Характерные черты и многообразие научного знания.

1.Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных, законов самого познания, мышления и др.

2.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущ-но рацион-ми средствами и методами. Отсюда характерная черта н.познания – объект-ть, устранение по возможности субъективистских моментов. Вместе с тем, активность субъекта – важное условие и предпосылка н.познания.

3.Наука в большей мере чем другие формы познания, ориент-на на то, чтобы быть воплощенной в практике.

4.Научное познание в гносеолог-м плане – сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

5.В процессе н.познания применяется «научное оборудование», зачастую очень дорогое и сложное (радиотелескопы, ракетно-космич. техника). Также наука использует такие идеальные средства и методы как, современная логика, математические методы, диалектика и др.

6.Н.познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений. Внутренняя организация, структура науки являет собой многообразную картину. Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. Есть 2 основных направленности научных изысканий: мир природы и мир человека. В соответствии с этим утверждается разделение наук на естественные и социально-гуманитарные (общественные). Естествознание и обществознание, природоведение и человековедение (гуманитарные науки) – первое разделение единого массива н.знания по объекту приложения своих усилий. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. В свою очередь каждая группа наук подвергается более подробному членению, так, в состав естест-х наук входят механика, физика, химия, биология. Каждая из них подразделяется на ряд научных дисциплин. Науки также подразделяются на фундаментальные (нет прямой ориентации на практику) и прикладные (применение результатов н.познания для решения производственных соц-практических проблем). Вместе с тем границы между отдельными науками и науч.дисциплинами условны и подвижны. Наряду с ветвлением единого н.знания по отдельным наукам возникает направление: концентрация научных тем «по проблемам», предполагающая развитые междисциплинарные контакты, выражающие единение знания. Сегодня возникла ситуация, когда успешный поиск идет не через сусеки отдельных наук, а через узлы общих проблем. Наряду со все более дробной дифференциацией наук и науч.направлений идет процесс интегрирования знаний. Возникают мегадисциплины. Сейчас насчитывают 1500-10000 самост-х дисциплин, причем в каждой – своя терминология, методики, исследовательские структуры, но при этом надо учитывать, что особое-это лишь специфическое проявление общего. Разграничение знания научного и ненаучного, теоретического и нетеор-го стан-ся главной проблемой проц-в дифференциации и интеграции. Объективные з-ны функц-ния и развития систем, т.е. наиболее устойчивые и общие связи м-у ними, служат фундаментом эффективной научной деят-ти. На современ-м этапе развития общества, технологии и науки универсальные методы научного познания и системы знаний, складывающиеся как научные синтагмы, приобретают все большее значение. (Синтагма-система знаний, построенная из разнородных по происхождению подсистем, объединяемых для решения комплекса задач-сложных, неоднородных и не поддающихся решению на основе к-либо одной или неск-х дисциплин. Метод организации знаний, при кот-м разнородные знания, методы и сообщества специалистов группир-ся не по дисциплинам и окостеневшим парадигмам, а по динамичным, сменяющ-ся и преобраз-ся синтагмам образует новую форму развития науки.

 

40. Основания науки

 

Можно выделить три главных компонента оснований научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки..