Основные темы русской философии XII – XVII вв.

Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России)

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси

 

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основные темы ранней русской философии: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство; право; природа

Представители:Илларион, Вл. Мономах

В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствуют патриотизм и историческая глубина. В сочинении первого древнерусского философа – киевского митрополита Иллариона (XI в.) - «Слово о Законе и Благодати» содержатся глубокие размышления о судьбе России, о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире. Сопоставляя Ветхий и Новый Заветы (закон и благодать), он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божественного света.

Набором правил практической философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053 – 1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому, можно жить в согласии с Богом.

 

Русская философия XII – XVII вв. приходится на период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси).

 

§ сохранение русской духовности;

§ христианство;

§ борьба за освобождение;

§ устройство государства;

§ познание

Представители: С. Радонежский, Филофей, А. Курбский, Ю. Крижанич

Сергий Радонежский(XIV в.) – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига.

В начале XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва – третий Рим».В ней утверждалось, что два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции. Россия объявляется центром православия, а светская власть его оплотом.

Отсюда, с XVI в., берёт своё начало и идея русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа – идея «Святой Руси». Она явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. Это первый этап становления такого мировоззренческого, идеологического и социально-психологического феномена, который впоследствии получит название «Русская идея».

Наряду с историофилософской идеей «Святой Руси» русскую мысль интересуют отношения между церковью и государством. Русская церковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Согласно ей, царь подобен всевышнему Богу. В царствование Ивана IV получили дальнейшее развитие принципы неограниченного самодержавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах его современников.

Андрей Курбский (1528 – 1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вёл заочную полемику с Иваном Грозным.

Большие надежды на московского царя в деле объединения и защиты всего славянского народа возлагает Юрий Крижанич (1618 – 1683). Вместе с тем Крижанич выступает за справедливое правление и призывает власть имущих проявить заботу о народе. Следует отметить, что философия как мировоззрение приобретала всё большее значение в культуре России. Проникавшие идеи западноевропейских наук, распространение теории Коперника способствовали процессу секуляризации в России.

Первые философские сочинения на Руси были во многом подражательными. В них продолжались традиции древнегреческой философии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Развитие философии шло в рамках религиозной традиции. Основными проблемами древнерусской философии были премудрость Божия, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в человеке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии. В то же время в русской философии вырабатывается идея правды как истины, где были объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию.