Бюджетный дефицит и государственный долг

Бюджетный дефицит — это сумма, на которую еже­годные расходы бюджета превышают его доходы. Государ­ственный долг — это сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим

лицам.

В зависимости от этого и различают внутренний и внешний государственный долг. Наиболее обременитель­ным является внешний долг, поскольку страна может покрывать его и проценты за счет экспорта товаров, сырья, услуг, золота или свободно конвертируемой валюты. Внут­ренний долг распределяется между населением страны путем выпускаемых займов либо за счет роста налогов; последнее - является явно нежелательным для населения, да и снижает деловую активность работающих. Внутренний долг состоит в основном из займов и вкладов населения. Разновидностью государственного долга являются банкно­ты, лотерейные билеты, гарантийные обязательства. Бюд­жетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвя­заны.

Причины возникновения бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит может быть связан с рядом причин, наиболее частыми и существенными являются:

1.Экономический спад. В результате сокращения объемов производства и продаж, уменьшаются доходы производителей, а, следовательно, и поступления в бюджет. Государство недополучает запланированные деньги, хотя расходную часть выполнить должно в полной мере.

2.Рост безработицы. Особенно на первых порах сопровождается ростом расходов государства на социальные программы (например, выплата пособий по безработицы).

3.Запланированный бюджетный дефицит. Государство намеренно идет на увеличение расходов с целью поддержания экономики в период экономических спадов.

4.Ошибки в планировании. Случается и такое, что неверно оцениваются возможные поступления в бюджет из тех или иных источников.

Способов покрытия бюджетного дефицита несколько. Рассмотрим главные из них.

Первый способ сводится к тому, что его финансируют посредством эмиссии дополнительных денежных знаков. Такая мера, создав видимость быстрого решения финансовой проблемы страны, но на самом деле имеет весьма негативные экономические последствия ибо ложится бременем на плечи населения, ведет к резкому ускорению инфляционных процессов. Каждый дополнительный денежный знак, проникающий в обращение через «дыру» в бюджете, равнозначен неполноценным деньгам, ибо не обеспечен товарной массой продуктов и услугами, он усиливает разрыв между инфляционным спросом и реальным предложением товаров.

Второй способ связан с тем, что для покрытия дефицита государство прибегает к займам у центрального банка. На первый взгляд, кажется, что такая мера не сопровождается инфляцией денег, но это только кажется. Инфляция происходит и здесь, но протекает медленнее и в более цивилизованных формах. В самом деле, допустим, что правительство заняло у центрального банка энную сумму денег и в назначенный срок вернуло банку ссуду с процентами. Но, расплатившись с банком сегодня, государство уже завтра вынуждено обратится к нему за новыми кредитами, которые на данный момент не обеспечены товарными ценностями. В результате происходит постепенное инфляционное разбухание денежной массы.

Третий способ покрытия дефицита проявляется тем, что госу­дарство выпускает и размещает свои долговые обязательства в виде облигаций государственного займа. Данный вид финансирования внешне не носит инфляционного характера. Объем денежных знаков не увеличивается, но дестабилизирующее действие и возможности развития инфляционных процессов очевидны. Дело в том, что вы­пуск облигаций и изъятие у населения денег сокращает инвестиции е экономику, ограничивает предложение товаров. Кроме того, выпуск государственных долговых обязательств сопровождается повышени­ем процентных ставок за предоставляемые кредиты, что также огра­ничивает размеры инвестиций. В итоге происходит то же самое, тор­мозится экономическое развитие, сокращается предложение, усугуб­ляется инфляционное неравновесие рынков. Таким образом, любой из перечисленных способов покрытия бюджетного дефицита высту­пает злом, несет в себе экономическое бедствие для страны. И все же, если беда случилась и дефицит в бюджете появился, то предпо­чтение следует отдавать третьему способу.

Т.о. ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо за счет эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг, поэтому дефицит бюджета должен быть в центре внимания.

В целом вырисовывались три основные концепции: ежегодного балансирования, балансирования в ходе эконо­мического цикла и функциональных финансов.

Ежегодно балансируемый бюджет до недавнего време­ни являлся целью и нашей финансовой политики (в последние годы чисто теоретически). Однако такое ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффектив­ность фискальной политики государства.

Так, в период спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налого­вые поступления в бюджет. В данном случае государство для балансирования бюджета должно либо увеличить на­логи, либо снизить собственные расходы, что приведет к уменьшению совокупного спроса.

В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для уменьшения налоговых поступлений государство должно снизить налоговые ставки или увеличить государственные расходы, но обе эти меры или их сочетание приведут к росту деловой активности, занятости и в конечном итоге не умень­шат инфляцию. Следовательно, ежегодное балансирование бюджета с помощью оперативного государственного регули­рования доходов и расходов Не обеспечивает стабильности экономики в длительном периоде.

Концепция балансирования бюджета в ходе экономи­ческого цикла предполагает, что правительство осущест­вляет антициклическое воздействие и одновременно балан­сирует бюджет. Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на допущение дефицита бюджета. Затем проводит противоположную политику, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмеще­ния предыдущего дефицита. Однако проблемой данной концепции является то, что подъемы и спады в экономи­ческом цикле не совпадают во времени, не одинаковы по глубине и не равнозначна реакция агентов (субъектов) на фискальные меры государства.

