Экономического стимулирования промышленного производства

О совершенствовании планирования и усилении

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР

10.3.

 

Народное хозяйство СССР успешно развивается по единому об­щегосударственному плану, обеспечивающему и направляющему деятельность всех предприятий и организаций, коллективный труд советского народа (…)

Осуществление поставленных задач по созданию материально-технической базы коммунизма, неуклонному подъему материаль­ного и культурного уровня жизни народа требует обеспечения вы­соких темпов развития промышленного производства, внедрения в народное хозяйство новейших достижений науки и техники, науч­ной организации труда, улучшения качества продукции и повыше­ния эффективности общественного производства.

Важнейшим условием решения этих задач является более пол­ное использование преимуществ системы социалистического хо­зяйства, дальнейшее улучшение планового руководства промыш­ленностью.

Существующие методы и формы планирования и стимулирова­ния в промышленности имеют крупные недостатки и не отвечают новым требованиям хозяйственного строительства, современным технико-экономическим условиям и уровню развития производи­тельных сил.

В плановом руководстве промышленностью чрезмерно большое место занимают административные формы и методы, а роль эко­номических методов принижена. Плановые задания ориентируют предприятия главным образом на выполнение количественных показателей. Самостоятельность предприятий в развитии производ­ства и изыскании наилучших способов выполнения государствен­ных планов необоснованно ограничена.

Не создана должная материальная заинтересованность работни­ков в улучшении общих итогов работы предприятия, в использовании своих внутренних резервов и повышении рентабельности про­изводства. Недостаточна ответственность предприятий за наруше­ние сроков поставки продукции потребителям и за выпуск продукции низкого качества. Хозяйственный договор еще не занял должного места в отношениях между предприятиями. Хозяйствен­ный расчет на предприятиях является в значительной мере фор­мальным. Прибыль, премии, кредит и другие экономические рычаги слабо используются в планировании и хозяйственной деятельности. Имеются крупные недостатки в ценообразовании.

В целях повышения эффективности общественного производ­ства, увеличения темпов роста национального дохода и на этой ос­нове дальнейшего подъема благосостояния народа Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают необходимым изменить методы планового руководства промышленностью в сле­дующем направлении:

обеспечить наиболее правильное сочетание централизованного государственного планирования с широкой хозяйственной инициа­тивой предприятий и усилением экономического стимулирования промышленного производства;

расширить права предприятий на основе полного хозяйствен­ного расчета. По мере повышения эффективности производства и роста ресурсов предприятий увеличивать размер средств, оставля­емых в распоряжении предприятий для развития производства и поощрения работников;

оценивать результаты деятельности предприятий по реализо­ванной продукции, полученной прибыли (рентабельности производства) и по выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции;

поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов их индивиду­ального труда, но и от общих итогов работы предприятий;

положить в основу экономических отношений между предприятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать постоянные прямые связи между предприятиями-изготовите­лями и потребителями. Повысить роль хозяйственных договоров.

Системы планирования и экономического стимулирования должны создавать у коллективов предприятий заинтересованность в разработке более высоких плановых заданий, предусматриваю­щих полное использование производственных фондов, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, совершенствование техники производства и улучшение качества продукции.

Повышение роли экономических методов в плановом руко­водстве промышленным производством и расширение хозяйствен­ной самостоятельности предприятий должны осуществляться на основе дальнейшего совершенствования централизованного плани­рования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита и оплаты труда, в интересах дальнейшего роста и эффективности производства, пропорционального развития народного хозяйства. Все это позволит более полно использовать преимущества социалистического способа производства и откроет новые возможности для подъема экономики страны.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

 

I. ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И РАСШИРЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

1. Повысить роль перспективных планов развития народного хо­зяйства как важнейшего условия непрерывного роста и совершен­ствования производства, широкого внедрения достижений науки и техники, более полного обеспечения пропорциональности в разви­тии отраслей народного хозяйства и районов страны.

Установить, что пятилетний план (с распределением важней­ших заданий по годам) является основной формой государствен­ного планирования развития народного хозяйства.

Задания пятилетних планов конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах и потребностях народного хозяйства и населения.

Пятилетние и годовые планы предприятий разрабатываются ими на основе устанавливаемых вышестоящей организацией кон­трольных цифр.

