Особенности налогообложения в СЭЗ

 

Свободная экономическая зонаявляется особым территори­ально-хозяйственным образованием с жестко за­крепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зо­нальным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления. Создание СЭЗ благоприятствует экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию этих территорий.

СЭЗ при­званы инициировать деловую и финансовую активность в пер­вую очередь внешних инвесторов, стать источником новых ра­бочих мест для местного населения. По мере развития зон госу­дарство рассчитывает на оживление регионов, распространение деловой активности на экономику всей страны.

Юридической базой для осуществления деятельности субъектов хозяйствования в СЭЗ являются Закон РБ «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г., Указы Президента РБ о создании каждой зоны, положений о свободных экономических зонах и их админис­трациях, нормативно-правовых документов об особеннос­тях налогообложения. Для реализации в рамках СЭЗ принимаются инвестиционные проекты, направленные на развитие экспортного потенциала РБ; развитие и тиражирование инновационных и ресурсо- и энергосберегающих технологий; вовлечение в производственный оборот неиспользуемых помещений и оборудования. На территории СЭЗ не допускается:

· хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

· производство, переработка, хранение и продажа опасных и радиоактивных материалов, наркотиков, культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

· производство алкогольных напитков, кроме вин, пива и шампанского;

· производство табачных изделий;

· организация лотерей и игорного бизнеса;

· подготовка и трансляция теле- и радиопередач;

· лечение больных, страдающих опасными инфекционными и психическими болезнями;

· лечение животных с особо опасными болезнями;

· деятельность, связанная с трудоустройством граждан за рубежом;

· другие запрещенные законодательством виды деятельности.

В Республике Беларусь действуют:

1) СЭЗ «Минск»;

2) СЭЗ «Брест» – является первой функционирующей СЭЗ в Республике Беларусь;

3) СЭЗ «Гродноинвест»;

4) СЭЗ «Гомель-Ратон»;

5) СЭЗ «Могилев»;

6) СЭЗ «Витебск»,

СЭЗ на территории Республики Бела­русь создаются по решению Президента на определенный срок, который может быть продлен также по решению Президента Республики Беларусь. В целях создания благоприятных условий для развития СЭЗ в Республике Беларусь установлен правовой режим, пред­полагающий особый порядок и условия налогообложения, ва­лютного, таможенного и иного регулирования.

К наиболее распространенным льготам и привилегиям, пре­доставляемым в СЭЗ, относятся:

1. Полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и сборов ввозимых на территорию СЭЗ ма­шин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства, а также прочих товаров, освобождение от тамо­женных пошлин и других сборов вывозимых товарно-сырье­вых ресурсов.

Указанная льгота распространяется только на резидентов СЭЗ и означает:

• при ввозе иностранных и отечественных товаров на терри­тории СТЗ налоги, таможенные плате­жи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взи­маются и меры экономической политики не применяются;

• при ввозе товаров с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров;

• при вывозе с территории СЭЗ собственных товаров за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не приме­няются. В отношении других товаров взимание налогов, тамо­женных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Территория свободной таможенной зоны может не совпа­дать с территорией СЭЗ и определяться внутри СЭЗ админис­трацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможен­ным комитетом Республики Беларусь.

2. Полное или частичное освобождение предприятий от на­логовых выплат в местный бюджет, предоставление на огово­ренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов.

3. Предоставление в аренду помещений, земли по льготным тарифам па длительный срок, льготные транспортные тарифы, льготные цены на энергоносители.

Следует отметить, что льготное налогообложение распространяется только на производственную деятельность резидентов СЭЗ и не распространяется на торгово-закупочную деятельность. Конкретные льготы определяются соответствующими нормативными документами по каждой СЭЗ. Например, по большинству СЭЗ действуют следующие льготы: ставка налога на прибыль 15% (в первые пять лет прибыль от производственной деятельности освобождается от налога); налог на недвижимость не уплачивается, сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции по реализации товаров за пределы РБ не уплачивается, местные налоги и сборы не уплачиваются и др.

Рассматривая налогообложение СЭЗ Республики Беларусь, можно сделать вывод, что путем использования предоставленных льгот, налоговая нагрузка на резидентов свободных экономических зон в среднем снижается на 40 % в первые пять лет начала деятель­ности и получения прибыли и на 30 % - в последующие годы.