, продавцы, предприниматели, предприятия, товарищества, акционерные общества (корпорации), концерны, совместные предприятия, банки и т.п., а также государство. Экономические отношения, которые складываются на рынке между покупателем и продавцом в процессе купли-продажи, опосредуются товарами и услугами. Они и выступают в качестве объектов рынка, по поводу которых возникают экономические связи между имущественно обособленными товаропроизводителями, а также между товаропроизводителями и потребителями.
Таким образом, в качестве объектов рыночных отношений выступают товары, материальные блага и услуги, факторы производства (рабочая сила и средства производства), т.е. все то, по поводу чего возникают рыночные отношения между продавцами и рынком.
Субъекты1. Физические лица (покупатели, продавцы); 2. Юридические лица(организации, предприятия, фирмы). 3. Государство
Объекты 1. Товары потребительского назначения (материальные блага и услуги);
2. Факторы производства (средства производства, рабочая сила).
Сущность рынка наиболее полно проявл-ся в выпол-ых им фун-ях. Утвердившиеся в обществе рын отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни. Поэтому рынок выполняет ряд существенных функций, главными из которых являются следующие:
1. Информа-ая функция. Рынок является связующим звеном, позволяющим с наибольшей полнотой и эффективностью использовать экономическую и техническую информацию, рассеянную среди бесчисленного множества товаропроизводителей. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки за пользование кредитом он дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Вся разнообразная информация воплощена прежде всего в ценах. Посредством рыночных цен экономические субъекты узнают о предпочтениях потребителей и технологических возможностях производителей. Через рынок информация превращается из достояния отдельных лиц в достояние всех участников рыночных отношений. Располагая данными о цене, продавец имеет возможность соизмерять свои индивидуальные затраты с общественно необходимыми затратами, выступающими в качестве основы рыночной цены. Покупателя рыночные цены обязывают соизмерять с ними величину своего дохода при планировании покупок.
2. Посредническая функция. Рынок помогает экономически обособленным производителям в условиях общественного разделения труда найти друг друга для обмена результатами своей производственной деятельности на взаимовыгодной основе. Без рынка практически невозможно определить взаимовыгодность экономических связей между участниками общественного производства. Он обеспечивает нормальный обмен между сферой производства и сферой потребления, при котором продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего для себя покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать наиболее оптимального поставщика продукции как с точки зрения ее качества, так и ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и т.д.
3. Ценообразующая функция. Рынок обеспечивает возмещение в деньгах стоимости произведенных товаров и услуг, т.е. выступает средством обеспеч-ия ден вознагр-ия за рез-ты труда производителей. Но поскольку на товары и услуги одинакового назначения фактически израсходовано неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, то рынок признает лишь те затраты, которые являются в настоящее время общественно необходимыми. Более высокие затраты, которые имеют отдельные товаропроизводители, покупатели оплачивать не согласны. Говоря иначе, на рынке происходит заключительная общественная оценка труда, воплощенного в товаре.
Рынок побуждает товаропроизводителей создавать товары с наименьшими затратами ресурсов. Если цена снижается, то производители вынуждены не только сокращать производство, но и искать пути снижения издержек производства и роста производительности труда на основе повышения технического уровня производственных процессов.
4. Регулирующая функция. Это наиболее важная функция рынка. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры и объема производства товаров к структуре и объему общественных потребностей, а также распределение факторов производства между различными отраслями. Этим самым решается вопрос, что производить и в каком количестве. Данную функцию рынок выполняет потому, что оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике.
Цена чутко реагирует, не только на изменения в процессе производства, но и на изменения в потребностях людей, в рыночной конъюнктуре, когда происходит нарушение соответствия между спросом и предложением, которое к тому же никогда не бывает абсолютным.
5. Санирующая функция. Рыночная экономика есть весьма жесткая система«организации общественного производства. Она не терпит слабых, а безжалостно расправляется с ними. Тот, кому не удается понизить издержки производства до уровня общественно необходимых, разоряется, не выдержав конкуренции. Рынок очищает национальную экономику (лат. запало означает лечение, оздоровление) от эк-ки слабых и нежизнеспособных субъектов, что ведет к социальному расслоению общества, обогащению одних и разорению других. Выживают наиболее эффективные хозяйственные единицы, а разорившиеся товаропроизводители пополняют ряды людей наемного труда.
Рыночная система хозяйствования обладает рядом как позитивных, так и негативных сторон. К позитивным сторонам рынка можно отнести следующие:
1. Эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство лишь пользующихся спросом товаров.
2. Возможность его успешного функционировании при наличии весьма ограниченной информации. Для этого достаточно иметь лишь данные о ценах и издержках производства.
3. Гибкость, высокую адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. Когда в 70-е годы, например, резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов и т.д.
4. Оптимальное использование результатов НТР. Стремление получить максимум прибыли и конкурентная борьба заставляют производителей постоянно думать о снижении издержек производства, побуждая их применять новейшую технику и технологию, рационально использовать ресурсы и т.д. Тот, кому удается понизить издержки производства ниже общественно необходимых, имеет временные преимущества перед конкурентами. Он получает добавочную прибыль по сравнению с остальными производителями, поскольку рыночная цена на товары определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда.
5. Свободу выбора производителей и потребителей. Они независимы в своих действиях, связанных с принятием решений, заключением различных сделок, с наймом рабочей силы и т.д.
6. Способность к разнообразию товарного мира, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке постоянно нарушающегося равновесия.
7. Воспитание «экономического человека», для которого характерны предприимчивость, расчетливость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия и т.д.
В целом рыночная экономика есть в известной мере саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется экономическим законам. Сотни тысяч наименований товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается определенная сбалансированность спроса и предложения.
Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем. Он прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, тем самым доказав свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации. Ойа является наиболее эффективной из всех существовавших до нее форм общественного производства.
Наряду с позитивными сторонами он имеет и ряд негативных сторон, как-то:
1. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение этого равновесия. Результатом стихийного характера данного процесса являются значительные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса. Поэтому уже материализованные затраты труда оказываются излишними.
2. Стихийное колебание цен порождает неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли. .Для предпринимателей это может означать разорение, а для рабочих - безработицу.
3. Рынок гарантирует право на доход, но не обеспечивает перераспределение дохода между богатыми и бедными (конкуренция перераспределяет доходы лишь между богатыми). В таких условиях работникам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство.
4. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты государства могут заставить предпринимателей вкладывать средства в строительство различного рода очистных сооружений и создание экологически чистых производств.
5. Рынок не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Сильные страны стремятся захватить эти ресурсы.
6. рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг общественного (коллективного) пользования (дороги, дамбы, уличное освещение, общественный транспорт, образование, наука, здравоохранение и т.д.).
7. Рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему инфляционными и другими негативными процессами.
8.Количественное и качественное несовпадение предложения рабочей силы с потребностями в ней предпринимателей порождает в странах с рыночной экономикой хроническую безработицу. Это ведет к снижению жизненного уровня трудящихся, потерям общества от бездействия способных к труду людей и необходимости содержать их за счет работающих, усилению экономической дифференциации в обществе, обострению социальных конфликтов и т.д.
9. Рынок ориентирован не на производство соц необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех. кто имеет больше денег. Поэтому некот людям приходится голодать из-за низк дохода, а др имеют возможность получать чрезмерные доходы. «Хотя рынок обеспечивает высокую степень свободы участникам хозяйственной деятельности, -пишут А.Бломквист, П.Воннакотт, Р.Воннакотт, - но слабым и беззащитным он может дать не больше, чем свободу умереть с голоду»
Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования путем вмешательства государства в экономическую жизнь общества.