II. Упражнения и задачи
Контроль знаний
I. Вопросы для самопроверки:
1. Какое значение имеет термин онтология?
2. Перечислите основные формы бытия и дайте краткое описание каждой из них
3. Какие основные этапы в формировании категории «материя» можно выделить в истории философии? Дайте им краткую характеристику
4. Какие структурные уровни организации материи вы знаете?
5. Перечислите основные формы движения материи
6. Кого можно считать основателем диалектики как учения о развитии?
7. Назовите основные принципы диалектики
8. Назовите основные всеобщие законы развития
9. Что является источником развития с точки зрения диалектики?
10. Что понимают под пространством в философии?
11. Каково содержание философской категории «время»?
12. Перечислите основные свойства, присущие пространству
13. Назовите основные свойства времени
1. Возьмём два примера: просто перемещение тела в пространстве и возникновение в процессе биологической эволюции нового вида. В одном и другом случаях имеют место определённые изменения. Можно ли назвать оба эти типа изменений понятием «движение»? А можно ли оба эти типа изменений охарактеризовать понятием «развитие»?
2. Что такое субъективное время? Какой смысл вкладывается в это понятие? В связи с этим проанализируйте строки из стихотворения С. Я. Маршака:
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его
3. Какие из указанных ниже процессов можно отнести к развитию? Ответ аргументируйте.
а) качание маятника;
б) старение человека;
в) сборка машины на конвейере;
г) тренировка спортсмена;
д) контрреволюционный переворот;
е) течение болезни;
ж) круговорот воды в природе;
з) движение Земли по орбите вокруг Солнца;
и) разрушение природной среды человеком
4. Из перечисленных ниже понятий выпишите противоположные пары: движение, холод, содержание, покой, ум, сила, тепло, форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость, устойчивость, память.
5. В каких афористических высказываниях, приведённых ниже, можно увидеть отражение закона перехода количественных изменений в качественные:
а) Вода камень точит не силой, а частым падением
б) Лучше меньше, да лучше
в) Тише едешь – дальше будешь
г) Побеждают не числом, а уменьем
д) От великого до смешного – один шаг
е) Поспешишь – людей насмешишь
ж) Семь раз отмерь – один отрежь
з) Талант есть труд
и) Повторенье – мать ученья
6. В каких из перечисленных ниже высказываний нашёл отражение закон отрицания отрицания:
а) Новое – это хорошо забытое старое
б) Клин вышибают клином
в) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок