Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов

(МАРПОЛ-73/78).

 

Принята 2 ноября 1973 года, вступила в силу 2 октября 1983 года, принята РФ года.

Документ является комбинацией двух других соглашений, принятых соответственно в 1973 и в 1978 годах.

Первым международным документом по предотвращению загрязнения моря нефтью была конвенция, принятая в Лондоне в 1954 году и вступившая в силу 26 июля 1958 года. Однако этот документ не был достаточно эффективен для борьбы с загрязнением, и после аварии танкера «Торри Каньон» было принято решение о его пересмотре. В 1973 году была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73). До 1978 года её ратифицировали только три государства.

Участившиеся аварии танкеров потребовали новых мер безопасности. В феврале 1978 года в Лондоне состоялась Международная конференция по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения моря. Результатом работы конференции стали два протокола: Протокол 1978 года к СОЛАС-74 и Протокол 1978 года к МАРПОЛ-73. Протокол МАРПОЛ-78 является самостоятельным документом и включает в себя все положения МАРПОЛ-73. Он вступил в силу 2 октября 1983 года.

Конвенция 1973 года, измененная Протоколом 1978 года, известна как Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года -МАРПОЛ-73/78.

В конвенции МАРПОЛ-73/78 предусмотрены меры по сокращению и предотвращению загрязнения морской среды как нефтью и нефтепродуктами, гак и другими вредными веществами, которые перевозятся на судах или образуются в процессе их эксплуатации.

Конвенция содержит два протокола: Протокол 1 - Положения, касающиеся сообщений об инцидентах, связанных со сбросом вредных веществ (Резолюция А.648 (16); Протокол II - Арбитраж.

Основные правила конвенцииМАРПОЛ 73/78 содержатся в шести приложениях:

Приложение 1 - правила предотвращения загрязнения нефтью;

Приложение II - Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом;

Приложение III - Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съёмных танках, автодорожных и железнодорожных цистернах;

Приложение IV - Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов- Приложение V - Правила предотвращения загрязнения мусором с судов

Приложение VI - Правила по предотвращению загрязнения воздушной среды с судов.

3 сентября 1995 года были приняты поправки (новые правила): к Приложению1правило 8а «Контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований Приложению П - правило 15 «Контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований»; к Приложению III - правило 8 «Контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований»; к Приложению V – правило 8 «Контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований». Эти поправки вступили в силу 3 марта 1996 года.

14 сентября 1995 года были одобрены поправки к Приложению V - новое правило 9 - «Плакаты, планы управления мусором и ведение учета мусора». Правило предусматривает вывешивание плакатов о требованиях Правила 3 «Удаление мусора за пределами особых районов» и Правила 5 «Удаление мусора в особых районах» настоящего Приложен Правило 9 также требует, чтобы каждое судно вместимостью более 400 тонн или сертифицированное для перевозки 15 и более пассажиров имело и выполняло «План управления мусором» (процедуры сбора, хранения, обработки и удаления мусора) В плане должно быть указано лицо, ответственное за операции с мусором. Пункт 3 правила требует наличия и ведения на судне «Журнала операций с мусором». Указанные поправки вступили в силу 1 июля 1997 года.

В прилагаемой форме «Журнала операций с мусором» указано на необходимость получения квитанции на сдачу мусора (п. 4.2) и определения количества мусора (п 4 3) Для судов, построенных до 1 июля 1997 года, это правило следует применять после 1июля 1998 года.

Конференция ИМО одобрила Приложение VI к МАРПОЛ-73/78. Приложение содержит «Правила по предотвращению загрязнения воздушной среды с судов» Правила ограничивают содержание выделений окиси серы и окиси азота в выхлопных газах судов, двигателей, ограничивается и содержание серы в мазуте (топливе для судовых двигателей).Также запрещается умышленное выделение озоноуничтожающих субстанций

В будущем предполагается дополнить МАРПОЛ-73/78 новым дополнением, касающимся водного балласта, перевозимого на судах. В 1991 году Комитетом по защите морской среды (МЕРС) была принята Резолюция МЕРС.50(31), «Руководство по предотвращению внесения нежелательных водных и патогенных организмов в результате сброса с судов водяного балласта и осадков.