Агрегатные индексы
Агрегатный индекс товарооборота:
Агрегатный индекс выполняет две функции:
- объединяет изначально несоизмеримые элементы (синтетическая функция)
- позволяет оценить роль отдельных факторов в изменении сводного показателя (аналитическая).
Синтетическая функция реализуется благодаря введению показателя соизмерителя (веса) в агрегатный индекс.
Индекс товарооборота может быть разложен на две составляющие:
1)индекс физического объема, который позволит оценить роль изменения объемов продаж в изменении объема товарооборота в целом.
Индексируемой величиной является физический объем продаж, поэтому в числителе объем продаж берется на уровне отчетного периода, а в знаменателе – базисного, а вес (цена) остается неизменной (на уровне базисного периода). В целом числитель индекса – это экономический показатель, характеризующий фактический объем продаж в неизменных сопоставимых ценах. Знаменатель – товарооборот базисного периода (объем продаж).
2) индекс цен
Данный индекс будет характеризовать изменение товарооборота за счет изменения цен на товары.
Произведение этих двух индексов – общий индекс товарооборота.
Ряд индексов, построенных по взаимосвязанным признакам, называют системой индексов. В частности индекс товарооборота равен произведению индексов физического объема и цен.
На основе полученных индексов можно рассчитать величины абсолютных изменений товарооборота, физического объема и цен
- абсолютное изменение товарооборота.
- товарооборот отчетного периода в ценах базисного периода;
- товарооборот базисного периода;
- характеризует изменение объема продаж в сопоставимых ценах (то есть элиминируется влияние цен на изменение общего товарооборота);
- товарооборот отчетного периода;
- означает величину экономии/перерасхода населения за счет снижения/увеличения цен в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
При построении индексов основной обсуждаемой проблемой является проблема выбора периода весов. Основной критерий выбора периода взвешивания – цель индексного анализа. Однако при построении системы индексов существует правило выбора периода весов: если индексируется количественный (первичный) признак, признак-вес берется на уровне базисного периода; если индексируется качественный (вторичный) признак, признак-вес берется на уровне отчетного периода.
Вторая система индексов (с точки зрения популярности применения на практике) связана с изучением изменения средних величин (средних показателей) и включает в себя индекс переменного состава, индекс постоянного состава и индекс структуры.
Общее изменение средней величины (например, средней цены) характеризуется индексом переменного состава
На изменение средней цены влияет изменение собственно цен, а также структура продаж (доля продаж по той или иной цене в общем объеме продаж).
Так как в индексном отношении структура берется за разные периоды времени, то индекс носит название индекса переменного состава.
может быть разложен на два составляющих индекса:
- индекс, который изменит изменение средней цены в результате изменения собственно цен при элиминировании влияния структурных изменений
- индекс постоянного состава.
- изменение средней цены в результате изменения структуры
- индекс струетуры
Индексируемый признак – структура продаж. Признак-вес – цена. Ее закрепление на уровне базисного периода позволяет элиминировать изменение цен на динамику средней цены.
Величина индекса структуры, большая 1 (>100%) будет свидетельствовать о том, что в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличивается доля продукции с более высокой ценой.
Если индекс < 1 (<100%), то в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличивается доля продукции с более низкой ценой.
На основе системы индексов также могут быть рассчитаны показатели в абсолютном выражении.
Абсолютный прирост или снижение средней цены (на сколько в абсолютном выражении выросла средняя цена по сравнению с базисным периодом) – это разность составляющий индексного отношения.
Абсолютное изменение цены за счет изменения структуры: