Плата за природные ресурсы

Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Основные задачи экономического механизма охраны окру­жающей природной среды и рационального природопользования:

- планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

- установление лимитов использования природных ресур­сов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загряз­няющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

- предоставление предприятиям, учреждениям и организа­циям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии;

- возмещение в установленном порядке вреда, причиненно­го окружающей природной среде и здоровью человека.

Экономическое стимулирование природоохранительной деятельности осуществляется с помощью следующих мер:

- установления налоговых льгот, предоставляемых пред­приятиям, учреждениям и организациям при внедрении техноло­гий, обеспечивающих природоохранительный эффект;

- освобождения от налогов экологических фондов;

- применения льготного кредитования предприятий, эффек­тивно осуществляющих охрану окружающей среды.

Финансирование природоохранительной деятельностиосуществляется за счет:

а) бюджетов всех уровней, начиная от федерального и кончая местными;

б) средств предприятий, учреждений и организаций;

в) федеральных, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;

г) фондов экологического страхования;

д) кредитов банков;

е) добровольных взносов.

Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст.20) введена платность использования природных ресурсов.

Плата за природные ресурсы(земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

- за право пользования природными ресурсами в преде­лах установленных лимитов;

- за сверхлимитное и нерациональное использование при­родных ресурсов;

- на воспроизводство и охрану природных ресурсов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов сверх установленных лимитов.

Плата за землю. Согласно закону «О плате за землю» с последующими дополнениями и изменениями, доля средств, взи­маемых в качестве платы за землю, уточняется постановлениями исполнительной власти субъектов Федерации. Земельный налог взимается с землепользователей с последующим перераспределе­нием части средств в федеральный и местный бюджеты.

Плата за пользование недрами. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разре­шением в виде лицензии.

Законом «О недрах» (с изменениями и дополнениями от 08.02.95) определено, что пользование недрами является плат­ным, за исключением случаев, предусмотренных ст.40 закона. Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, соответствующие местные бюджеты.

В соответствии с законом РФ «О недрах» и постановле­нием Правительства РФ №828 от 28.10.92 все недропользователи, в том числе и промышленные предприятия, при наличии лицензии, вносят в бюджет платежи за право добычи подземной пресной воды. Вопрос о взимании и размерах платежей за право на пользование недрами при добыче подземных пресных вод решается при выдаче лицензии.

Согласно ст.42 закона «О недрах» (в редакции от 03.03.95) распределение платежей за добычу подземных вод ус­танавливается в соответствии с водным законодательством РФ.

Плата за воду. В соответствии с законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» за забор воды из водохозяйственных систем промышленные предприятия вносят в бюджет плату за воду. Порядок внесения указанной платы оп­ределяется соответствующим распоряжением местной исполни­тельной власти.

Плата за загрязнение окружающей среды. Плата за вы­бросы, сбросы, размещение отходов является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среды. Взимание платы за загрязнение среды осуществляется во испол­нение закона «Об охране окружающей природной среды» и в со­ответствии с постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.92 «О порядке определения платы и ее предельных размеров за за­грязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Постановлением Правитель­ства РФ № 632 от 28.08.92 определено три вида платежей:

• за загрязнение окружающей среды в объемах, не превы­шающих установленных природопользователю предельно допусти­мых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также в пределах установленных на размещение отходов лимитов;

• за загрязнение в пределах временно согласованных нор­мативов;

• за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

Порядок разработки и утверждения экологических нор­мативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружаю­щую природную среду, лимитов использования природных ре­сурсов и размещения отходов определен постановлением Прави­тельства РФ от 03.08.92 «Об утверждении «Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и ис­пользования природных ресурсов, размещения отходов».

Минприроды РФ по согласованию с Минэкономики реше­нием от 27.11.92 были установлены базовые нормативы платы:

• за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стацио­нарных и передвижных установок за загрязнения в пределах до­пустимых нормативов выброса и в пределах установленных лими­том (временно согласованных) нормативов выбросов;

• за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и под­земные водные системы в пределах допустимых нормативов вы­броса и в пределах установленных лимитом (временно согласо­ванных) нормативов сбросов;

• за размещение отходов.

На основе базовых нормативов с учетом коэффициентов, отражающих конкретные факторы, органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются дифференцированные ставки платы. Коэффициент индексации платы за загрязнение окру­жающей природной среды вводится по отношению к дифферен­циальным ставкам платы.

В соответствии с законом «Об охране окружающей при­родной среды» (ст.20 п.4) плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке на счета государственных внебюджетных экологических фондов (90 %) и в доход республи­канского бюджета РФ (10%).

Перечисление платежей за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и доход федерального бюджета осуществ­ляется предприятиями в плановом порядке ежеквартально. По истечении отчетного квартала платежи пересчитываются и кор­ректируются в соответствии с фактическим загрязнением, произве­денным природопользователем. В случае нарушения сроков вне­сения платежей предприятие-плательщик уплачивает пени за каж­дый день просрочки. Суммы, излишне внесенные в экологический фонд, засчитываются предприятию в счет платы следующих квар­талов либо возвращаются плательщику по его письменному заявлению. Споры между плательщиками и контролирующими орга­нами рассматриваются судом.