Предприятия-изготовители, исходя из контрольных цифр, за­благовременно договариваются с предприятиями-потребителями или сбытовыми и торгующими организациями об объеме, ассор­тименте, качестве и сроках поставки продукции и формируют порт­фель заказов.

Вышестоящие хозяйственные органы рассматривают с участи­ем предприятий их планы и составляют отраслевые планы. Утверждаемые показатели плана должны доводиться до предприятий не позже чем за два месяца до начала планируемого года.

2. В целях наиболее полного учета в планах достижений науки и техники поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР разра­батывать с участием министерств и ведомств СССР и советов мини­стров союзных республик и представлять в Совет Министров СССР заблаговременно, до составления народнохозяйственных планов, предложения об основных направлениях развития науки и техни­ки, об использовании в народном хозяйстве научно-технических достижений, имеющих важное народнохозяйственное значение.

Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и советам министров союзных республик с учетом этих предложений преду­сматривать в пятилетних и годовых планах конкретные задания и мероприятия по разработке и внедрению в промышленное производство высокоэффективных машин, оборудования, технологичес­ких процессов, методов организации производства и труда, новых, более экономичных материалов, а также по комплексной механиза­ции и автоматизации производства.

3. Считать одной из главных задач плановых органов, хозяйст­венных организаций и предприятий обеспечение всемерного повы­шения качества продукции, создание более производительных ма­шин и оборудования, эффективных видов сырья и материалов, удо­влетворяющих требованиям потребителей и соответствующих сов­ременному техническому уровню (…)

Повысить роль государственных стандартов как важнейшего средства улучшения качества продукция. Совершенствовать стан­дарты с учетом достижений науки и техники и обеспечивать быст­рейшее их внедрение. Всемерно расширять практику гарантирова­ния предприятиями надежности и долговечности выпускаемых имя изделий и установления длительных сроков гарантии.

Признать необходимым ввести государственную аттестацию ка­чества продукции (...)

4. Признать необходимым расширить хозяйственную самосто­ятельность промышленных предприятий. В связи с этим сократить число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими организациями, ограничив их, как правило, следующими показателями:

по производству:

общий объем реализуемой продукция в действующих оптовых ценах. В отдельных отраслях в случае необходимости может применяться показатель — объем отгруженной продукции;

важнейшие виды продукции в натуральном выражении (с ука­занием в том числе продукции для экспорта), включая показатели качества продукции;

по труду — общий фонд заработной платы;

по финансам: общая сумма прибыли и рентабельность (к сумме основных фондов и оборотных средств);

платежи в бюджет и ассигнования из бюджета;

по капитальному строительству:

общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ;

ввод в действие основных фондов и производственных мощно­стей за счел: централизованных капитальных вложений;

по внедрению новой техники — задания по освоению производ­ства новых видов продукции и по внедрению новых технологичес­ких процессов, комплексной механизации и автоматизации произ­водства, имеющих особо важное значение для развития отрасли;

по материально-техническому снабжению - объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организацией (…)

Установить, что все остальные показатели планов предприятий утверждению вышестоящими организациями не подлежат, а разра­батываются самими предприятиями и используются плановыми органами как расчетные материалы к составлению планов.

Поручить ЦСУ СССР по согласованию с Госпланом СССР вне­сти необходимые изменения в государственную статистическую отчетность предприятий, сохранив в ней такие показатели, как ва­ловая продукция, производительность труда, численность работаю­щих, средняя заработная оплата, себестоимость продукции, внедре­ние новой техники и другие показатели, необходимые для анализа и оценки экономических итогов работы промышленности.

