Бюджетирование методом процентной зависимости от объема продаж

6.2.

Метод процентной зависимости от объема продаж рассмотрим на основе информации, представленной в примере 6.1.

Пример 6.1

Имеются следующие данные о деятельности ОАО «Паллада» за 2008 г.

Таблица 1

Отчет о прибылях и убытках ОАО «Паллада» за 2008 г.

Показатель Расчет Тыс. руб.
Объем продаж  
Затраты (1000 × 0,8)
Налогооблагаемая прибыль  
Налог на прибыль (24%)  
Чистая прибыль, в том числе:  
• нераспределенная прибыль 3/4
• дивиденды 1/4

Пусть предприятие ожидает в следующем году 25%-е увеличение объема продаж, тогда:

1000 × 1,25 = 1250 тыс. руб.

Для получения плана прибылей и убытков предположим, что расходы будут составлять 800/1000 = 80% объема продаж.

В случае неизменной дивидендной политики коэффициенты реинвестирования и дивидендных выплат — постоянные величины.

Коэффициент реинвестирования — это доля доходов, используемых на инвестирование. Он рассчитывается по формуле:

,

где RR — коэффициент реинвестирования;

EPS — доход на акцию;

DIV — дивиденд на акцию.

Коэффициент дивидендных выплат — это доля дохода, расходуемая на выплату дивидендов. Он рассчитывается по формуле:

.

Исходя из данных 2008 г. (табл. 1) определим ожидаемые показатели коэффициентов нераспределенной прибыли (RR) и ожидаемые выплаты дивидендов (PR):

RR = 114 / 152 = 3/4;

PR = 38 / 152 = 1/4.

План прибылей и убытков, полученный на основе принятых допущений, приведен в таблице 2.

Таблица 2

План прибылей и убытков ОАО «Паллада» на 2009 г ., тыс. руб.

Показатель Тыс. руб. Расчет
Объем продаж 1000 × 1,25
Затраты 1250 × 0,8
Налогооблагаемая прибыль 1250 - 1000
Налог на прибыль (20%) 250 × 0,20
Чистая прибыль, в том числе: 250 - 50
• нераспределенная прибыль 200 × 3/4
• дивиденды 200 × 1/4

 

Для получения прогнозного баланса используем последний баланс предприятия за 2008 г. (табл. 3).

Таблица 3

Баланс ОАО «Паллада» за 2008 г.

Активы Сумма, тыс. руб. Процент выручки Пассивы Сумма, тыс. руб. Процент выручки
I. Внеоборотные активы, в том числе:     III. Собственный капитал, в том числе:    
• оборудование • уставный капитал н/д
Итого по разделу I • нераспределенная прибыль н/д
      Итого по III разделу н/д
      IV. Долгосрочные обязательства, в том числе:    
      • долгосрочный кредит н/д
II. Оборотные активы, в том числе:     Итого по IV разделу н/д
• запасы V. Краткосрочные обязательства, в том числе:    
• дебиторская задолженность • краткосрочный кредит н/д
• денежные средства • кредиторская задолженность
Итого по II разделу Итого по V разделу н/д
Всего, активы Всего, пассивы н/д

Будем исходить из того, что некоторые статьи баланса будут меняться пропорционально объему продаж, в то время как другие будут от него независимы. Меняющиеся статьи выразим в процентном отношении от объема продаж за прошедший 2008 г. Для независимых статей эти величины пока не определены (н/д).

Например, в разделе оборотных активов запасы равны 60% объема продаж (600/1000) в последнем финансовом году. Предположим, что такое же процентное соотношение сохранится и в планируемом, 2009 г., т.е. на каждый рубль проданного товара будет приходиться 60 копеек запасов.

В целом отношение всех активов к сумме продаж за прошедший 2008 г. было равно 3000/1000 = 3, или 300%. Это отношение называют капиталоемкостью (капиталовложением):

.

Этот коэффициент показывает сумму активов, необходимую для получения 1 рубля продаж. Чем он выше, тем более капиталоемким является предприятие. Как видно из формулы, он является обратным к коэффициенту оборачиваемости активов.

Предположим, что для ОАО «Паллада» этот коэффициент постоянен, тогда ему необходимо 3 руб. активов для получения 1 руб. выручки. То есть, если объем продаж должен увеличиться на 250 тыс. руб., предприятие должно увеличить активы в 3 раза (на 750 тыс. руб.).

Рассмотрим изменения в пассиве. Вместе с объемом продаж будет меняться кредиторская задолженность, поскольку с ростом продаж вырастут закупки необходимых для производства сырья и материалов. Таким образом, счета к оплате будут меняться одновременно с объемом продаж.

Краткосрочный кредит останется неизменным, если только не будет принято решение об его увеличении (уменьшении). Поэтому эта статья помечена как «н/д». То же можно предположить относительно статей долгосрочных обязательств и уставного капитала.

Статья «Нераспределенная прибыль» будет меняться по мере изменения продаж, но зависимость здесь не будет пропорциональной. Нераспределенную прибыль можно рассчитать, используя данные об ожидаемой чистой прибыли и дивидендных выплатах.

Теперь составим промежуточный прогнозный баланс. Там, где это возможно, будем использовать процентные отношения для зависимых от объемов продаж элементов. Для независимых от продаж статей баланса не предполагаем изменений. Результаты расчета приведены в таблице 4.

Таблица 4

Прогнозный баланс ОАО «Паллада» за 2009 г. (промежуточный )

Активы Сумма, тыс. руб. Изменения, тыс. руб. Пассивы Сумма, тыс. руб. Изменения, тыс. руб.
I. Внеоборотные активы, в том числе:     III. Собственный капитал, в том числе:    
• оборудование • уставный капитал
Итого по разделу I • нераспределенная прибыль
      Итого по III разделу
      IV. Долгосрочные обязательства, в том числе:    
      • долгосрочный кредит
II. Оборотные активы, в том числе:     Итого по IV разделу
• запасы V. Краткосрочные обязательства, в том числе:    
• дебиторская задолженность • краткосрочный кредит
• денежные средства • кредиторская задолженность
Итого по II разделу Итого по V разделу
Всего, активы Всего, пассивы

Нераспределенная прибыль увеличилась на 150 тыс. руб., как и было определено ранее в таблице 2.

Как следует из полученных результатов, ожидаемое увеличение активов составит 750 тыс. руб. Однако без дополнительного финансирования пассивы и собственный капитал увеличатся только на 225 тыс. руб., что приведет к дефициту средств:

750 - 225 = 525 тыс. руб.

Таким образом, потребность в дополнительном внешнем финансировании для обеспечения требуемого роста продаж (25%) составляет 525 тыс. руб.

Несмотря на простоту и условность, рассмотренный пример показывает, как планирование выявляет проблемы и потенциальные конфликты:

· если предприятие поставило себе целью отказаться от дальнейших заимствований и эмиссий акций, то 25%-е увеличение продаж неосуществимо;

· если предприятие намерено реализовать намеченный план, то в дальнейшем необходимо будет найти оптимальные источники финансирования.

Далее предположим, что предприятие решило занять необходимую сумму (525 тыс. руб.). В таком случае необходимо определить, какая часть средств может быть заимствована на короткий срок (до 12 месяцев) и какая часть — на более длительный.

Так как оборотные активы увеличились на 300 тыс. руб., в то время как краткосрочные обязательства только на 75 тыс. руб., предприятие может получить 300 - 75 = 225 тыс. руб. в виде краткосрочного кредита и оставить чистый оборотный капитал без изменений. Остаток (525 - 225 = 300 тыс. руб.) придется привлекать в виде долгосрочного кредита или облигационного займа.

В таблице 5 приведен окончательный прогнозный баланс для ОАО «Паллада».

Таблица 5

Прогнозный баланс ОАО «Паллада» на 2009 г.

Активы Сумма, тыс. руб. Изменения, тыс. руб. Пассивы Сумма, тыс. руб. Изменения, тыс. руб.
I. Внеоборотные активы, в том числе:     III. Собственный капитал, в том числе:    
• оборудование • уставный капитал
Итого по разделу I • нераспределенная прибыль
      Итого по III разделу
      IV. Долгосрочные обязательства, в том числе:    
      • долгосрочный кредит
II. Оборотные активы, в том числе:     Итого по IV разделу
• запасы V. Краткосрочные обязательства, в том числе:    
• дебиторская задолженность • краткосрочный кредит
• денежные средства • кредиторская задолженность
Итого по II разделу Итого по V разделу
Всего, активы Всего, пассивы

В качестве компенсирующей переменной мы использовали сочетание краткосрочной и долгосрочной задолженности. Но это решение — не всегда лучшее в подобной ситуации. Существует множество других сценариев, которые мы должны изучить. Большую пользу в данном случае могут принести финансовые коэффициенты.