Третья концепция основана на идее функциональных финансов. Суть ее в том, что государство должно заботить­ся не о балансировании бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики. Сторонники данной концепции считают, что налоговая система должна стимулировать налоговые поступления. Они будут увеличиваться автома­тически по мере экономического подъема (политика встро­енных стабилизаторов), а значит, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться. Кроме того, права и возможности правительства по выпуску займов и эмиссии денег безграничны и они могут практически финансировать любой дефицит. Считается также, что при большом объеме национального богатства, в том числе и у населения, проблема государственного долга не является обремени­тельной и острой для национальной экономики.

Государство строит свою финансовую политику так, что периодически использует все три концепции. При чем инфляция работает в пользу должников, поскольку рост цен снижает покупательную способность денег, кото­рыми они рассчитываются с кредиторами. Это так назы­ваемый инфляционный налог. По расчетам экономистов, размер государственного долга мог бы быть уменьшен, если бы правительство вело расчет бюджета капиталовложении, включающего амортизацию, и учитывало превыше­ние доходов над расходами в бюджетах штатов и местных органов управления. Эти расчеты имеют значение и для определения размеров государственного долга и в нашей стране. Как государственный долг влияет на функционирова­ние экономики? Банкротства государства не произойдет, поскольку государство, во-первых, проводит рефинанси­рование долга, т.е. погашает предстоящие платежи за счет новых займов; во-вторых, оно может поднять налоги тео­ретически до любых размеров, пока налогоплательщики его платят; в-третьих, правительство имеет право печатать и выпускать деньги в обращение, т.е. осуществлять их эмиссию, перекладывать налоговое бремя на население страны, в том числе частично и на будущее поколение, если адекватно не увеличиваются размеры производства.

В целом государственный долг играет позитивную роль в растущей экономике. По мере роста доходов растут и сбережения. Кейнсианская теория занятости и фискальной политики утверждает, что при полной занятости возрос­ший объем сбережений или его эквивалент будет израсхо­дован потребителем, бизнесом и правительством.

Экономисты кейнсианского направления считают, что дефициты оказали стимулирующее влияние на экономику США. Однако они обеспокоены тем, что это может вызвать инфляцию избыточного спроса. Экономисты неоклассичес­кого направления полагают, что влияние дефицитов умень­шается в связи с рациональными ожиданиями (увеличива­ются сбережения и сокращаются потребительские расходы домохозяйств). Большинство же экономистов обеспокоено дефицитом бюджета.

Вместе с тем, поскольку держателями государственных ценных бумаг являются не все граждане в равной мере, то погашение процентов за счет новых налогов частично перераспределяет доход в пользу держателей бумаг (при прочих равных условиях). Одновременно высокие налоги снижают стимул к инновациям, инвестициям, работе. Кроме того, действует и эффект вытеснения, сущность которого определяется тем, что дефицитное финансирова­ние увеличивает ставку процента и, следовательно, сокра­щает инвестиционные расходы. В таком случае будущее поколение унаследует экономику с уменьшенным произ­водственным потенциалом, значит, уровень жизни при прочих равных условиях будет ниже, чем у нынешнего населения. Для сокращения налогового бремени государ­ство использует возможности своих инвестиций, что в будущем даст возможность не снижаться объему производ­ства. К этому приводит уже имеющаяся безработица, т.е. наличие неиспользуемых ресурсов. Внешний же долг ло­жится на население и является национальным бременем.

Связанные с дефицитом бюджета проблемы экономисты США рассматривают в следующей последовательности: 1) дефицит бюджета федерального правительства; 2) от­носительно высокие процентные ставки; 3) снижение внут­ренних инвестиций (эффект вытеснения); 4) возросший зарубежный спрос на американские ценные бумаги, кото­рый ведет, во-первых, к росту внешнего долга страны; во-вторых, к возрастанию международной ценности долла­ра. Последнее в свою очередь приводит к снижению экс­порта, росту импорта и в конечном итоге — к снижению чистого экспорта США, что и произошло в последние годы. 5)Более серьезные проблемы, связанные с государствен­ным долгом, состоят в том, что выплаты процентов увеличи­вают неравенство в доходах, требуют увеличения налогов, выплаты процентов и долга иностранным лицам и государ­ствам, вызывают перевод части национального дохода за рубеж. Новые заимствования для рефинансирования долга могут увеличить проценты и вытеснить чистые инвестиции. И, как уже отмечалось, предполагается, что конгресс США должен в будущем ежегодно балансировать бюджет. В 1985 г. был принят закон Грэмма — Радмана — Холлингса о достижении в 1993 г. сбалансированного бюджета за счет сокращения расходов правительства. Многие считают необ­ходимым увеличить количество налогов (например, на им­портную нефть и т.д.). Вносятся предложения о дальнейшей приватизации, а также о предоставлении президенту права вето по отдельным статьям расходов.

Большую роль в образовании бюджетных дефицитов, государственного долга и их регулировании играет фис­кальная политика. Но и общие экономические процессы способны спровоцировать негативные последствия в этом.