5. Установить, что предприятия самостоятельно решают вопро­сы производственно-хозяйственной деятельности, имея в виду при этом обязательное выполнение заданий государственного плана, и в частности:

планируют объем производства, детальную номенклатуру и ас­сортимент продукции на основе доводимых до предприятий выше­стоящими организациями плановых заданий, а также заказов, при­нятых предприятиями в порядке прямых связей с потребителями или сбытовыми и торгующими организациями;

планируют и осуществляют за счет нецентрализованных капи­тальных вложений мероприятия по совершенствованию производ­ства, в частности по замене устаревшего и малопроизводительного оборудования, внедрению новых технологических процессов, мето­дов и средств контроля, устранению узких мест производства, и другие мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности производства;

устанавливают и расширяют там, где это хозяйственно целесо­образно, долговременные связи с потребителями продукции и по­ставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудо­вания и других изделий на основе планов материально-техниче­ского снабжения;

планируют производительность труда, численность работников и среднюю заработную плату, устанавливают наиболее рациональную структуру управления предприятием;

используют часть прибыли и другие средства, оставляемые в распоряжении предприятий, на материальное поощрение работ­ников, социально-культурные мероприятия и жилищное строи­тельство, на развитие производства и совершенствование техники;

определяют наиболее рациональные формы материального по­ощрения, условия и размеры премирования на основе отраслевых типовых положений.

При разработке планов и в процессе их выполнения предприя­тия должны обеспечивать систематический рост производства за счет всемерного увеличения выпуска продукции, необходимой на­родному хозяйству и для поставки на экспорт, постоянно повы­шать технический уровень производства, улучшать эксплуатаци­онные и потребительские качества продукции, снижать издержки производства, увеличивать прибыль и рентабельность.

Особое внимание должно уделяться неуклонному повышению производительности труда как решающему условию ускорения темпов роста производства и подъема благосостояния народа (…)

10. В интересах последовательного осуществления хозрасчетных отношений между предприятиями, а также между предприя­тиями и сбытовыми, снабженческими, торговыми, сельскохозяйст­венными, заготовительными и другими организациями установить, что хозяйственный договор должен являться основным докумен­том, определяющим права и обязанности сторон по поставкам всех видов продукции, включая продукцию, распределяемую в центра­лизованном порядке (...)

Повысить материальную ответственность предприятий и орга­низаций за невыполнение договорных обязательств по поставкам продукции, с тем чтобы, как правило, возмещать причиненные убытки. Установить, что платежи по возмещению убытков, штра­фам и пени относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятий или организаций, по вине которых нарушен договор.

Усилить материальную ответственность железнодорожных, водных, автомобильных и других транспортных организаций за не­своевременный вывоз с предприятий и задержку доставки потре­бителям продукции, а также за сохранность продукции при ее пе­ревозке.

Установить материальную ответственность проектных и кон­структорских организаций за допущенные ими в проектах, техно­логических схемах и конструкциях дефекты, приведшие к потерям

и дополнительным затратам в строительстве и при освоении вве­денных в действие объектов.

Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению, Госстрою СССР, Госу­дарственному арбитражу при Совете Министров СССР и Юридиче­ской комиссии при Совете Министров СССР совместно с заинтере­сованными организациями разработать и представить в Совет Ми­нистров СССР предложения о материальной ответственности про­мышленных, транспортных, проектных и конструкторских органи­заций, а также должностных лиц этих организаций за невыполне­ние соответствующих заданий и обязательств.

11. В целях улучшения организации материально-технического снабжения считать необходимым:

а) разработать рациональные схемы устанавливаемых на дли­тельное время прямых связей между предприятиями, имея в виду создание наиболее целесообразного территориального и отрасле­вого разделения общественного труда и обеспечение наименьших издержек на производство продукции и ее транспортировку;

б) обеспечить дальнейшее расширение системы снабжения предприятий материальными ресурсами через территориальные снабженческие и сбытовые базы в районах потребления и органи­зовать оптовую торговлю средствами производства;

в) укрепить хозяйственный расчет в деятельности снабженче­ских и сбытовых органов, усилить их материальную заинтересо­ванность и ответственность за организацию рациональных хозяй­ственных связей между предприятиями, обеспечение бесперебой­ного снабжения народного хозяйства и ускорение оборачиваемости товарно-материальных ценностей.

Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению и Госплану СССР с при­влечением министерств и ведомств СССР и соответствующих рес­публиканских органов в трехмесячный срок разработать и предста­вить в Совет Министров СССР конкретные предложения по улуч­шению организации и планирования материально-технического снабжения в указанных направлениях.

