Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?
Вариант IV
Вариант III
Вариант II
Вариант I
III. Тестовый контроль знаний
1. В каком из вариантов указаны имена только представителей немецкой классической философии?
а) Кант, Фихте, Гегель, Фейербах;
б) Бэкон, Декарт, Кант, Маркс;
в) Энгельс, Шеллинг, Гольбах, Ницше;
г) Спиноза, Фихте, Лейбниц, Гегель
2. Наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания:
а) априори;
б) антиномии;
в) категории;
г) императивы
3. Постижение истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства:
а) интуиция;
б) агностицизм;
в) трансценденция;
г) априори
4. Выберите то, что не относится к априорным формам по И. Канту:
а) идеи;
б) космос, природа, человек;
в) понятия и категории;
г) пространство и время
5. «Вещь в себе» у Канта означает:
а) закрытую для других личность;
б) скрытый смысл вещи;
в) закон;
г) сущность
6. Выделите понятия, которые относятся к философии И. Канта:
а) субстанция и модусы;
б) «вещь в себе»;
в) интеллектуальная интуиция;
г) априорные суждения
7. Среди перечисленных укажите произведение И. Фихте:
а) «Критика чистого разума;
б) «Наукоучение»;
в) «Феноменология духа»;
г) «Критика практического разума»;
д) «Наука логики»;
е) «Система трансцендентального идеализма»;
ж) «Сущность христианства»
8. Выберите стадию развития идеи, которая не относится к тем стадиям, которые выделил Г. Гегель:
а) тезис;
б) суждение;
в) антитезис;
г) синтез
9.Среди перечисленных укажите основное произведение Г. Гегеля:
а) «Критика чистого разума;
б) «Наукоучение»;
в) «Феноменология духа»;
г) «Критика практического разума»;
д) «Наука логики»;
е) «Система трансцендентального идеализма»;
ж) «Сущность христианства»
10. Соотнесите философа и направление философии, к которому он принадлежит:
1) И. Кант; а) антропологический материализм;
2) Г. Гегель; б) объективный идеализм;
3) Л. Фейербах; в) субъективный идеализм;
4) И. Фихте; г) агностицизм
5) И. Шеллинг
1. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины:
а) скептицизм;
б) агностицизм;
в) интуитивизм;
г) сенсуализм
2. Взгляд, согласно которому ничего нет, вне моего сознания:
а) агностицизм;
б) солипсизм;
в) скептицизм;
г) гностицизм
3. Философская концепция, усматривающая в понятии человек основную категорию и исходящая из неё в объяснении природы, общества, мышления:
а) объективный идеализм;
б) антропологический материализм;
в) субъективный идеализм;
г) агностицизм
4. Укажите, какой вопрос И. Кант раскрывает в книге «Критика чистого разума»:
а) На что я могу надеяться?;
б) Что я могу знать?;
в) Что я должен делать?;
г) Что такое человек?
5. Среди данных ниже выражений укажите этические принципы философии И. Канта:
а) поступай так, как считаешь нужным;
б) основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели;
в) каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия;
г) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом
6. Укажите главные произведения И. Канта:
а) «Критика чистого разума;
б) «Наукоучение»;
в) «Феноменология духа»;
г) «Критика практического разума»;
д) «Наука логики»;
е) «Система трансцендентального идеализма»;
ж) «Сущность христианства»
7. Соотнесите составляющие части концепции И. Фихте:
1) «Я»; а) субъективный дух человека;
2) «не-я»; б) сознание человеческой личности;
3) «Абсолютное Я» в) окружающая действительность
8. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:
а) Л. Фейербах;
б) Г. Гегель;
в) И. Кант;
г) И. Ньютон
9. Направление, к которому можно отнести философию И. Шеллинга:
а) объективный идеализм;
б) антропологический материализм;
в) субъективный идеализм;
г) агностицизм
10. Направление, к которому принадлежит философия Л. Фейербаха:
а) объективный идеализм;
б) антропологический материализм;
в) субъективный идеализм;
г) агностицизм
1. Противоречие двух равносильных суждений или умозаключений:
а) антиномия;
б) парадокс;
в) софизм;
г) агностицизм
2. Всеобщий метод постижения противоречий развития бытия, духа, истории:
а) идеализм;
б) диалектика;
в) метафизика;
г) материализм
3. Соотнесите термины и их значение:
1) агностицизм; а) философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины;
2) антропологический материализм; б) взгляд, согласно которому ничего нет, вне моего сознания;
3) солипсизм; в) всеобщий метод постижения противоречий развития бытия, духа, истории;
4) диалектика г) концепция, усматривающая в понятии человек основную категорию и исходящая из неё в объяснениях природы, общества, мышления
4. Укажите, кто ввёл понятие «категорический императив»:
а) Г. Гегель;
б) Ф. Шеллинг;
в) И. Кант;
г) И. Фихте
5. Какое из утверждений принадлежит И. Канту:
а) человек может познать лишь «вещи в себе», а «явления» недоступны познанию;
б) «вещи в себе» недоступны познанию, а «явления» познаваемы;
в) человеческому познанию недоступны ни «явления», ни «вещи в себе»;
г) нет границ человеческому познанию
6. Соотнесите кантовские категории:
1) категории количества; а) единство;
2) категории качества; б) реальность;
3) категории модальности; в) причина и следствие;
4) категории отношения г) возможность и невозможность;
д) необходимость и случайность;
е) множество; ж) отрицание
7. Направление, к которому можно отнести философию И. Фихте:
а) объективный идеализм;
б) антропологический материализм;
в) субъективный идеализм;
г) агностицизм
8. Исходный пункт философии Г. Гегеля:
а) Абсолютная идея;
б) материя;
в) «вещь в себе»;
г) сознание субъекта
9. Укажите основное произведение И. Шеллинга:
а) «Критика чистого разума;
б) «Наукоучение»;
в) «Феноменология духа»;
г) «Критика практического разума»;
д) «Наука логики»;
е) «Система трансцендентального идеализма»;
ж) «Сущность христианства»
10. Укажите основное произведение Л. Фейербаха:
а) «Критика чистого разума;
б) «Наукоучение»;
в) «Феноменология духа»;
г) «Критика практического разума»;
д) «Наука логики»;
е) «Система трансцендентального идеализма»;
ж) «Сущность христианства»
1. Знание, предшествующее опыту и независимое от него:
а) апостериори;
б) антиномия;
в) индукция;
г) априори
2. То, что находится за границами познания и сознания:
а) априори;
б) трансцендентное;
в) интуиция;
г) апостериори
3. Соотнесите термины и их определения:
1) антиномия; а) наиболее общие и фундаментальные понятии, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания;
2) априори; б) знание, предшествующее опыту и независимое от него;
3) категория; в) противоречие двух равносильных суждений или умозаключений;
4) трансцендентность г) постижение истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства;
5) интуиция; д) то, что находится за границами познания и сознания;
4. Родоначальник немецкой классической философии:
а) И. Кант;
б) Ф. Шеллинг;
в) Л. Фейербах;
г) К. Маркс
а) Что я могу знать?;
б) Что я должен делать?;
в) Что есть моя конечная цель?;
г) На что я могу надеяться?