Философия Нового времени и эпохи просвещения.

 

В эпоху Нового времени необходимо подчеркнуть укрепление союза между наукой и философией. Связанная с этим идея рациональности является стержневым пунктом всех прогрессивных тенденций в философии этого периода. С собственно философской точки зрения идея рациональности означает провозглашение разума в качестве единственно верного средства познания мира. Однако следует отметить, что убежденность в могуществе человеческого разума породила и противоположную тенденцию в философии Нового времени - эмпиризм. Родоначальнику эмпиризма Фрэнсису Бэкону принадлежит известный тезис <Знание-сила>. При этом следует учесть, что Ф. Бэкон имел в виду знание не теоретическое, а эмпирическое. По его мнению, всякое познание должно опираться на опыт, и соответственно, путь познания - от изучения единичных фактов к общим положениям. Основоположник рационализма Р. Декарт как естествоиспытатель понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако, по его мнению, решающую роль в происхождении и развитии научно-философского знания играет разум. Только при его помощи человек может получить необходимое ему знание, обладающее достаточной достоверностью. Критерием истины Декарт считал ясность, отчетливость представлений и выводов. Наиболее достоверные суждения содержатся в разуме человека, прежде всего в его самосознании. Отсюда и его знаменитое высказывание: <Я мыслю, следовательно, я существую>. Одна из центральных проблем для философии Нового времени - проблема субстанции. Следует отметить, что она различным образом решалась разными философами. Так, у Декарта она трактуется дуалистически: наряду с духовной субстанцией существует и материальная. Мышление и протяжение выступают атрибутами субстанции и в философии Б. Спинозы. Но в отличие от Декарта Спиноза понимает субстанцию как слияние в едином природы и бога. Здесь важно подчеркнуть диалектическую трактовку субстанции как причины самой себя . Если у Спинозы единичные вещи-видоизменения единой субстанции, то у Г. Лейбница субстанций - монад - бесконечное множество. Каждая из них отражает в себе (сознательно или бессознательно) весь сотворенный богом мир благодаря так называемой предустановленной гармонии. Следует подчеркнуть: в философии Нового времени последовательно проводится мысль о неисчерпаемых возможностях человеческого разума. И эта традиция была развита в эпоху Просвещения. Рассматривая разнообразные взгляды мыслителей европейского Просвещения, следует отметить их не только антисхоластическую, но и антиметафизическую) направленность, опору на связь науки с жизнью, с социальной практикой Помимо гносеологических проблем основные вопросы, которые активно обсуждались в этот период, это противоречие между индивидом и родом, эгоистическими интересами и принципами разума и всеобщей справедливости, чувствами и разумом. Несмотря на то, что и в философских трактатах, и в литературно-художественных произведениях просветители обращали большое внимание на социальную среду, человек (и как эмпирический индивид, и как представитель рода человеческого - человек <вообще>) рассматривался ими абстрактно. Тем не менее убежденность в торжестве <царства разума>, скором (французские просветители) или отдаленном (немецкие), была несомненно прогрессивной для своего времени и оказала влияние на социальные изменения.

 

Научная рев-я и Ф. 17 в. (Бекон,Декарт,Спиноза,Лейбниц)

 

Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом интереса мыслетелей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же период имеют место попытки ф.занлво обосновать естествознание, цоединив експеримент и размышления как основу теоритического метода. В 17 веке интерес ф. Был направлен на вопросы познания - Ф.Бекон развивал учениео индукции, Декарт понятие метода в Ф. На первом плане проблемы гносиологии. Два основных направления ф.: Эмпиризм - направление в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир. 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его инстинности. Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Неполные индукция - исключ. логического док-ва до получения противоречия. “Знание сила”. Заслуги: 1) восстановил матер. традицию в европейской Ф. 2) предложил новое понимание материи - совокупность частиц 3) один из основателей механики “движение неотъемлемый атрибут материи” Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. Причиной всего сущего и неболее того. Главная задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности, 2) знание подчинено единому универсальному методу познания. Б. Спиноза развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа. Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении испособных к страданию, восприятию и сознанию.

 

Кратко:

Декарт говорил, что философия отличает нас от дикарей и народ тем больше образован и развит, чем лучше он философствует.

1596-1650. Две позиции: материалистическая и идеалистическая.

1) Он впервые предложил материалистическую картину мира, ибо рас­сматривал природу как состоящую из частиц, различных величиной, формой и движением.

Вселенная первоначально состояла из огне подобного, воздухо-подоб­ного и земле подобного элементов. Эти элементы—вихри. В ходе пер­вого вихревого движения возникли Солнце и звёзды, второго—небо, третьего—Земля и другие планеты—наивное материалистическое пони­мание Вселенной. Декарт опирался на механику, поэтому его материа­лизм был материальным. Животные—простые машины, а человек—более сложная. Вселенная—огромный механизм. В отличие от Бекона Декарт обращался к разуму и самосознанию человека, т. е. требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности или, по-дру­гому, достоверности, требующего проверки каждого знания с помощью светы разума. Отказался от всех суждений, принятых когда-либо чело­вечеством.

”Традиционные формы знаний нужно сравнивать с достоверными исти­нами”. На истину наталкивается скорее отдельный человек, чем целый народ. Этот принцип—установка не на чужие мнения, а на создание соб­ственных. Сомнение должно снести здание традиций культуры и расчис­тить почву для культуры рациональной. Его метод—средство познания мира с помощью разума.

Новизна Декарта: научное знание должно быть построено как единая система, но до сих пор оно было собранием случайных истин. Основа­нием системы должны стать достоверные, очевидные утверждения. Та­ким достоверным он считает своё суждение—”мыслю—следовательно существую” и этот аргумент как бы говорит о превосходстве умопости­гаемого над чувственным.

Но это не принцип мышления, а субъективно пережитый процесс мыш­ления, от которого невозможно отделить мыслящего человека. Декарт и этот принцип мышления не возводит в абсолют знания, а истинность мышления он связывает с существованием Бога как гаранта, т. к. Бог—источник человеческого мышления, а человек открыт для Бога. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и поддерживаются его могуще­ством. Получается, что природные процессы у Декарта определяются железными пружинами, подобно действию механизмов с той разницей, что механизмы человека тоньше и превосходны, но это также меха­низмы.

Если мир—механизм, а наука в нём —механика, то познание—конструирование определённого варианта машины мира с простейших начал в сознании человека.

Основные правила метода:

1) Начинать с простого и очевидного.

2) Путём дедукции получать более сложные высказывания.

3) Надо действовать так, чтобы не упустить ни одного звена, т. е. сохра­нить непрерывность цепи умозаключений.

Выводы: Декарт применял метод постулирования отдельного субъекта; само сомнение у Декарта есть не процесс мысли, а субъективно пережи­тый акт мышления, который не отделим от мыслящего субъекта.

Абсолютно несомненно: мыслю следовательно существую. У Декарта мы находим принцип методического сомнения, поиск рационального порядка во всём, дуалистичность представления о мире.

Бенедикт Спиноза—родоначальник нового пантеизма.

Считал, что Бог присутствует в природе, растворившись в ней. Природа как бы стоит выше Бога, и только природа существует в мире, который является причиной самому себе. За это его отлучили от церкви и про­кляли. Спиноза утверждал, что мышление—коренное свойство материи. Короче говоря, Спиноза как бы устраняет Бога и считает, что природа—вечная субстанция, которая проявляется через свои модусы.