 

II. ПО УСИЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И УКРЕПЛЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА

 

12. Признать необходимым усилить роль прибыли в экономическом стимулирование предприятий и повышении материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников предприятий в достижении лучших результатов работы. Размеры прибыли, ос­тавляемой в распоряжении предприятий, должны находиться в за­висимости от улучшения результатов их хозяйственно-финансо­вой деятельности.

Прибыль должна быть источником образования фондов пред­приятий, финансирования собственных капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат предприятий.

13. Установить, что в распоряжении предприятий за счет прибыли и других собственных ресурсов создаются:

а) фонд материального поощрения;

б) фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

в) фонд развития производства.

Неиспользованные остатки указанных фондов переходят на следующий год и изъятию у предприятия не подлежат.

14. Фонд материального поощрения предназначается для пре­мирования работников предприятий, вознаграждения за годовые итоги работы предприятий, а также для оказания единовременной помощи работникам.

15. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используется для строительства и капитального ре­монта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, а также улучшения культурно-бытового обслуживания рабочих, инженер­но-технических работников и служащих предприятия. Предприятия могут использовать средства указанного фонда для долевого участия в совместном строительстве жилых домов и учреждений культурно-бытового назначения.

Установить, что вся жилая площадь, построенная за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, используется для удовлетворения нужд работников предприятия и распределяется самим предприятием с последую­щим сообщением исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся.

16. Фонд развития производства предназначается для финан­сирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации, модернизации оборудования, об­новлению основных фондов, совершенствованию организации про­изводства и труда, а также на другие мероприятия по развитию производства, направленные на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости и улуч­шение качества продукции, повышение рентабельности производ­ства.

Этот фонд образуется за счет отчислений от прибыли предприя­тия, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, и выручки от реализа­ции выбывшего и излишнего имущества (основных фондов) (…)

20. Установить, что предприятия, допустившие по своей вине невыполнение плана прибыли (сверхплановые убытки) и не обеспечившие в связи с этим сохранность собственных оборотных средств, обязаны возмещать образовавшийся недостаток собственных оборотных средств путем проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих получение сверхплановой прибыли (экономии) в последующие периоды, а в необходимых случаях также за счет временного (до двух лет) снижения отчислений от прибыли (экономии) в фонды предприятий в размере до 30%.

В связи с этим:

прекратить возмещение за счет бюджета недостатка собствен­ных оборотных средств, образующегося по вине предприятий;

разрешить Госбанку СССР предоставлять предприятиям кре­дит на срок до двух лет на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств под их обязательства о проведе­нии конкретных мер, обеспечивающих восполнение недостатка собственных оборотных средств (…)

21. В целях повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных основных фондов и обо­ротных средств установить отчисления предприятий в бюджет из прибыли в зависимости от стоимости производственных основных фондов и оборотных средств — плату за основные фонды и обо­ротные средства (…)

Не взимать плату за производственные основные фонды, созданные за счет фонда развития производства, в течение двух лет и за счет кредитов банка — до погашения ссуды. Освободить вновь вводимые в действие предприятия, а также действующие предприятия в части производственных фондов вновь вводимых цехов от платы за основные фонды и оборотные средства на срок освоения производственных мощностей, установленный отрасле­выми нормативами (…)

23. Установить, что проценты за пользование банковским кре­дитом относятся на результаты деятельности предприятий и не включаются в себестоимость продукции.

24. Установить следующий порядок распределения прибыли, полученной предприятием:

а) из прибыли предприятие в первую очередь вносит в бюд­жет плату за основные фонды и оборотные средства и фиксиро­ванные платежи, а также уплачивает проценты за банковский кредит;

б) после внесения указанных платежей прибыль предприятия направляется на образование фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного стро­ительства и фонда развития производства. Для определения нор­мативов отчислений в эти фонды принимается прибыль за выче­том из нее платы за производственные основные фонды и оборот­ные средства, фиксированных платежей и процентов за банков­ский кредит;

в) из оставшейся части прибыли осуществляется погашение кредита, предоставленного на капитальные вложения (кроме кредита, погашаемого за счет фонда развития производства), фи­нансирование централизованных капитальных вложений, приро­ста собственных оборотных средств и других затрат в пределах сумм, предусмотренных по плану, а также производятся отчисле­ния в резерв для оказания финансовой помощи и на другие цели в соответствии с решениями правительства СССР. Разница меж­ду общей суммой прибыли и указанными платежами и отчислениями, а также частью прибыли, используемой на покрытие плано­вых затрат, направляется в бюджет в виде взноса свободного остатка прибыли.

