Марксистская философия.

 

Марксистская философия была создана совместно двумя философами К. Марксом(1818-1883) и Ф. Энгельсом(1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма получила широкое распространение в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине XX вв. В ряде стран (СССР, соц. страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Наибольшее влияние на становление МФ оказали немецкая классическая философия, представленная И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г. Гегелем, Л. Фейербахом, английская политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо, а также французский критический утопический социализм Ш. Фурье и А.К. Сен-Симона.

Непосредственными теоретическими предпосылками МФ послужили диалектика Гегеля и материализм Фейербаха.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исто­рического материализма в следующем:

• на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, ма­териальное производство, распределение);

• производственные отношения, уровень производительных сил образу­ют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные государственные и общественные институты, обществен­ные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и производ­ственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выде­ляютсяобщественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных от­ношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства - особая обще­ственно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде сво­бодных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной зе­мельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (про­мышленное производство, основанное на труде свободных, но не яв­ляющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (об­щественной) собственности на средства производства;

• рост уровня производственных сил приводит к изменению производ­ственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следую­щие понятия:

• средства производства;

• отчуждение;

• прибавочная стоимость;

• эксплуатация человека человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уров­ня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживаю­щая их, - так называемая "рабочая сила ".

В ходе эволюции капитализма происходитпроцесс отчуждения основной работающей массыот средств производства и, следовательно,от ре­зультатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточи­ваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящих­ся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуж­дена обращаться к собственникам средств производства в качестве на­емной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше сто­имости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, являетсяприбавочной стоимостью, часть которой идет в карман капи­талисту, а часть вкладывается в новые средства производства для полу­чения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской филосо­фии видели в установлении новых,социалистических (коммунисти­ческих) общественно-экономических отношений, при которых:

• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

• частная собственность на средства производства будет заменена обще­ственной (государственной);

• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

В основудиалектического материализма Маркса и Энгельса была поло­жена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выде­лить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свой­ство материи отражать саму себя;

• материя находится в постоянном движении и развитии;

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фан­тазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает чело­вечеству (особенно его невежественной, части) утешение и надежду;

Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

• важным фактором развития является практика - преобразование чело-• веком окружающей действительности и преобразование человеком са­мого человека;

• развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы проти­воположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.