В таблице 6 определены коэффициенты текущей ликвидности и финансовой зависимости.

Как следует из полученных результатов, 25%-й рост снизит уровень ликвидности и платежеспособности. Вместе с тем значения показателей приемлемы с точки зрения теории. Практические выводы об изменениях коэффициентов можно получить только при сопоставлении их значений со среднеотраслевыми или данными аналогичных предприятий (конкурентов).

Таблица 6

Некоторые финансовые коэффициенты ОАО «Паллада» за 2008—2009 гг.

Показатель Прошлый год (2008 г.) Прогноз (2009 г.)
1. Коэффициент текущей ликвидности
2. Коэффициент финансовой зависимости

Предположение, что активы — это фиксированный процент продаж, удобное, но во многих случаях неподходящее. В частности, в предыдущем примере неявно было сделано допущение, что оборудование предприятия загружено на 100% мощности. Поэтому наращивание объемов реализации привело к увеличению внеоборотных активов. Но на практике часто бывает избыток производственных мощностей, и производство может быть увеличено, например, за счет дозагрузки имеющегося оборудования.

Если предположить, что загрузка оборудования ОАО «Паллада» составляет только 70%, то потребность в дополнительном внешнем финансировании будет совсем иной. Неполная загрузка оборудования на x% означает, что текущий уровень продаж составляет x% максимально возможных. Для нашего примера:

Объем продаж = 1000 тыс. руб. = 0,70 × Полная загрузка

Полная загрузка = 1000 / 0,70 = 1429 тыс. руб.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что объем продаж можно увеличить почти на 43% (с 1000 тыс. руб. до 1429 тыс. руб.) без введения в строй новых активов.

Согласно предыдущему варианту необходимо увеличить основные средства на 450 тыс. руб. Новая ситуация не требует никаких инвестиций в основные средства, потому что объем продаж увеличен до 1250 тыс. руб., что существенно меньше 1429 тыс. руб. при полной загрузке всех производственных мощностей.

В результате первоначальный прогноз о необходимости дополнительного финансирования (525 тыс. руб.) оказался завышенным. При существующей 70%-й загрузке мощностей предприятию необходимо 525 - 450 = 75 тыс. руб. дополнительных фондов. Таким образом, неиспользуемые возможности существенно изменяют прогнозы.

Рассмотрим альтернативный вариант использования мощностей на примере 6.2.

Пример 6.2

Предположим, что ОАО «Паллада» из примера 6.1 использует 90% своих мощностей. Ответим на следующие вопросы.

· Чему равен объем продаж при полной загрузке?

· Чему равен коэффициент фондоемкости?

· Какова потребность в дополнительном финансировании?

Решение.

· Максимально возможный объем продаж в этом случае равен:

1000 / 0,90 = 1111 тыс. руб.

· Из таблицы 3 следует, что основные средства равны 1800 тыс. руб.

· При полной загрузке коэффициент фондоемкости равен:

.

Полученный результат показывает, что после достижения 100%-й загрузки предприятию потребуется 1,62 руб. основных средств для получения 1 руб. продаж.

· При ожидаемом уровне объема продаж 1250 тыс. руб. потребность в основных средствах составит:

Основные средства = Выручка × FAT = 1250 × 1,62 = 2025 тыс. руб.

Это на 225 тыс. руб. меньше первоначально ожидаемых:

(1250 × 1,8 = 2250 тыс. руб.).

· Потребность в дополнительном финансировании составит:

EFN = 525 - 225 = 300 тыс. руб.

· Оборотные активы по-прежнему будут равны 1500 тыс. руб., так что общая сумма активов составит:

1500 + 2025 = 3525 тыс. руб.

· Тогда коэффициент капиталоемкости составит:

3525 / 1250 = 2,82,

что меньше, чем изначально предполагаемое значение 3 из-за избыточных производственных мощностей.

Рассмотренный пример показывает, что результаты, полученные в процессе финансового планирования, зависят от предполагаемых взаимосвязей между объемами продаж и необходимыми активами.