Технологический способ производства.
Процесс материального производства, анализируемый со стороны его технико-технологических связей и отношений, представляет собой процесс функционирования производительных сил общества. Производительные силы это силы, с помощью которых общество воздействует на природу с целью получения материальных благ, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Главным элементом производительных сил являются люди как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта, осуществляющие производство материальных благ. Для осуществления процесса производства необходим предмет труда, который подвергается обработке. В качестве предмета труда может выступить любая часть природы, будучи вовлеченной в сферу целесообразной человеческой деятельности как ее объект. Различают первичные предметы труда- объекты, непосредственно данные природой, не прошедшие обработку человеком, и вторичные предметы труда- сырье, материалы и полуфабрикаты, полученные в результате предшествую щей деятельности людей.
Для того чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимой для потребления продукт, человек применяет средства труда. В качестве средств труда могут выступать как естественные (природные) явления, так и искусственно созданные технические органы деятельности Совокупность предметов труда и средств труда образуют средства производства.
К числу важнейших элементов труда необходимо отнести также организацию труда и технологию производства. Технологией называют совокупность операций по целенаправленному использованию средств труда.
Показателем уровня развития производительных сил общества является производительность труда. Она измеряется как количеством продукции, создаваемой за единицу времени, так и ее качеством.
Техника занимает особое место в структуре производительных сил общества. Понимаемая в широком смысле,техника и есть совокупность артефактов.
В процессах материального производстватехника выступает в виде системы артефактов, создаваемых и используемых методами инженерной деятельности.
В зависимости от способности выполнения техникой производственных функций человека в ее развитии выделяются три основных этапа, соответствующие трем основным технологическим способам производства:
1. Этап инструментализации или ручной техники.
2. Этап механизации или машинной техники с ручным управлением.
Машиной называют техническое устройство, которое заменяет человека в тех или иных его действиях.
3. Этап автоматизации или машинной техники с автоматическим управлением.
Развитие техники на этапе автоматизации обусловлено прежде всего успехами в развитии науки. Современная техника есть технологическое применение научного знания, а ее использование в производстве уже невозможно без участия работника, имеющего инженерную подготовку. Инженер выступает проводником науки в производство и от его квалификации во многом зависит эффективность труда.
Необходимость совершенствовать технику обусловлена: во-первых, противоречиями между растущими потребностями человека и общества и возможностями производства; во-вторых, противоречиями между потребностями производства и существующей техникой; и в-третьих, противоречиями между потребностями повышения эффективности техники и ее вещественно-энергетическими и структурно-функциональными возможностями. Наличие таких противоречий побуждает человека постоянно совершенствовать технику и способы ее технологического применения. В этом процессе постоянного развития техники можно наблюдать не только эволюционные периоды нарастания чисто количественных изменений, но и периоды качественных, революционных скачков, когда совершается переход к принципиально новым техническим средствам в какой-то области человеческой деятельности, что влечет за собой резкое повышение эффективности их функционирования. Такие периоды называюттехническими революциями.
Научно-техническая революция представляет собой коренной переворот в развитии производительных сил, связанный с превращением науки в непосредственную производительную силу, с соединением научной и технической революции в единый процесс.