Разгосударствление и приватизация экономики

 

Разгосударствление экономики является одним из направлений реформирования современного национального хозяйства.

В специальной литературе термин «разгосударствление» обозначается как процесс ликвидации монополии государственной собственности.

При разгосударствлении экономики осуществляется процесс передачи от государства физическим или юридическим лицам частично либо полностью функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление рассматривается как важное направление перехода от административно-командной к рыночной экономике, укрепления самостоятельности товаропроизводителей, насыщения рынка товарами и услугами, повышения их качества, ликвидации монополизма государственных предприятий.

Цель разгосударствления экономики состоит в том, чтобы снизить долю государственной собственности в национальной экономике, покончить с ее тоталитарной обезличенностью, заинтересовать производителя в результатах своего труда, повысить эффективность производства, выпускать конкурентоспособную продукцию.

При этом обеспечивается необходимый уровень независимости, экономическая ответственность производителей.

В процессе разгосударствления решаются следующие задачи:

формируются основы для экономической свободы граждан. Это можно достигнуть путем предоставления им права собственности, создания частного сектора экономики, образования акционерных обществ и арендных предприятий;

разграничиваются функции государственного управления и функции непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью, которые передаются производителям;

обеспечивается экономическая ответственность товаропроизводителей за результаты своей производственно-коммерческой деятельности. Усиление экономической ответственности товаропроизводителей создает побудительные мотивы к использованию инноваций (новшеств), что приводит к росту эффективности производства;

разрушается монополия государств в производственно-коммерческой деятельности и создается конкурентная среда товаропроизводителей;

сокращаются государственные расходы на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий. Высвобо­дившиеся бюджетные ассигнования, например, можно направить на развитие социальных программ, обеспечивающих повышение уровня жизни людей.

 

Разгосударствление экономики, как правило, осуществляется в двух направлениях: путем ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятия; путем разгосударствления собственности.

Сущность первого направления состоит в передаче основной части управленческих функций от органов государственного управления к предприятиям и другим объектам. Однако это направление недостаточно эффективно, так как оно не меняет основу экономических отношений - отношений собственности. Ограничение влияния государства на хозяйственную деятельность предприятий можно достигнуть за счет уменьшения размера госзаказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей между предприятиями, а также арендных отношений.

Сущность второго направления — это процесс создания многоукладной экономики. Оно может осуществляться как путем организации новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем приватизации государственных предприятий.- Реализация указанных путей разгосударствления экономики может базироваться на акционерных отношениях. Например, создание акционерных обществ на долевой основе можно осуществить путем выпуска акций на полную балансовую стоимость предприятия и разделе их между членами коллектива, согласно их трудовому вкладу.

Чтобы ускорить процесс разгосударствления собственности, проводится преобразование государственных предприятий в предприятия других форм собственности, т. е. приватизация.

Приватизациявлечет за собой признание права каждого работника самостоятельно, по своему усмотрению, распоряжаться своей собственностью и использовать ее для личных или иных целей.

Оба направления разгосударствления экономики, ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность создают предпосылки для развития предпринимательства, появления предприятий различных форм собственности. И наоборот, разгосударствление собственности сопровождается ослаблением влияния государства в хозяйственной сфере.

 

Приватизация (от англ, private - частный, единичный) всегда означает смену государственной формы собственности частной (приватной).

Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В последние годы этот процесс охватил более 80 государств. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило кризисное состояние экономики, признание факта, что рыночная экономика более эффективна, чем командно-административная.

В экономической литературе описаны различные этапы приватизации:

1. Большая приватизация. Сущность ее состоит в том, что государство преобразует крупные предприятия в акционерные компании, а затем распределяются акции среди частных лиц. Способы распределения государственного имущества варьируются от продажи акций по рыночным ценам до бесплатной передачи населению чеков «имущество», обмениваемых на акции. Это один из видов государственного контроля процесса приватизации.

2. Малая приватизация. При ее осуществлении государство продает магазины, квартиры и другие объекты государственной собственности частным лицам или группам инвесторов. Предшествующей стадией малой приватизации может являться развитие арендных отношений при разгосударствлении экономики.

3. Спонтанная приватизация. В этом случае государство не пытается играть контролирующую роль в процессе ее осуществления. Здесь действует закон «джунглей» или критерий примитивного риска. Как правило, права собственности переходят к представителям номенклатуры. Из-за отсутствия развитых рынков капитала и регулирующих механизмов подобное явление обычно проходили в условиях, весьма благоприятных для новых собственников. Номенклатура имеет возможность обойти проблему объективной оценки стоимости приватизируемого имущества и выкупать его по заниженным ценам.

4. Частичная имущественная приватизация заключается в том, что вместо продажи единицы государственной собственности в целом государство может продавать его предпринимателям по частям. Такой принцип возможен не только при ликвидации предприятий, но и по отношению к рентабельным производствам.

5. Собственность трудовых коллективов. Согласно действующему законодательству, в Республике Беларусь преимущественными правами на государственную собственность обладают трудовые коллективы данного предприятия.

6. Реприватизация собственности - это возвращение прежним владельцам или наследникам частной собственности, ранее национализированной (конфискованной) государством.

