Предметные уровни философии

Способы освоения мира Основания

а) практический польза

б) научный истина

в) религиозный вера

г) этический добро, благо, зло

д) эстетический красота

е) политический власть

ж) правовой закон

Умение поставить и ответить на эти вопросы - это и есть мудрость. Философия - это размышления по поводу этих оснований человеческого бытия, человеческого существования в мире.

Предмет философии не оставался неизменным на протяжении истории своего существования. Чаще всего для него была характерна некоторая двойственность: с одной стороны, философия рассматривается как рационально-теоретическое постижение бытия (учение о том, как существует мир, человек), а с другой стороны - как определенная форма ценностного сознания (каким должен быть мир).

Выступая как первое, философия устремлена к науке, но знак равенства между философией и наукой ставить нельзя. Наука: что, как, почему происходит, философия - а зачем еще это происходит. Все философские концепции преследуют единую цель: цель выяснения сущности бытия мира и бытия человека и взаимоотношений между ними.

Трудности с вычленением собственного предмета философии -> в философию долгое время включались знания о различных формах бытия. Но постепенно от философии отделялись различные специальные научные дисциплины. С этого момента стало происходить выделение предмета философии.

Предмет - круг вопросов, которые изучает данная наука. Философия стала рассматриваться как высший вид теоретического знания о фундаментальных основах бытия и принципах его познания -> философия - учение о всеобщем знании.

В этом смысле, предмет философии остается относительно стабильным на протяжении столетий, происходит лишь уточнение и углубление его понимания.

Для философии всегда представляла интерес проблема сущности человека и его предназначения. Наиболее четко проблема определения предмета философии была поставлена у Канта. Он выделял два уровня философии:

1. Школярская философия - совокупность общих представлений о проблемах философии и о том как они решались различными философами. По его мнению, каждый человек должен получить представления о философии в этих рамках.

2. Философия как наука о последних целях человеческого разума (мудрость). Философ, стремящийся к такой мудрости, должен думать о высших целях человечества.

М. Мамардашвилли: "Главная цель человека - успеть состояться как человек".

Кант: "Человек живет, чтобы стать человеком и поможет ему в этом философия". Кант формулирует вопросы, на которые должна отвечать подлинная философия: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеется? т.е. Что такое человек?.

Кант сформулировал предмет философской антропологии. В общем виде - предмет философии - бытие как особая сложная система, включающая такие его подсистемы как мир и человек.

В общем плане предмет философии бытие как особая сложная система, включающая в себя подсистемы мир и человек.

Философия выступает как знание о предельных взаимоотношениях и закономерностях между миром и человеком на всех уровнях бытия.

 

 


Человек - особая мыслящая структура бытия —> противопоставление мира и человека весьма условно. Человек, будучи частью бытия, взаимодействует с ним, ставит вопросы о сущности происхождения мира, и том, что лежит в его основании - материальная или духовная субстанция, каковы основные формы бытия мира, един мир или множественен, развивается ли мир, и если развивается, то в каком направлении???

В такой предельной форме эти вопросы не ставит ни одна другая наука. Данный предметный уровень - онтологический уровень (1) - (онтология - учение о бытие).

Являясь частью мира и в то же время, противостоя ему, человек осознает это свое противостояние - это позволяет человеку рассматривать мир как объект познания - это не только природный и социальный мир, но и сам человек, как часть мира. Это -гносеологический уровень (2).

Аксеологический уровень (3) - философско-ценностное отношение к миру (аксеология - философское исследование природы ценностей). Философ дает ценностную оценку мира. Человек не только познает мир, но стремится эмоционально пережить свое существование в этом мире, взаимоотношения с другими людьми, определить права, обязанность, что есть добро и зло.

Праксеологический уровень (4) - учение о целях человеческой деятельности. Для человека важно ставить такие цели, которые не принесут вред ему и другим людям. Человеческая жизнь невозможна без практического освоения мира, надо определить программу поведения, как человеку воздействовать на мир.

