Тема 7. Философия Просвещения

Вы будете изучать:

  • философию английского, французского, немецкого Просвещения;
  • развитие философской мысли XVIII века и её основные философские направления;
  • влияние философии XVIII века на последующее развитие философии.

Цели темы:

  • дать представление о концепциях философии эпохи Просвещения;
  • сформировать представление об основных направлениях развития философии эпохи Просвещения

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии эпохи Просвещения;
  • знать характерные черты и основные направления философии эпохи Просвещения;
  • уметь определять отличительные черты философии эпохи Просвещения;
  • выявлять сходство и различие философских концепций разных веков;
  • иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса;
  • ориентироваться во множестве мнений, верований и ценностей.

 

Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путём просвещения возможно переустроить общественный порядок в разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Итак, Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики – паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивилизованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, в первую очередь Европу.

Характерные особенности Просвещения:

§ рационализм как общая вера в разум;

§ антиклерикализм (от греч.anti – против и лат.clericalis – церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;

§ антиобскурантизм(от лат. obscurans – затемняющий) – борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.


Философия Просвещения известна главным образом своей социально-политической частью. В ней получили своё обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

Английское Просвещение представлено прежде всего учениями Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Шефтсбери,современников и идеологов преобразований Английской буржуазной революции. Главное место в наследии этих философов занимает проблема государственного устройства.

Джон Локк (1632 – 1704) в «Двух трактатах о государственном правлении» дополнил теорию «общественного договора» Т. Гоббса идеей существования естественных прав человека. К естественным правам он относил право на жизнь, свободу, собственность. Но он, как и Т. Гоббс, считал, что для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». Но государственная власть не может действовать по произволу. Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и впервые, идею разделения властей, которая делится у Локка на законодательную, исполнительную (в том числе и судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла соблюдение гражданской самостоятельности индивида и уважение конституции. Следует добавить, что новый стиль философского мышления привёл к выработке развитого юридического мышления.