ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПРОБЛЕМА ЕГО НАПРАВЛЕННОСТИ И СМЫСЛА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.

Существует 2 типа концептуально-теоретических моделей объяснения истории:

1. концепции историцизма, субстанциальности истории или концепции линеарного видения истории, концепции общественного прогресса (история рассматривается как единый и целостный процесс развития человечества по восходящей линии)

2.единство, целостность и однонаправленность общественно-исторического процесса - отрицаются.

Августин Блаженный.

Существование человечества - драма, у которой есть начало - грехопадение, поворотный пункт - явление Христа(искупление), будет и конец истории, установленный Богом, - Страшный суд. История здесь линейна и подчинена реализации заданной извне цели, которая делает человеческое бытие не подлинным и вторичным.

Философы Нового времени считали:

1.единство всемирной истории задано прогрессивно развертывающимся духовным субстанциальным началом, ведущим к торжеству гуманизма.

2. развивающийся человеческий разум способен познать “естественный закон”, направляющий исторические деяния людей, и использовать это знание для счастья человека и свободы. (Ж.А.Кондорсе, Гегель и К.Маркс и др.)

Ж.А.Кондорсе(1743-1794)

История об-ва- непрерывный и поступательный процесс развития человеческого разума по пути прогресса(выделял 10 этапов). На последнем будет равенство между нациями, между различными классами того же народа, действительное развитие человека. Прогресс закономерен, он подчиняется законам развития человеческих способностей, которые, в свою очередь, находят в прогрессе общества свое естественное завершение.

Г.В.Ф.Гегель (1770-1831)

1.идеалистическая концепция субстанциальности истории (в качестве субстанции у него выступает надмировое разумное начало - “Мировой дух”).

2.признает наличие в историческом процессе объективных закономерностей, а историю человечества представляет как целостный и поступательный процесс восхождения Духа в его осознании свободы, что и является конечной целью мировой истории.

Карл Маркс(1818-1883).

1. История есть результат практической деятельности самих людей.

2. В истории существуют особые ступени - общественно-экономические формации (исторически определенные типы общества со свойственными им базисом и надстройкой), которые закономерно сменяют друг друга и делают общественные связи все более универсальными.

3.В ходе общественно-исторического процесса человек расширяет возможности для личностного саморазвития, так как в результате своей социально-практической деятельности он постепенно преодолевает отчуждение - зависимость от господствующих над ним и враждебных ему социальных сил. Три ступени саморазвития человека:

- ступень полной личной зависимости человека (в рабовладельч и феодальной формациях);

- ступень экономической зависимости (капитализма), разрушает личную зависимость;

- ступень “свободной индивидуальности” (коммунистическом обществе)

4.Итак, история – это подчиняющийся объективным законам процесс прогрессивного развития и смены общественно-экономических формаций, процесс гуманистически ориентированный.

У.Ростоу (теория “индустриального общества”)

1.основу исторического процесса составляет прогресс техники и технологии, развивающихся по своим, независимым от человека, законам. Все значительные изменения в истории человечества определяются логикой развития производительных сил.

2.пять стадий экономического роста: 1. “традиционное общество” - аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством и “доньютоновским” уровнем науки и техники; 2. “переходное общество” или “подготовка к взлету” - время великих географических открытий, медленный технический прогресс; 3. стадия “сдвига” - период промышленной революции; 4. стадия “зрелости” - индустриальное общество; 5. общество “массового потребления

О.Тоффлер (теории “индустриального общества”)

представил развитие человечества к “постиндустриальному” обществу в виде трех цивилизационных волн:

1.10 тыс. лет назад, породила сельскохозяйственную цивилизацию.Технологическая основа соха. Богатство и власть определяются собственностью на землю.

2. 300 лет назад породила индустриальную цивилизацию, существующую сейчас. Технологическая основа здесь - машина. Богатство и реальная власть в обществе связаны с промышленно-индустриальным производством.

3. Информационные процессы формируют новую основу всей системы ж/деятельности общества.

