Аргументы сциентистов и антисциентистов
Сциентизм и антисциентизм. НТР и ее последствия
Сближение естественнонаучной и гуманитарной культур
Критерии различения естественнонаучной и гуманитарной культур
Критерий | ЕНК | ГК |
Объект | Природа | Общество |
Функция | Преобладает функция объяснения | Преобладает функция понимания |
Предмет познания | Типичен | Индивидуален |
Влияние ценностей | Малозаметно, неявно | Существенно и открыто |
Субъект и объект познания | Строго разведены | Частично совпадают |
Оценки | Преобладание количественных оценок | Преобладание качественных оценок |
Экспериментальные методы | Основа методологии | Применение затруднено |
Объект исследования | Материальный, относительно устойчивый | Больше идеальный, чем материальный, относительно изменчивый |
1. Естествознание все больше интересуется уникальными объектами.
2. Современное естествознание стало эволюционным, историчным.
3. Образное мышление, интуиция признаются необходимыми элементами научного познания.
4. В современном естествознании признается, что исследователь не может полностью избежать своего влияния на изучаемый объект и влияния своей личности – на результат исследования.
- Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации относительно роли науки в обществе и культуре.
- Сциентизм– мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль науки и объявляющая ее высшей ценностью. Сциентисты приветствуют достижения НТР, модернизацию быта и досуга, верят в безграничные возможности науки, в ее способность решить все острые проблемы человеческого существования.
- Антисциентизм – мировоззренческая позиция, выступающая за снижение роли науки, аргументируя это негативными последствиями НТР. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия НТР, их пессимизм усиливается по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решение экономических и социально-политических проблем.
Научно-техническая революция (НТР) – коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества.
Сциентисты | Антисциентисты |
Приветствуют достижения науки. | Предубеждены против научных инноваций. |
Считают, что знание – высшая культурная ценность. | Не устают критиковать науку. |
Полагают, что наука стала производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. | Успехи науки не сделали человечество счастливее, и оно стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. |
Рекомендуемая учебная литература по теме «Наука в системе культуры»
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2008. Главы 1-3.
Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Глава 1.
Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., 2003. Введение, Раздел II, §§1.1, 4.2.
Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д., 2004. Глава 1, §§ 1-3, 5; глава Y, § 4; глава YII, §§ 7-8.
Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. 2-е изд. СПб., 2005. С. 10-19.