Поручить Министерству финансов СССР, Госплану СССР и Гос­банку СССР с участием ВЦСПС, министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик:

а) подготовить и представить в Совет Министров СССР пред­ложения о порядке образования резерва министерств и ведомств для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйствен­ным организациям;

б) разработать и утвердить положение о порядке распределе­ния прибыли (плановой и сверхплановой).

 

III. ПО УСИЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ РАБОТНИКОВ В УЛУЧШЕНИИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

25. В целях усиления материальной заинтересованности работни­ков промышленных предприятий в повышении эффективности производства, улучшении качества продукции, росте объема реа­лизации продукции и прибыли признать необходимым увеличить в оплате их труда ту часть, которая непосредственно зависит от улучшения общих итогов работы предприятия.

В соответствии с этим наряду с периодическим пересмотром в централизованном порядке тарифных ставок (окладов) повы­шать долю премий в заработной плате рабочих, инженерно-техни­ческих работников и служащих, а также ввести выплату вознаг­раждения работникам за улучшение общих годовых итогов рабо­ты предприятия за счет использования части фонда материально­го поощрения.

Предусматривать в планах, по мере роста прибыли и рента­бельности производства, увеличение размеров прибыли, оставля­емой предприятиям для материального поощрения работников.

26. Установить, что в фонд материального поощрения, кроме отчислений от прибыли, включается суммы премии, выплачива­емых рабочим по фонду заработной платы.

В целях стимулирования заинтересованности работников в по­вышении качества продукции отчислять в фонд материального поощрения предприятия по установленным нормам дополнитель­но часть прибыли, полученной за счет надбавки к цене за улучше­ние качества продукции, а также часть прибыли от реализации но­вых высококачественных и улучшенных товаров народного по­требления.

27. Размер отчислений от прибыли в фонд материального по­ощрения определяется по нормативам в зависимости от увели­чения объема реализации продукции (или размера прибыли) и уровня рентабельности, предусмотренных в годовом плане (…)

Размеры фонда материального поощрения увеличиваются при повышении удельного веса новой продукции в общем объеме про­изводства (…)

28. Отчисления от прибыли в фонд материального поощрения производятся ежеквартально по итогам работы за истекший период с начала года нарастающим итогом (квартал, полугодие, девять месяцев, год) исходя из данных о выполнении плана по реализации продукции и прибыли.

Отчисления в фонд материального поощрения в установленных размерах производится при выполнении предприятием плана по прибыли и реализации продукции в номенклатуре, предусмот­ренной в плане.

При перевыполнении предприятием плана прибыли и реали­зации продукции производятся дополнительные отчисления в фонд материального поощрения.

При невыполнении предприятием плана прибыли и реализа­ции продукции в установленной номенклатуре отчисления в фонд материального поощрения производятся в пониженных размерах. Номенклатура продукции, при невыполнении плана по которой снижаются отчисления в фонд материального поощрения, уста­навливается предприятиям вышестоящими органами при утверж­дении показателей годового плана. Другие ограничения по отчис­лениям в фонд материального поощрения не устанавливаются (…)

29. Установить, что фонд материального поощрения исполь­зуется:

а) на премирование рабочих, руководящих, инженерно-техни­ческих работников и служащих по устанавливаемым премиальным системам;

б) для единовременного поощрения отличившихся рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих за выполнение особо важных производственных заданий;

в) для выплаты вознаграждения рабочим, руководящим ин­женерно-техническим работникам и служащим за общие резуль­таты работы предприятия по итогам за год;

г) для оказания единовременной помощи работникам предпри­ятий.

Распределение фонда материального поощрения по указанным в настоящем пункте направлениям производится администрацией предприятия с участием профсоюзной организации.

