З.Структура философского знания.
О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из тесно связанных друг с другом разделов.
1) Онтология- учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
2) гносеология- учение о познании, его возможностях, о типах и методах познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.
3)аксиология- философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности.
4) логика— это учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она
изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы
познания, а также особые законы мышления.
5) этика- учение о нравственности, морали. Цель этики — выявить
фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных
действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы
должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться
без опоры на какие-то внешние авторитеты или соглашения.
6) эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и
природе, а также его воздействие на воспринимающего.
7)социальная философия— дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том,
что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют
себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии
является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории
общества и человека как субъекта исторического процесса.
8)Философская антропологияисследует проблемы природы, сущности и
существования человека как особой формы бытия. Данная дисциплина приобретает
особое значение в наше время, когда развитие человечества в целом становится все
более осмысленным и человек ощущает острую потребность в саморазвитии,
сочетаемую с развитием общества, которое должно обеспечить каждому человеку
достойное существование.
9)История философии- изучает зарождение, становление и развитие философской
мысли.
Выделяют также дополняющие собственно философию относительно
самостоятельных отраслей философского знания — философии религии,
философия языка, философии права, политическая философия.
Философия религииставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфике их функционирования в обществе, о значении религии для человека.
Философия языкарассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества.
Философияправа решает проблему обоснования права. Из чего исходит право? Существует ли некая вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? Другое направление исследований — выявление соотношений права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой.
Политическая философияконкретизирует положения социальной философии, рассматривает структуру, функции и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления, анализирует основные движущие силы (социальные группы, партии), которые влияют на его существование.
Тема 2. Античная философия План:1) Античная философия: основные проблемы и специфические особенности.
2) Досократовская философия (милетская, элейская школы, Гераклит Эфесский, Демокрит)
3) Философия софистов и Сократа.
4) Объективный идеализм Платона.
5) Философская система Аристотеля.
1. Античная философия (конец 7 в. до н.э.- 2 в. н.э.)
Основными проблемами античной философии были:
- Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Главная проблема здесь -Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);
- Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. (Сократ, Эпикур...);
- Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур...);
- Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообуславливающие друг друга.
- Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи...).
Характерные черты античной философии.
1. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне - греческого представления о мире.
2. Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.
3. Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке, с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.
4. В античной философии формируется особый подход в постижении природы
и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть которого
заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке
философских проблем было определение и понимание природы космоса как
единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом
(душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития.
Понимание космоса находится в центре понимания мира.
В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек - микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).
В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.
С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло -результат не знаний.
Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.