Особенности языка науки. Понятие и виды научного описания, объяснения и понимания. Соотношение понимающего и объясняющего подходов в различных науках.

 

Современная наука не только противостоит различным вненаучным учениям, но и отличается от обыденного познания:

Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Особенности объектов науки делают недостаточными и те средства, которые применяются в обыденном познании. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты, поскольку:

1.обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в практику человека (наука же выходит за ее рамки);

2.понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука не может положиться на такой контроль, так как она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения.

Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира. Причем он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Например, слово «электричество», когда-то было специфическим научным термином, а затем прочно вошло в повседневный язык.

Важнейшие познавательные процедуры: а.)описание, б.)объяснение и в.)понимание.

А.)Описание – это этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента и наблюдения с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Наблюдение – целенаправленное, систематическое восприятие действительности, которое всегда предполагает постановку задачи и необходимую активность, а также определенный опыт, знания познающего объекта. Наблюдение, как правило, оказывается элементом более сложного познавательного процесса (например, эксперимента) и применяется в сочетании с другими методами. В ходе наблюдения обычно используются различные приборы (микроскоп, телескоп и т.д.), а полученная информация обрабатывается и обобщается.

Наиболее сложным и эффективным является эксперимент - изучение объекта путем создания для него искусственных условий, которые необходимы для получения нужной информации о свойствах этого объекта.

Описание подготавливает переход к теоретическому исследованию объекта. Описание и объяснение тесно связаны друг с другом. Без описания фактов не возможно их объяснение; с другой стороны, описание без объяснения еще не составляет науки.

Б.)Объяснениепредставляет собой одну из важнейших функций научной теории и науки в целом. Понятие объяснения используется и в повседневном языке, в котором объяснить какое–либо явление означает сделать его ясным и понятным для нас. В течение последних столетий функция объяснения окружающего мира постепенно перешла к науке. В настоящее время именно наука делает понятным встречаемые явления, поэтому научное объяснение служит образцом для всех сфер человеческой деятельности, в которых возникает потребность объяснения.

Переход от общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Причем одно и то же явление может объясняться иногда по-разному, в зависимости от того, какие законы, концепции и теоретические взгляды положены в основу объяснения.

Процесс объяснения:

1. устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о законах и отдельных явлениях природы.

2. позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов, т.к. логическая структура объяснения и предвидения в общем сходна. Отличие объяснения и предсказания заключается в том, что объяснение относится к фактам, событиям, процессам или закономерностям, существующим или имевшим место в прошлом, а предсказание относится к тому, что должно произойти в будущем.

Виды научного объяснения:

1. Дедуктивно–номинологическое объяснение(ДНО) – К. Поппер и К. Гемпель.

Особенности:

· ДНО придает необходимый характер объясняемому событию. ДНО – логическое выведение объясняемого положения из некоторых посылок; если эти посылки истинны, а их истинность – одно из условий корректности объяснения, выведенное положение должно быть истинно. Другими словами, при ДНО события указывается причина или условие этого события; если причина имеет место, то должно существовать следствие.

· Общее утверждение должно быть законом природы, т.е. выражать необходимую связь явлений. В противном случае мы не получим объяснения. Таким образом, ДНО фактов, придавая объясняемым фактам необходимый характер, придает им новое понимание. Следовательно, ДНО является одним из средств достижения понимания природы.

2. Рациональное объяснение. (У. Дрей)

Для объяснения природных событий и фактов используется ДНО, а для общественных наук, имеющих дело с человеческой деятельностью, предлагается рациональное объяснение. В отличии от ДНО, которое обосновывает необходимость объясняемого явления, рациональное объяснение обосновывает лишь возможность объясняемого поступка.

3. Интенциональное объяснение.

Сущность его заключается в указании не на рациональность действия, а просто на цель индивида, осуществляющего действие. Например, мы видим бегущего человека и хотим объяснить, почему он бежит. Объяснение состоит в указании на цель, которую преследует индивид: он хочет успеть на поезд, поэтому и бежит. При этом нет речи об оценке рациональности его поступка и мы не спрашиваем даже, считает ли он сам, что поступает рационально. Для объяснения достаточно отметить, что цель заключается в том-то и том.

Однако люди иногда не совершают тех действий, которые неизбежно обеспечили бы достижение поставленной цели. Именно поэтому встречаются случаи, когда для достижения поставленной цели рационально необходимо употребить некоторое средство, а человек не совершает нужного действия: его удерживают морально-этические установки. Можно стремиться к некоторой цели, но одновременно отвергать средства, имеющиеся для ее достижения.

В.)Понимание – форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета.

На всех этапах познавательной деятельности постоянно приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание о котором отсутствует. Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. При этом осуществляются такие процедуры, как:

интерпретация – первоначальное приписывание информации смысла и значения;
реинтерпретация – уточнение и изменение смысла и значения;
конвергенция – объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;
дивергенция – разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы;
конверсия – качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование и т.д.

Следовательно, понимание представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существоваших ранее.

Виды научного понимания:

· Понимание прошедших эпох (историческое понимание);

· Интерпретация инокультурных символов и метафор, перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);

· Понимание иных форм жизни, культурных норм и ценностей (понимание в социально – антропологических исследованиях);

· Понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествозании).

· Общими чертами всех видов понимания являются: взаимосвязь понимания и самопонимания; обусловленность понимания социально-историческими и культурными предпосылками; необходимость раскрытия смыслового контекста предмета понимания.