Карл Ясперс(1883-1969)(экзистенциализм)

1.800 -200 гг. до н.э. Китай, Индия и Греция: назвал эту эпоху “осью мировой истории”. До него имели место лишь локальные истории. В этом периоде происходит становление единой истории человечества. Время рождения современного типа человека, который вдруг осознал бытие мира, самого себя и свои границы. Перед ним открылся ужас мира и собственная беспомощность. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

2.Смысл истории раскрывается в поиске человеком цели и смысла своего индивидуального существования. След-но, и истоки единства истории находятся в человеческой сущности как единстве высшего порядка, в свободном проявлении духовных сил человека .

3.История - это процесс духовного единения человечества, которое никогда не будет завершено.

4.Четыре периода мировой истории: прометеевская эпоха ( речь, орудия труда, огонь); эпоха великих культур древности (письменность, государственность, магическая религия и т.д.); осевая эпоха (формирование человека в его духовной открытости миру); эпоха науки и техники (мир как единая сфера общения, действительно мировая история).

60.ИСТОРИОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин)

 

Модели истории второго типа называют культурологическими или циклическими концепциями исторического процесса, концепциями “общественного круговорота” или концепциями локальных культур и цивилизаций. Рассмотрим наиболее известные из этих моделей истории.

Н.А. Данилевский(1822-1885) история разделена на отдельные и обширные единицы - “культурно-исторические типы” или цивилизации.

1.Существует 3 вида народов принадлежащие к различным культурно-историческим типам:

а.) были положительными деятелями в истории человечества;

б.)играли деструктивную роль в истории и способствовали окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций.

в.)отличались отсутствием творческого начала. Являлись этнографическим материалом для других цивилизаций.

2. прогресс состоит вовсе не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, “чтобы все поле исторической деятельности человека, исходить в разных направлениях

3.Выделял цикличность развития ц-ции: становление (утверждается ее культурная и политическая автономность, общий язык) –расцвет (400-600 лет) когда она полностью развивается и раскрывает свой творческий потенциал - застой и распад европейская (германо-романская) ц-ция уже вошла в фазу вырождения, что проявляется в ее растущем цинизме, секуляризации, ослаблении творческого потенциала, ненасытной жажде власти и доминировании над миром. В современной истории начинает оформляться русско-славянский тип цивилизации, ожидается его расцвет.

Освальд Шпенглер(1880-1936)

1.есть ряд отдельных, уникальных и равноценных “высших культур”. Каждая такая культура переживает фазы детства, юношества, зрелости и старости: она возникает, растет и, выполнив свое предназначение, умирает. Фазу упадка он называет “цивилизацией

2.Цивилизация имеет не природную и не духовную основу, а машинную.Она обезличивает людей, в ней техника торжествует над духом. Зап.-европ. культура уже вошла в эту стадию заката.

3.Выделил восемь “высших культур”: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, классическую (греко-римскую), византийско-арабскую, мексиканскую, западноевропейскую, русско-сибирской . Каждая обладает специфической “душой”, т.к. она сформировалась, “выросла” на совершенно различных принципах или “первичных символах”: греко-римская культура- на культе чувственного , в китайской культуре - это “дао” , первичный символ западноевропейской культуры - “безграничное пространство” и концепция времени, уходящего в бесконечность.

4. Не существует единого “человечества. История, лишенная единства, предстает у него простой панорамой цветения и гибели культур как проявления потока органической жизни.

Арнольд Тойнби (1889-1975).

1.Всемирную историю разделил на 21 “локальную ц-цию”. В ХХ веке продолжают существовать лишь 5 ц-ций, получивших полное развитие: западная христианская; православная христианская с русской ветвью; индуистская, дальневосточная с японской ветвью (Тихоокеанский регион). Основанием для выделения является их принадлежность к той или иной религиозной традиции.

2.Цивилизации проходят в своей эволюции завершенный цикл: зарождение, развитие и расцвет благодаря энергии “жизненного порыва”, а затем, с исчерпанием этой энергии, - упадок и гибель.

3.Ц-ции возникают благодаря сочетанию двух факторов: наличия ” творческого меньшинства” в обществе (носителя “жизненного порыва”) и окружающих условий. Механизм зарождения и развития ц-ции обусловлен действием закона “вызова-и-ответа”. Окружение постоянно бросает вызов обществу, которое усилиями “творческого меньшинства” изыскивает средства справиться с ним. “творческое меньшинство” - элита общества, выдвигает новые идеи и проводит их в жизнь, увлекая массы. На стадиях роста цивилизации ее “ответы” успешны, т.к. люди предпринимают усилия, чтобы решать встающие задачи. На стадии упадка “творческое меньшинство” утрачивает свои “жизненные силы”, успокаивается. Оно слепо копирует образцы прошлой деятельности. Вследствие этого цивилизация постепенно разваливается изнутри, теряет внутреннее единство и способность к самоопределению,что ведет к ее исчезновению с исторической арены.

4.“ответы”, которые дают ц-ции на “вызовы” истории, есть постижение человечеством самого себя и в себе самом Божественного Логоса. У различных народов возможны разные “ответы” на божественное “Вопрошание”, поэтому ист. развитие и является многовариантным

5.связь между ц-циями - “единение в духе” –осущ. путем приобщения к вселенской религии, а до настоящего времени - за счет мировых религий. Сейчас судьба единения человечества обнаруживает свою зависимость от эволюции зап. ц-ции.

6.Тойнби, в отличие от Данилевского и Шпенглера, пытается достичь целостного видения истории, не отвергая при этом идеи ее членения на отдельные самостоятельные единицы – ц-ции. Он признает процесс “трансляции” культурно-исторического опыта между отдельными локальными ц-ми, и нарастание признаков универсальности в социальных связях.

Питирим Сорокин.

1. в истории развития общеста есть длительные периоды, в течение которых проявляются близкие культурные образцы - виды человеческой деятельности, их мысли, образцы творчества, верования Их наличие свидет. о сущ-нии логико-значимых культурных систем, основы общест-ной жизни.

2.история есть иерархия интегрированных друг в друга культурных “сверхсистем”, обладающих свойственными им ментальностью, собственной системой истины и знания, философией и религией, собственным типом человеческой личности. Исходя из этого, исторический процесс есть повторяющиеся колебания (“флуктуации”) различных типов социокультурных суперсистем: “чувственных”, “умозрительных” и “интегральных” (или “идеалистических”).

3.Источник изменений, происходящих в обществе с ритмической периодичностью -изменения социальных институтов и лежащие в их основе образцы и ценности, которые формируются под воздействием “двойственной” природы человека:

Если решающее значение в о. имеет чувственная сторона человеческой природы, то это приводит к возрастанию чувственных образцов культурных ценностей: (голод, жажда, секс, комфорт и т.п.);

Если же на первое место выходят человеческое воображение, интуиция и разум,то приоритет отдается спасению души, служению Господу, исполнению священного долга, моральных обязанностей и т.п. При условии баланса в обществе чувственных и умозрительных стимулов формируются интегральные (“идеалистические”) культуры.

4.При приодических изменениях разные общества не повторяют какой-то один тип ц-ции или прохождение различными ц-ми одинаковых фаз эволюции (как у Данилевского, Шпенглера или Тойнби, рассматривающих жизнь общества по аналогии с жизнью биологических организмов).

Различные типы культурных суперсистем, сменяя друг друга, возрождаются под новым обличьем. История человечества предстает в виде постоянной циркуляции некоторых общечеловеческих начал.

Выводы:

Историческая действительность свидетельствует:

1.Не существует универсальной движущей силы развития человечества и неизменной однонаправленности его движения к каким-либо заранее определенным целям.

2. История не имеет цели - ни конечной, ни каких-либо промежуточных. Цели может ставить только человек.

3. История многовариантна в своем развертывании, поскольку подчиняется вероятностной логике. 4.Направленность движения истории во времени всегда содержит альтернативные возможности, осуществление которых зависит от деятельности людей.

5.Большинство авторов концепций истории, прямо или косвенно признают факты возрастания в истории признаков и черт, свидетельствующие о существовании на Земле единого человечества.