30. Ввести систему премирования, обеспечивающую заинтере­сованность всех работников предприятий в росте объема реализа­ции продукции или прибыли, а также повышении рентабельно­сти производства (…)

При поощрении работников исходить из того, что размеры ин­дивидуальной и коллективной оплаты труда должны находиться в прямой зависимости не только от количества, но и от качества произведенной продукции. Сочетать принцип материальной заин­тересованности с материальной ответственностью работников за результаты труда, для чего, наряду с повышением оплаты труда при улучшении качества продукции, уменьшать оплату труда при ухудшении качества продукции и выпуске брака по вине работни­ков предприятия (…)

36. При введении новой системы премирования работников, предусмотренной настоящим постановлением, сохранить действу­ющий порядок премирования рабочих, инженерно-технических ра­ботников и служащих:

за создание и внедрение новой техники;

за поставку продукции на экспорт;

за выпуск предметов широкого потребления из отходов про­изводства;

за лучшие результаты работы по итогам социалистического соревнования.

Сохранить также на установленные сроки специальные пре­мии, выплачиваемые сверх фонда заработной платы.

37. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства создается за счет прибыли на тех же принципах и условиях, что и фонд материального поощрения.

Предоставить право директорам предприятий по согласованию с профсоюзными организациями перераспределять средства меж­ду фондом материального поощрения и фондом социально-куль­турных мероприятий и жилищного строительства в пределах до 20% суммы каждого фонда (…)

 

 

IV. О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ КРЕДИТА В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

40. Признать необходимым повысить роль кредита в развитии и промышленности и стимулировании эффективности производства, с тем чтобы кредит Госбанка СССР более активно содействовал улучшению хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

Госбанку СССР при кредитовании и расчетах осуществлять дифференцированный подход к предприятиям и организациям в зависимости от выполнения ими основных показателей плана — предоставлять преимущества хорошо работающим предприятиям и организациям, выполняющим планы производства и реализации продукции и планы накоплений и сохраняющим собственные обо­ротные средства, и применять в необходимых случаях меры кре­дитного воздействия к плохо работающим предприятиям и орга­низациям.

41. Установить, что капитальные вложения в промышленно­сти осуществляются:

на строительство новых предприятий по централизованному плану капитальных вложений в действующем порядке за счет средств государственного бюджета, прибыли и части амортизаци­онных отчислений, направляемых на полное восстановление ос­новных фондов, в размерах, предусмотренных по финансовому плану, а по предприятиям, затраты на строительство которых мо­гут быть возмещены в срок до пяти лет с момента ввода в эксплу­атацию, за счет кредита Стройбанка СССР и предусмотренных по финансовому плану на эту цель собственных средств промышлен­ности;

на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложений за счет предусмотренной по финансовому плану части прибыли и амор­тизационных отчислений, направляемых на полное восстановле­ние основных фондов, а также за счет кредита Стройбанка СССР-Реконструкция предприятий за счет средств государственного бюджета производится только с разрешения Совета Министров СССР.

Погашение кредита, полученного на строительство новых предприятий и на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложе­ний, производится за счет прибыли и части амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов.

Министерству финансов СССР предусматривать в государст­венном бюджете СССР необходимые средства для кредитования централизованных капитальных вложений и передавать эти сред­ства Стройбанку СССР в качестве ресурсов.

42. Установить, что затраты по внедрению новой техники, ме­ханизации и улучшению технологии производства, обновлению оборудования, автоматизации производственных процессов, модер­низации оборудования и на осуществление других мероприятий по техническому совершенствованию и улучшению организации производства, а также затраты по расширению и организации про­изводства товаров народного потребления и улучшению их качества могут производиться при недостаточности средств фонда развития производства за счет кредита банка. Этот кредит предостав­ляется на срок до шести лет со дня выдачи первой ссуды при ус­ловии окупаемости затрат в пределах указанного срока за счет прибыли (экономии) от осуществления кредитуемых меропри­ятий и 50% суммы налога с оборота от реализации товаров народного потребления (…)

44. Разрешить Госбанку СССР и Стройбанку СССР предостав­лять предприятиям, стройкам и подрядным организациям в случа­ях возникновения у них временных финансовых затруднений крат­косрочный (до 30 дней) кредит для расчетов с поставщиками за поставленные ими материалы, оборудование и оказанные услуги, с погашением его в очередности, установленной для платежей за материальные ценности. Установить, что выдача указанного кре­дита может не приостанавливаться при наличии просроченной за­долженности по ссудам длительностью до 30 дней (…)

47. В целях повышения ответственности предприятий за пра­вильное использование оборотных средств и своевременный воз­врат кредита установить повышенные, по сравнению с платой за оборотные фонды, проценты за пользование отдельными видами кредитов: на временное восполнение недостатка собственных обо­ротных средств, под сверхнормативные запасы товарно-матери­альных ценностей, кредитуемые Госбанком СССР в порядке иск­лючения, а также по просроченным ссудам.

Повысить размер пени, взыскиваемой с покупателей за несвоевременную оплату расчетных документов за товарно-материальные ценности и услуги.

Уплаченные пени за задержку оплаты расчетных документов и штрафы за неосновательный отказ от акцепта платежных тре­бований относить непосредственно на результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

48. Разрешить Госбанку СССР по согласованию с Министер­ством финансов СССР кредитовать, в виде опыта, в 1966—1967гг. отдельные предприятия на всю совокупную потребность в заем­ных средствах, необходимых для обеспечения выполнения плана производства и реализации продукции.

49. Госбанку СССР выдавать предприятиям средства для вы­платы заработной платы в меру выполнения плана производства продукции. Показатель, по которому устанавливается объем про­изводства при выдаче средств на заработную плату, определяется по отраслям промышленности министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госбанком СССР.

При перевыполнении плана производства продукции средст­ва на заработную плату выдаются Госбанком СССР с применени­ем соответствующих нормативов за каждый процент перевыпол­нения. При недовыполнении плана производства выдача средств на заработную плату производится с применением тех же нормативов.

50. Установить, что Госбанк СССР осуществляет контроль за расходованием фондов заработной платы поквартально (…)

 

V. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОПТОВЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

52. В целях усиления роли цен в развитии социалистической эко­номики и повышении эффективности общественного производства обязать Государственный комитет цен при Госплане СССР разра­ботать и представить в Совет Министров СССР к 1 января 1966 г. предложения об основных направлениях и организации работы по подготовке новых оптовых цен на промышленную продукцию, ис­ходя при этом из необходимости:

а) наибольшего приближения цен к уровню общественно не­обходимых затрат труда, с учетом возмещения всем нормально ра­ботающим предприятиям издержек производства и получения ими прибыли в размерах, обеспечивающих, как минимум, плату за производственные фонды и создание устанавливаемых настоящим постановлением фондов предприятий;

б) установления правильных соотношений цен на взаимозаме­няемую продукцию отраслей промышленности, обеспечивающих стимулирование технического прогресса и оптимальные пропор­ции в развитии отдельных отраслей производства.

В указанных предложениях предусмотреть пересмотр устарев­ших стандартов и технических условий, упорядочение норматив­ной базы на предприятиях, а также мероприятия по широкому использованию современной вычислительной техники для разра­ботки цен.

Новые цены ввести в действие в 1967-1968 гг.

Поручить Госплану СССР, Министерству финансов СССР и Государственному комитету цен при Госплане СССР внести необ­ходимые поправки в действующие цены на продукцию тех отрас­лей промышленности, в которых переход на новые условия эконо­мического стимулирования будет происходить ранее указанных выше сроков, с тем чтобы устранить в ценах на продукцию этих отраслей неоправданные различия в рентабельности (…)

54. Считать необходимым иметь в распоряжении Государст­венного комитета цен при Госплане СССР специальный фонд те­кущего регулирования оптовых цен, за счет которого осуществ­лять пересмотр оптовых цен по решению государственных орга­нов ценообразования без перерасчетов между предприятиями-из­готовителями и потребителями данной продукции.

Разрешить предприятиям при необходимости реализовывать произведенную ими продукцию, не пользующуюся спросом, по более низким оптовым ценам, чем предусмотрено прейскуранта­ми, с отнесением потерь на результаты деятельности этих пред­приятий, но без уменьшения размеров платежей в бюджет, преду­смотренных планом.

Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению по согласованию с Госу­дарственным комитетом цен при Госплане СССР дать указания о порядке реализации такой продукции.

55. Ограничить применение временных цен на вновь осваива­емую продукцию, расширить практику установления лимитных групповых цен, а также нормативов калькулирования по продук­ции, цены на которую устанавливаются по соглашению сторон.