Учитывая опыт приватизации в других странах, Республика Беларусь осуществляет этот процесс с учетом следующих принципов:

соблюдение законности. В соответствии с этим принципом государство создает законодательную и нормативную базу. Процесс приватизации в Беларуси регулируется нормативными документами, прежде всего Законом «О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», «Государственной программой приватизации»;

сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Данный принцип означает, что при проведении приватизации должны преобладать платные формы приобретения государственных предприятий другими собственниками. Эти формы приватизации по сравнению с безвозмездной передачей являются экономически более целесообразными, предполагают хозяйственную самостоятельность, подлинную ответственность, формируют реального хозяина. Вместе с тем полностью возмездная приватизация не может быть принята с позиций социальной справедливости, так как государственная собственность, созданная трудом всех граждан Беларуси, будет продана ограниченному кругу лиц, обладающих первоначальным капиталом;

право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. Этот принцип вытекает из общенародного характера государственной собственности. Возможны несколько подходов к разделу части стоимости государственного имущества: поровну между всеми, пропорционально возрасту, пропорционально стажу, пропорционально возрасту с учетом стажа работы и другие;

дифференциация методов, способов и процедур приватизации. Необходимость соблюдения этого принципа вызвана наличием множества не сопоставимых между собой объектов приватизации. Это предполагает гибкое сочетание общих принципов приватизации с дифференцированным использованием методов и способов приватизации;

предоставление льгот субъектам приватизации. Смысл этого принципа заключается в том, что преимущественное право в приобретении объектов государственной собственности должно быть предоставлено трудовым коллективам предприятия, так как одной из Важнейших задач приватизации является повышение трудовой активности и на этой основе рост объемов и эффективности производства;

осуществление широкой гласности при проведении приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации, ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей профсоюзов и местной законодательной власти в работе комиссий по приватизации; обеспечение гражданам возможности обращаться в суд и другие органы в случаях ущемления их интересов;

контроль за осуществлением приватизации со стороны государства. Это означает, что вся работа но приватизации должна идти под контролем, как со стороны государства, так и общественных организаций. Это позволит предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся;

соблюдение постепенности и поэтапности. Выполнение этого принципа позволит на должном уровне организовать процесс приватизации и избежать ошибок при ее осуществлении.

При осуществлении приватизации государственной собственности могут достигаться следующие цели:

повышение эффективности деятельности предприятий;

создание условий для формирования новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности;

развитие конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

сокращение вмешательства государства в экономику;

формирование слоя частных собственников;

освобождение бюджета от излишних расходов за счет уменьшения субсидий и ограничения расходов на управление и контроль;

приведение в действие или активизация механизмов привлечения капитала.

 

В процессе приватизации государственных предприятий решаются следующие задачи:

на макроэкономическом уровне активизируются рыночные начала в экономике; осуществляется децентрализация экономики; сокращаются масштабы государственной предпринимательской деятельности; повышается эффективность всей хозяйственной системы; в условиях кризиса укрепляется государственный сектор экономики;

на микроэкономическом уровне задачи приватизации состоят в том, чтобы улучшить технико-экономические показатели работы предприятий, освободить их от государственной сверхцентрализации и бюрократизации, предоставить администрации и трудовым коллективам право самостоятельно принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам.

 

Приватизация государственных предприятий является сложным процессом, требующим большой подготовительной работы по оценке стоимости выкупаемого имущества, изучению возможностей выкупа, обоснованию и выбору методов и способов приватизации.

Методы и способы приватизации.В мире существуют два основных подхода к решению проблемы приватизации собственности - возмездный (платный) и безвозмездный (бесплатный).

Первый подход предусматривает в основном продажу государственной собственности юридическим лицам и гражданам, а также аренду с последующим выкупом. Выбор зависит от традиций, количества денег у населения, политической ситуации.

Первый метод предусматривает в основном продажу государственной собственности юридическим лицам и гражданам, а также аренду с последующим выкупом. Могут использоваться при этом различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.

Второй метод предусматривает два подхода. Прежде всего, осуществляется передача имущества государственных предприятий и организаций в собственность занятых на них работников. Второй подход базируется на разделе и безвозмездной передаче основной части государственного имущества всем членам общества в равных размерах, соответственно возрасту и трудовому стажу.

Выбор метода приватизации зависит от традиций, количества денег у населения, политической ситуации. Каждый из приведенных методов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки. Например, приватизация методом купли-продажи обеспечивает действие рыночных законов, повышает заинтересованность хозяина в результатах труда, дает антиинфляционный эффект, предоставляет возможность выбора покупателя, способствует финансовому оздоровлению экономики.

Для того чтобы приватизация не превратилась в способ легального и чрезмерного обогащения немногих при ограниченности денежных средств у населения и предприятий, осуществление безвозмездной передачи госимущества вызывает снижение социальной напряженности в обществе, расширяет круг потенциальных собственников в различных сферах экономики, позволяет компенсировать потери от безработицы и роста цен, а также является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в частную.

Учитывая особенности этих двух методов, в Республике Беларусь признано процесс приватизации осуществлять следующими способами: путем выкупа арендованного имущества; продажи акций, принадлежащих государству; продажи имущества госпредприятий по конкурсу и на аукционе; на основе безвозмездной передачи части госсобственности гражданам.

Успех приватизации во многом зависит от отношения к этому процессу государства. Поэтому законодательством Республики Беларусь предусмотрено установление трудовым коллективам, приватизирующим государственную собственность, следующих гарантий:

деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации;

до завершения приватизации ответственность но обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и собственником регулируется действующим законодательством;

если предприятие приватизировано сторонним покупателем, то новый собственник обязан выкупить чеки членов трудового коллектива, если они этого потребуют.

Таким образом, осуществление приватизации позволяет создать негосударственный сектор экономики, который в дальнейшем может способствовать выводу экономики из кризисного состояния.