СТОИМОСТ ЭММИСИИ ОБЛИГАЦИЙ

1.Стоимость капитала, привлекаемого за счёт облигаций:

Долгосрочные займы организация может оформлять в форме выпуска облигаций, которые размещаются через банки и др. фин институты. По этим обязательствам организация обязуется вернуть долг через определенный период времени с периодической выплатой определенного процента.

При этом финансовые права держателей облигаций соблюдаются в первую очередь, т.е. они имеют преимущество перед держателями акций.

В зависимости от вида облигаций, доходность рассчитывается по-разному:

· Для купонных облигаций без права досрочного погашения используется:

где:

Роб – чистая выручка от размещения облигаций

С - Выплаты процентов по годовому купону

Т - Ставка налога на прибыль

r – Доходность облигации в долях единицах

n – Срок займа

М – нарицательная стоимость облигации или величина займа (стоимость облигации * кол-во)

I - год

По этой формуле определяется доходность облигаций с позиции держателя, разрешая эту формулу относительно r, найдем искомую стоимость капитала, исчисленную на после налоговой базе, т.е. найденный по этой формуле показатель доходности r и представляет собой, с позиции эмитента, стоимость источника «облигационный займ».

 

· Для вновь планируемого выпуска облигационного займа, при расчете стоимости источника необходимо учитывать влияние возможной разницы между ценой реализации облигации и их нарицательной стоимостью, которая может быть выше за счет расходов по выпуску облигаций и продажи их на условиях дисконта. В этом случае стоимость источника «облигационный займ» рассчитывается:

где:

СС ок – стоимость заемного капитала, привлекаемого засчет эмиссии облигаций, %

М – нарицательная (номинальная) стоимость облигации i (или величина займа)

р – ставка % облигационного займа, доли %

n – срок погашения облигации

Р др – чистая выручка от размещения облигации или текущая рыночная стоимость облигации

 

· На базе ставки купонного %, формирующего сумму периодических купонных выплат, стоимость источника оценивается:

где:

I ок -ставка купонного % по облигациям

Т– ставка налога на прибыль

З ок –уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, выраженной десятичной дробью.

 

Управление стоимостью привлекаемого капитала за счет эмиссии облигаций сводится к разработке соответствующей эмиссионной политики, обеспечивающей полную реализацию эмитируемых облигаций, на условиях не ниже среднерыночных. Возникающие при этом сложности:

  1. Далеко не каждая организация может выпустить облигации и разместить их на открытом рынке не опасаясь, что облигации не будут востребованы;
  2. Стоимость этого источника гораздо более стахотична по сравнению со стоимостью банковского кредита, хотя разные банковские организации могут получать кредиты на разных условиях, тем не менее вариация процентных ставок в этов случае в целом известна и предсказуема. Что же касается ожидаемой и фактической стоимости капитала облигационного займа, то здесь картина может быть совершенно непредсказуемой.
  3. На стоимость этого источника влияет дополнительный параметр который нужно учитывать – затраты на выпуск и размещение.

 

2.Стоимость коммерческого кредита:

Оценивается в разрезе 2-х форм его представления:

1. Стоимость коммерческого (товарного) кредита, предоставленного в форме краткосрочной отсрочки платежа. Внешне эта форма кредита выглядит как бесплатно предоставляемая поставщиком услуга ,однако в реальности стоимость каждого такого кредита оценивается размером скидки с цены продукции, при осуществлении наличного платежа за нее. Так если, например, по условиям контракта отсрочка платежа допускается в течении месяца со дня поставки продукции, а размер ценовой скидки за наличный платеж – 5%, то эти 5% и будут составлять месячную стоимость привлечения товарного кредита. Расчет стоимости коммерческого кредита предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа осуществляется:

где:

СС тк – стоимость товарного кредита, предоставляемого на условии краткосрочной отсрочки платежа

З цс – размер ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию

Д – период предоставления отсрочки платежа за продукцию, дни.

Основу управления этой стоимостью составляет обязательная оценка ее годовой ставка по каждому предоставленному товарному кредиту и сравнение ее со стоимостью привлечения аналогичного банковского кредита. Может оказаться, что выгоднее взять банковский кредит для немедленной оплаты продукции и получения соответствующей ценовой скидки, чем пользоваться такой формой товарного кредита.

  1. Стоимость коммерческого кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселя. Формируется натех же условиях что и стоимость банковского кредита, но при этом учитывается потеря от ценовой скидки за поставленную продукцию:

где:

СС кк – стоимость коммерческого кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселя

I кк – ставка % за вексельный кредит

 

Управление стоимостью этой формы товарного кредита сводится, как и управление стоимостью банковского кредита к поиску вариантов поставок аналогичной продукции, минимизирующих размеры этой стоимости.