Связывая предмет философии с проблемным полем поиска и осмысления всеобщего в системе «человек-мир», можно представить его в виде 2-х подсистем субстратного типа (человек и мир) и 4-х подсистем отношений между ними (мир и человек - как отношения субъекта и объекта, и как отношения материального и духовного). Философия здесь отличает постижение всеобщего в этой системе «человек-мир».

Предмет философии - это не есть просто экзистенция человека, и это ни есть мир сам по себе, а это есть всеобщее в этой системе взаимоотношений. Предмет философии - это сложная целостная система «человек-мир», важнейшими аспектами которой являются всеобщие связи и отношения между человеком и миром. Поиск всеобщего - одна из главных задач философии. При этом ведущим началом философского знания о мире выступает рациональная, умозрительная сторона.

Исходя из этого, философия - это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. Его специфика:

- это понятийное мировоззрение (есть свои термины),

- рационализированное мировоззрение,

- системное мировоззрение,

- стремится к доказательности (в этом смысле претендует на научность).

Каждому уровню философского осмысления соответствует определенная философская дисциплина. Их набор достаточно велик. Прежде всего - метафизика и онтология.

Метафизика - особый раздел философии о принципах и началах бытия. В ряде систем метафизика отождествляется с онтологией. Онтология - важнейшая часть метафизики, исследует бытие как таковое (его свойства, сущность, категории) - Аристотель.

Позднее метафизика стала рассматриваться как метод, противоположный диалектике. В некоторых философских концепциях онтология исследует также божественное бытие (философская теология), душу (психология), учение об общих взаимосвязях (космология).

Гносеология - раздел философии, исследующий сущность и границы познания, отношение знания к реальности, а также условия достоверности и истинности знания. В гносеологию включают и теорию науки (эпистемология).

Философская антропология - исследует человека. Направлена на то, чтобы решить проблемы познания человеком самого себя, выяснение своего места в мире, выявление отличий человека от неживой природы.

Этика - наука о нравственности и морали, исследует проблемы добра и зла. Цель - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых и разумных действий в совместной жизнедеятельности людей.

Эстетика - наука о прекрасном. Предлагает общее определение прекрасного и исследует формы его проявлений в искусстве и природе.

Социальная философия - исследует общество (один из разделов - философия истории).

Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Изучает формы выражения мыслей и формы развития знания, приемы и методы познания, законы мышления.

Философия языка - изучает возникновение, развитие, функционирование, значение языка.

Философия религии - изучает сущность феномена религии, религиозной веры и сознания, специфику функционирования религиозного сознания в обществе.

Философия права - изучает проблемы обоснования права, из чего исходит право, существует ли высшая правовая норма, соотношение права, морали и религии.

Политическая философия - изучает конкретные положения социальной философии, связанные с проблемами возникновения государства, организацией политической жизни общества, управления общественной жизнью.

Философия техники - передача функций человека техническим и информационно-вычислительным системам.

Философия занимает особое место в системе человеческой культуры (квинтэссенция духовной жизни), занимает интегрирующее положение, выступает как ценностная форма сознания.

Функции философии:

Философия полифункциональна. За основное деление чаще всего берут теоретическую и методологическую форму философского знания. Выделяют 2 группы функций.

1. Теоретическая форма - мировоззренческие функции:

- отражательно-информационная: (онтологическая, гносеологическая);

- гуманистическая;

- социально-аксеологическая;

- праксеологическая;

- культурно-воспитательная.

2. Методологические:

- логико-методологическая (философия - универсальный метод познания, обоснование частно-научных методов познания );

- координирующая (координация соотношения методов в процессе познания);

- интегрирующая (синтезирующая);

- эвристическая (помогает решать ученому его задачи).

Долгое время в России признавали идеологическую функцию философии как главную ее функцию.


php"; ?>