II. Упражнения и задачи

Контроль знаний

I. Вопросы для самопроверки:

1. Что такое гносеология и какие вопросы обсуждаются в этой части философии?

2. Какие основные формы чувственного познания и абстрактного мышления вы знаете?

3. Чем отличается рассудок от разума?

4. Какие концепции истины существуют в философии?

5. В чём суть традиционной концепции истины?

6. Что такое объективная истина?

7. Чем отличаются понятия «абсолютная истина» и «относительная истина»?

8. В чём суть когерентной концепции истины?

9. В чём проявляется конвенциализм в познании?

10. В чём суть прагматической теории истины?

11. Что является предметом «философии науки»?

12. Перечислите формы эмпирического познания и дайте их краткую характеристику

13. Перечислите формы теоретического познания

14. Какие разновидности научной картины мира вызнаете?

 

1.У древних греков было слово для обозначения истины – алетейя, что означает нескрытость, непотаённость. Истина не прячется, она лежит на виду, надо только уметь её увидеть. Как вы считаете, почему же поиск истины столь труден и зачастую оканчивается ничем?

2.Какие методы научного познания использовались в следующих случаях?

А) В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провёл испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть даже во время небольшого шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, перевернувшись, погибло 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».

Б) Обратив внимание на то, что 4 = 3+1; 6 =3+3; 8 =5+3; 10 = 5+5, математик Гольдбах высказал гипотезу о том, что любое чётное число можно представить в виде суммы двух простых чисел.

3.«Физик или наблюдает процессы природы там, где проявляются в наиболее отчётливой форме и наименее затемняются нарушающими их влияниями, или же, если это возможно, производит эксперимент при условиях, обеспечивающих ход процесса в чистом виде» (Маркс К., Энгельс Ф.) В связи с этим положением ответьте на вопросы:

а) Чем отличается эксперимент от наблюдения?

б) Каково преимущество эксперимента над наблюдением?

в) Есть ли границы познавательных возможностей эксперимента?

4.«…Самая простая истина, самым простым, индуктивным путём полученная, всегда не полна, ибо опыт всегда не закончен» (Ленин В. И. ) Почему ограничены знания, полученные индуктивным путём? Что порождает эту ограниченность?