Основные школы

Основные школы и традиции античной философии. Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

 

Античная философия – Философия Др.Греции и Др.Рима. Зародилась в конце VII – начале VI в. до н. э. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:

1. Натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и космоса (мелетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики)

2. Гуманистический период, с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты)

3. Классический период, с его грандиозными философскими системами Платона и Аристотеля

4. Период эллинистических школ (стоики, эпикурейцы, скептики), занятых моральным обустройством людей

5. Неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведенным до представления о Едином-Боге.

Наиболее зримо в античной философии выделяются 3 части:

1. Физика, понимаемая в данном случае как философское учение о природе

2. Этика (философское учение о человеке)

3. Логика (учение о слове, понятии)

Характерные черты античной философии:

1) Античная философия синкретична (для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования)

2) А.ф. космоцентрична (ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в т.ч. и мир человека)

3) А.ф. пантеистична (т.е. в отличие от средневековой философии не ставит на первое место представление о Боге (не теоцентрична), а исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого)

4) Этика античности – по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей.

5) Логика античности – преимущественно логика общих имен, понятий.

1. Милетская школа философии (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен)

Впервые выдвинули идею Первоначала – нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего. Первоначало у: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь, Анаксимандр-некоторое беспредельное и вечное начало, анейрон. Соединив в Первоначале субстанцианальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего сделаны вещи), первые греческие философы положили конец теогонистической трактовке мира, т.к. миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.

2. Школа Пифагора (пифагорейцы – 532 г. до н.э.)

Первоначало – число. Они считали, что числовые отношения составляют самую сущность природы, и именно в этом смысле пифагорейцы говорили, что «все есть число». Поэтому познание природы для них было возможно только через познание числа и числовых отношений.

3. Элейская школа (элеаты, основатель-Ксенофан, последователи-Парменид, Зенон)

Ознаменовали переход от протофилософского к философскому знанию. Элеаты сделали серьезный шаг вперед от некритически-нерасчлененного мышления первых философов к логическому проявлению сложившихся философских представлений и выработке новых философских понятий. Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, которое вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никак не даст нечто конечное, конечную вещь. Также невозможно и движение. Элеаты придумали ряд парадоксов и апорий, которые и поныне вызывают у философов, физиков, математиков головную боль. Парадокс – это неожиданное высказывание, апория– это затруднение, недоумение, трудно решаемая задача. Зенон в своих апориях «Дихотомия», «Стрела» и др. логически рассуждал, что мыслить движение нельзя, т.к. мысль о возможности движения приводит к противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не существует.

4. Атомисты (Левкипп, Демокрит)

В атомистическом учении Демокрита (460-370 до н.э.) была выдвинута идея множественного Первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие – как пустоту. Атомы различаются формой, расположением, весом. Они движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетание атомов образуют целые миры: в бесконечом пространстве существует бесконечное множество миров. Разумеется, и человек есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов. Все происходит согласно необходимлсти, случайность отсутствует.

5. Школа софистов (Протагор, Георгий, Гиппия, Продика и др.)

IV в. до н.э. – произошла переориентация философского интереса с проблем устройства мироздания на проблемы познания общества и человека.

Древнегреческим словом «софистэс» называли знатока, мастера, мудреца. Софисты были мудрецами особого рода, взявшими на себя миссию распространения образования в обществе, став профессиональными преподавателями мудрости. Софисты обучали не конкретным знаниям в какой-либо области, а знаниями, необходимыми человеку для общественной деятельности, прежде всего политической. В их лице философская мысль античности перешла от объективного изучения природы к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса – к самому человеку и его сознанию. При этом софитов интересовало не просто сознание, а в первую очередь способы воздействия на него: как навязать свою точку зрения оппоненту, как сразить его полемическим выпадом, как доказать все, что угодно и т.д.

6. Афинская школа.

Под названием «афинская школа» в историю философии вошли учения великих мыслителей античности Сократа, Платона, Аристотеля.

Сократ: излагал свое учение только устно, в беседе или споре. Главным предметом его речей и бесед были вопросы этики – вопросы о том, как следует жить. Нравственными ценностями для Сократа выступали бескорыстие, следование своему долгу, служение добру. Даже перед лицом смерти его нравственная и гражданская позиция была непоколебимой. Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности, выявить их сущность. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове одного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ назвал майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. Учение Сократа дошло до нас в изложениях его учеников – Ксенофонта, Платона.

Платон: Мир по природе двойствинен: мир изменчивых предметов (они появляются и исчезают) и мир идей (которые остаются неизменными).