56. Повысить ответственность руководителей предприятий и хозяйственных организаций за соблюдение установленных цен и действующего порядка ценообразования. При выявлении фактов завышения оптовых цен изымать всю сумму полученной дополни­тельной выручки в доход государственного бюджета.

Обязать ЦСУ СССР по согласованию с Государственным коми­тетом цен при Госплане СССР обеспечить своевременную стати­стическую информацию по вопросам цен, позволяющую осуществ­лять систематический контроль за правильностью установления цен и уровнем фактической рентабельности производства отдель­ных изделий.

 

* * *

57. В связи с тем что осуществление мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, требует тщательной подготовки считать необходимым провести эти мероприятия постепенно.

В 1966 г. осуществить их в отдельных отраслях промышленности. Полностью и повсеместно перевести предприятия на новую систему планирования и стимулирования промышленного производства в 1967—1968 гг. (…)

58. Проведение в жизнь предусмотренных настоящим постанов­лением мероприятий требует коренного улучшения экономической работы в планирующих и хозяйственных организациях и на пред­приятиях. В этих целях должна быть серьезно улучшена подготов­ка кадров экономистов, а также экономическое обучение инже­неров в учебных заведениях (…)

* * *

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР обраща­ют внимание всех партийных, хозяйственных, советских, проф­союзных и комсомольских организаций на то, что проведение в жизнь намеченных мероприятий является важнейшей народнохо­зяйственной задачей.

Совершенствование планирования и усиление экономического стимулирования промышленного производства позволят полнее использовать преимущества социалистической системы хозяйства и будут способствовать успешному решению задач по созданию материально-технической базы коммунизма, ускорению темпов роста национального дохода и неуклонному повышению уровня жизни народа. Эти мероприятия представляют собой дальнейшее развитие ленинских принципов социалистического хозяйствова­ния, основанных на сочетании личной материальной заинтересо­ванности с высокой сознательностью активных строителей комму­нистического общества.

Внедрение экономических методов хозяйствования неразрыв­но связано с дальнейшей демократизацией управления производ­ством, всемерным повышением роли я творческой активности ра­бочих, инженерно-технических работников и служащих в управ­лении производством.

Партийные, хозяйственные, советские, профсоюзные и ком­сомольские организации должны поставить проведение мероприя­тий по совершенствованию планирования и усилению экономиче­ских методов стимулирования промышленного производства в центр своего внимания, усилить работу по воспитанию работников предприятий в духе сознания высокого долга и ответственности за результаты своей работы и работу всего коллектива, обеспе­чить активное участие широких масс рабочих, инженерно-техниче­ских работников и служащих в использовании имеющихся резер­вов для ускорения технического прогресса, повышения качества продукции и эффективности производства.

 

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Чем принципиально различаются рыночная и административно-командная модели экономического развития?

2. Кто являлся инициатором и основным разработчиком реформы 1965 г.?

3. На основании документа 10.1. ответьте:

а) как оценивается общее состояние аграрного сектора экономики;

б) какие основные ошибки и просчеты в руководстве сельским хозяйством указано;

в) что конкретно подразумевается под «необоснованными перестройками руководящих органов», «многочисленными шаблонными указаниями»;

г) какие «неотложные» меры предлагается принять, чтобы исправить ситуацию?

4. Чем обосновано принятие документа 10.2.? Чем министерства отличаются от совнархозов?

5. Ознакомившись с документом 10.3., выясните:

а) что планировалось изменить в методах управления промышленностью;

б) как изменялась система планирования;

в) что такое «хозрасчет», «экономическое стимулирование»;

г) какие фонды предприятия могли создавать из собственных средств?


 

 

РАФИКОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

 

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

 

ХРЕСТОМАТИЯ

 

СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Утверждено редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия для студентов всех факультетов всех форм обучения

 

Отв. редактор В.Г. Курдюков

Редактор РИЦ

Технический редактор

 

Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. печ. л. Тираж 1500 экз. Изд. № Заказ №

Лицензия ИД №06543 16.01.022

 

Редакционно-издательский центр СибГТУ

660049 г. Красноярск, пр. Мира, 82