II. Упражнения и задачи

Контроль знаний

I. Вопросы для самопроверки:

1. Почему второй период развития философии Иммануила Канта (с 70-х гг.) называют критическим?

2. По Канту принципиальная непознаваемость вещей самих по себе не запрещает существования достоверного знания. О чем это знание?

3. Возможны ли априорные синтетические суждения, о которых говорит Кант?

4. Как же может быть достоверным естествознание, если все выводы, в чем мы все уверены, делаются на основе опыта?

5. Дает ли, по Канту, разум достоверное знание?

6. Чем отличаются, по Канту, рассудок и разум?

7. По Канту, есть вещи сами по себе и сеть явления — то чем нам они являются. А что представляет собой человек?

8. Как же должен поступать человек, если разум ему дает противоречивые ответы?

9. Объясните на примере радуги, где Я, где не-Я, где Я (тождественное самосознанию).

10. Какую проблему, поставленную Кантом, решает Шеллинг, провозгласив тождество духа и природы?

11. Шеллинг показывает стадии развития противоположностей в природе. На первой ступени (например, магнетизм) противоположности внутри одного тела. Что это за противоположности?

12. На второй ступени развития противоположностей в природе, по Шеллингу, противоположности разделяются и находятся на различных телах, например электричество. Что это за противоположности?

13. На третьей ступени развития противоположностей в природе, по Шеллингу, сами тела абсолютно противоположны, а их взаимодействие ведет к неразличимости тел, например химизм. Что он имеет в виду?

14. Какую проблему решал Шеллинг в своем учении о развитии противоположностей?

15. Какаю проблему решает Шеллинг, развивая учение об интеллектуальной интуиции?

16. Каким назвал свой метод Гегель?

17. По Гегелю, мышление человека и абсолютная идея развиваются диалектически. Как это происходит?

18. Что означает у Гегеля понятие «объективный дух»?

19. Почему философию Фейербаха называют антропологическим материализмом?

1. Заповеди «не лги», «не укради» рассмотрите с точки зрения кантовского категорического императива. Какие ещё примеры подобного рода вы можете привести?

2. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека».

3. И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на девять десятых - результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает по-вашему мнению, природу человека?