Идея – центральная категория в философии Платона. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии. Идея вещи есть нечто идеальное. Идея – это смысл, сущность вещи. Идеи управляют Вселенной. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Высшая идея – это идея абсолютного добра – она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества.

Кроме того Платон подробно разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна его связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Он впервые выдвинул систему из пяти основных категорий: Сущее, движение, покой, тождество, различие.(ранее в качестве философских категорий рассматривались стихии: земля, вода, огонь, воздух, эфир). Платон разрабатывал проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе граждан, причем это благо понималось как воплощение идей справедливости и разума (это учение – утопия). Платон выделял:

а) «идеальное государство» (или приближающееся к идеальному) – аристократия, в т.ч. аристократическая республика, и аристократическая монархия;

б) нисходящую иерархию государственных форм – тимократия (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархия (власть богатых), демократия (власть толпы), тирания (власть тирана).

Этические взгляды: по Платону, чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым.

Аристотель (384-322 до н.э.). Ученик Платона, однако подверг критике теорию идей Платона – Платон совершил ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель первым стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет:

- первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах;

- вторую философию,предметом которой является природа.

Предмет первой философии («метафизики») – то, что существует сверх природы – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего:

1. Формальная причина (обуславливает «суть бытия» или ее первую сущность, то, без чего вещи нет).

2. Материальная причина (рассматривалась в двух планах: а) как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем; б) как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал).

3. Движущая причина (является столь же необходимой для полного определения вещи, как материальная и формальная причины. Аристотель признавал наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи).

4. Ни бытие вещи, ни ее движение немыслимы без целевой причины, направляющей движение к определенной цели.

В представлении Аристотеля все процессы обладают внутренней направленностью и обусловленностью через цель. Завершает аристотелевскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме, под которым Аристотель понимал Бога, пребывающего в постоянной деятельности, в самой лучшей вечной жизни – деятельности мышления. Ум выступает в качестве триединой формально-движущей целевой причины. Как формальная причина Ум есть «форма всех форм», предельное понятие о бытии, как движущая – Перводвигатель, который движет решительно все, но сам неподвижен, как целевая – всеобщая цель, которая в то же время является и высшим благом. Единый божественный Ум обусловливает целесообразность мирового процесса и направляет его к единой цели, т.е. к себе как к высшему благу.

Этические взгляды: Настоящая цель человеческой жизни – не наслаждение, а блаженство, которое достигается в умозрительной деятельности души. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели – достижению блаженства путем созерцания истины.

Заслуга Аристотеля кроме этого заключается еще и в том, что он заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создаышим систематическую науку о природе – физику, заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

7. Школа кинизма (Антисфен, Диоген)

Относится к философии раннего эллинизма.

Киники переосмыслили предназначение философии, которая, по их мнению, должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий, поскольку сама природа определила тот минимум, в котором нуждается человек. Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основываясь на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.

8. Эпикуреизм (Эпикур)

Был присущ такой же индивидуалистический характер. Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. Одна из самых существенных задач философии – практическая помощь человеку в преодолении страха перед смертью.

Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение.

Знание, по Эпикуру, начинается с чувственного опыта, который должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур.

Основной принцип этики – удовольствие (принцип гедоизма). При этом удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером.

9. Школа стоиков (стоицизм. с III в до н.э. до III в н.э.)

Основатель – Зенон Китийский. Последователи – Клеанф, Хрисипп, позднее Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

Высшая цель человека (как и эпикурейцы) – достижение счастливой жизни, но путь к счастью лежит через апатию, т.е. через искоренение страстных чувств, аффектов. Было ими впервые введено понятие фотума, или рока – от необходимого хода вещей, а нне от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни – болезни, страдания, бедность, унижения. Особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и т.п. Свой нравственный идеал они находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели.

10. Скептицизм (Основатель – Пиррон (360-270 до н.э.))

Скептицизм – «быть в неришительности». Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения.

11. Неоплатонизм (Основатель – Плотин (ок. 205 – 270 гг.)

Характерен для позднего эллинизма (III-IV вв.). Систематизировал основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Субстанция по Плотину – божественное Первоединое или Единое, лишенное всяких чувств. Первое, что происходит из Единого – Ум (Нус), затем душа. Она имеет двойственную природу: одна ее часть стремиться внутрь, к Уму, а другая – обращена вовне. Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внимания уделяли разработке логических проблем – определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям. Идеи неоплатонизма нашли выражение в ранних христианских воззрениях.