Социальные общности и их роль в жизни человека и общества.
Социальные институты: государство, политические партии, профсоюзы кооперативные, церковные и другие учреждения, которые образуют политическую организацию общества.
а) Возраст - это знак в процессе социальной символизации. Этому знаку могут быть приписаны различные коннотативные смыслы, оценки.
Та или другая ступень в онтогенезе, тот или другой возраст становится основанием для объединения с другими, для идентификации с ними, а также - для дифференциации, для противопоставления другим по возрасту. Главное противопоставление - это противопоставление "отцов" и "детей", которые конституируются в обществе как поколения.
б) Связь пола с иерархической социальной структурой возникает, аналогично возрастной дифференциации, когда половые знаки приобретают социальные смыслы. В цивилизованном обществе возникает социально привилегированный пол - мужчины, и подчиненный пол - женщины. Разделение общностей мужчин и женщин имеет не столько биологическое, сколько социальное происхождение. Биологическое выступает лишь как "предлог" для социальной дифференциации. Не случайно с помощью одежды, различного воспитания и тому подобных культурных средств половая дифференциация многократно усиливает то "естественное" различие полов, которое дано природой. + пару слов по феминизму.
в) Профессионально-классовая дифференциация развертывается по той же схеме, что и возрастные и половые различия. Люди должны производить средства к жизни. Это до-социальное условие их существования предполагает необходимость определенного разделения деятельности на конкретные виды деятельности, которые производят эти средства. Соответственно этому возникают общности, занимающие то или иное место в этом распределении деятельностей. Разделение на классы проецируется на иерархическую лестницу. Выделяются привилегированные, господствующие классы и непривилегированные, угнетенные классы.
г) Люди, живущие на поверхности земной суши, "объективно" разделяются на группы, присваивающие (см. о собственности) себе те или иные ландшафты. Это и есть этносы. Этнос всегда предполагает отчизну, родину, родную землю. Отчизна это место, где обеспечивается жизнь людей. Этносы это социальные общности, которые идентифицируются с определенным ландшафтом и с определенным генотипом, выражающимся в характерных особенностях строения тела. Противопоставление может быть "мягким", по преимуществу в сфере культуры, или более "жестким" - в сфере экономики, где осуществляется конкурентная борьба за рынки, ресурсы, сферы влияния, которая принимает либо государственно-дипломатические, либо военные формы. Соответственно, в рамках той или иной цивилизации выделяются цивилизационные центры и периферия, то есть этносы, которые лидируют в рамках данной цивилизации, и этносы, которые составляют "второй и третий эшелон" ее.
д) семья
1. Социальная реальность предполагает существование некоторых вне социальных ("объективных", "внечеловечесих", "внедуховных") условий, которые предстают в качестве материала, субстрата, вещественного носителя идентификации и проекции.
2. С помощью описанных процедур (идентификации, проекции, социальной символизации) индивиды присваивают эти знаки, в известном смысле отождествляясь с ними и, через них, с определенными группами. В результате возникают такие структурные единицы социальной реальности как общности (возрасты, полы, классы, профессии, этносы).
3. Общности рефлектируются, осознаются, культивируются и на их базе возникают объединения - различные формы организованных социальных движений, партии, государства и т.п.
4. Объединения культивируются на основе определенных духовных комплексов, которые могут быть названы идеологиями в широком смысле слова.
5. Общности могут быть сформированы только в том случае, если они противопоставляются другим общностям, (отцы и дети, мужчины и женщины, правители и народ, различные этносы). Выделяются привилегированные и подчиненные общности, то есть различие общностей проецируется на иерархическую лестницу.
6. Между общностями, соотнесенными друг с другом на иерархической лестнице, развертывается вечное соперничество, борьба. Эта борьба в конечном итоге стремится выяснить, какая из соперничающих общностей ближе к всеобщему, к Абсолюту, к Богу.
54. Политические и правовые институты: возникновение, место и роль в жизни общества. Правовое государство и гражданское общество.
Политика- деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой являются завоевание, удержание и использование гос. власти. Как сфера общественной жизни политика включает также политические идеи и соответствующие им учреждения. Государство – основа политической организации. Есть государственные (аппарат гос-ва, милиция, армия и т.д.) и не государственные (партии, церковь и др.) политические институты. У государства внутренние и внешние функции.
Право - возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни данного класса, его интересами. Право оформляется в виде системы норм, правил установленных властью. Особенность правовых норм заключается в том, что их исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Право определяется господствующими в обществе производственными отношениями, оформляет и закрепляет эти отношения. Право регулирует отношения между людьми. Правовые институты: законодательные(дума), исполнительные (суды, прокуратура, тюрьмы и т.п.).
Они возникли с возникновением первых государств при уходе от родовой общины (в обществе появились классы). Показать взаимосвязь политики и экономики.
Институты регламентируют отношения между социальными элементами внутри государства, между государствами. При помощи институтов государство поддерживает свою власть.
Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским.
Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации).
В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
· экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
· безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;
· легитимность и демократический характер власти;
· равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;
· правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
· политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
· свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
· невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
· классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.
Правовое государство - это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.
Основные признаки правового государства.
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.Всистеме правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. Основной закон правового государства - конституция.
2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата): ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.
На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.