Составление проекта закона о бюджете
Иные кредитные организации
Органы фин контроля
1. счетная палата РФ.
Ø Осуществляет ревизии и проверки в отношения
o ГВФ,
o коммерческих организаций (если они получают средства из бюджета)
Ø Отд операции со средствами бюджета на основании агентского соглашения
Ø Функции ЦБ, если ЦБ не имеет филиала в ЦБ или он не имеет возможности исполнять свои функции.
Счет фин органа субъекта открывается в Управлении Фед Казначейства по СПб, а соответствующий лицевому счету фин органа счет бюджета СПб открыт Управлению Фед казначейства в ЦБ.
Стадия бюджетного процесса.
Принципы бюджетной системы: достоверности, гласности, рационального использования. КС: этот фин план должен быть максимально приближен к той действительности, кот непосредственно имеет место в РФ, субъекте, МО.
Составление проекта закона о бюджете и его представление в зак орган власти – исключительное полномочие органов исп власти.
Зак орган же имеет полномочия лишь для одобрения, а непосредственную организацию законопроектной работы и установления параметров возлагается на фин органы: Минфин и соотв органы субъекта и МО.
НПА: ст 114 КРФ, ст 15 ФКЗ О Правительстве, ст 171 БК, ст 3 Закона СПб о Бюджетном процессе.
Составление проекта в РФ основывается на
· бюджетном послании Президента, аналогичные послания на уровне субъектов,
· прогнозе соц-экон развития. Кладется в основу.
· Основные направления бюджетной и налоговой политики
1. Что до послания, то это его ежегодное полномочие не поздне марта года, предшествующего фин году, а губернатор – до 15 апреля (Закон СПб «О ежегодном послании губернатора»). В РФ послание – отд акт, а в СПБ – часть общего послания.
В послании на 2010-2012 указаны нек приоритеты:
· исполнение соц обязательств. Соц обязательства в БК трансформируются в расходные публ нормативные обязательства субъекта.
· ограничить бюджетный дефицит. Не допускать рост бюджетного дефицита, ограничить его развития исходя из консервативного характера развития мировой экономики (цен на ресурсы).
· жесткая экономия бюджетных средств.
· целевой принцип, долгосрочные целевые программы, нац проекты. Ориентированность на достижение результата.
· контроль и анализ результатов.
· формы поддержки реального сектора экономики, исключающие иждивенчество.
· повышение качества гос услуг, повышения оплаты труда сотрудникам учреждений за достигнутый результат.
· переход от производства услуг государством к конкурентному рынку.
· Усовершенствовать механизм гос закупок
· Налоговые отношения: экономически оправданный уровень налоговой нагрузки (сфера имущественных интересов частных субъектов) и структура налогов. НК меняется ровно дважды в год в соотв с полит ситуацией: баланс частных и публ интересов.
· Сбалансированность полномочий и ресурсов. Ответственность за неэффективное расходование средств.
· Бюджетные субсидии только для выравнивания дисбаланса.
После послания Президента, указывающего основные ориентиры, Минфин на базе этих полит решений подготавливает прогноз соц-экон развития. В условиях скользящей трехлетки мы всегда будем осуществлять уточнение параметров и добавлять новый год. Тем самым корректируется и прогноз, и ФЗ О бюджете.
На уровне РФ сие регулируется ФЗ от 20.07.95 и Пост Правительства от 22 июля 2009. Осуществляется Минэкономразвития и Минфином во взаимодействии с др органами, кот предоставляют информацию. Разрабатываются сценарные условия функционирования экономики и основные параметры прогноза.
Сценарные условия – наиболее вероятные внутренние и внешние характеристики деятельности: цены на нефть, цены на газ, курсы валют, бюджетные инвестиции, прогноз инфляции, численность населения и пр.
Помимо условий, устанавливаются основные параметры, которые будут соответствовать сценарным условиям.
На базе параметров в дальнейшем и будет разрабатываться ФЗ О бюджете.
На втором этапе на основании этого базового варианта гос органы готовят более детальный прогноз и представляют его в Правительство. Правительство должно одобрить параметры этого развития.
Минэкономразвития после одобрения основных параметров производит уточнение и обоснование показателей и характеристик. Минфин на базе сценарных условий и основных параметров в 2 месяца представляет параметры консолидированного бюджета на очередной фин год.
Сводный фин баланс – документ, характеризующий объем и использование фин ресурсов РФ.
При принятии ФЗ о бюджете на очередной год без среднесрочного планирования (например, на уровне субъекта и МО), то среднесрочный фин план развития готовится отдельно с аналогичными показателями.
Процедура составления проекта бюджета, сроки для предоставления сведений регламентируется Пост правительства от 29.12.07, приказ Минфина 17.04.08. Движуха в этом направлении начинается более чем за год, ибо процесс длительный, с участием кучи органов.
Правительство в рамках законопроектной работы
· Одобряет основные параметры развития, сценарные условия, сводный фин баланс
· Одобряет вместе с ФЗ О бюджете законопроекты о гос внебюджетных фондах
· Распределение бюджетных ассигнований
· Утверждает долгосрочные целевые программы.
· Представляет проект ФЗ О бюджете в ГД. Не Минфин.
Субъектами бюджетного планирования являются фед министерства, агентства, службы (те же, что являются и главными распорядителями). Они должны представить предложения в Минфин по
Ø внесению изменений в параметры по своей подведомственной системе в разрезе кодов бюджетной классификации,
Ø по изменению объема обязательств,
Ø по целевым долгосрочным программам.
Ø Методики распределения субвенций и субсидий
Эти предложения вносятся на основе тех данных, которые предоставляются субъектам планирования Минфином. В свою очередь готовит аналогичные предложения. Тем самым взаимодействуя в рамках бюджетного планирования с др органами и осуществляется подготовка проекта по главным распорядителям.
Главные администраторы в части формирования доходов бюджета действует аналогично со своими доходами. Если возникает несогласованность в процессе предоставления данных, то в этой ситуации при Правительстве функционирует бюджетная комиссия, кот рассматривает эти несогласованные вопросы и в конечном итоге после проведения процедур уточнения, кот затем и будут внесены на уточнение качестве параметров законопроекта.
Вместе с законопроектом о бюджете на тележке в ГД возят
Ø Основные направления бюджетной и налоговой политики
Ø Итоги соц экон развития и ожидаемые прогнозы
Ø Программы внешних и внутренних заимствований
Ø Проекты законов о бюджетах гос внебюджетных фонда
Ø Проекты законов о внесении изменений в налоговое законодательство.
В ГД закон о гос бюджете теперь снова рассматривается лишь в трех чтениях.
Детали урегулированы БК, хотя процедура законодательная.
Какие параметры закона о бюджете утверждаются в чтениях:
1. в первом (официальном) чтении - общие параметры (макропараметры)
Ø Концепция
Ø Прогноз
Ø Уровни инфляции
Ø Направления политики
Ø Общий объем доходов
Ø Общий объем расходов
Ø Предел долга
Ø Дефицит или профицит
Ø Величина резервного фонда.
2. второе чтение наиболее значимо. Детально делятся ассигнования по соотв разделам бюджетной классификации, формируется текстовая часть закона. Утверждается:
Ø Перечень администраторов
Ø Распределение межбюджетных трансфертов
Ø Программа гос заимствований
Ø Гос гарантии
Ø Долгосрочные целевые программы
Ø кредиты
3. третье чтение. Утверждается:
Ø Ведомственная структура расходов
Ø Голосование в целом.
При разногласиях – согласит процедуры.
Далее СФ одобряет, президент подписывает.