Лекция 1. Объекты промышленной собственности, субъекты патентного права

Тема 2. Авторское право и смежные права

  1. Объекты, субъекты, срок действия авторского права.
  2. Смежные права. Объекты и субъекты смежного права.

 

1. Для изучения данной темы указанные ниже термины имеют следующие значения:

автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия; к аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

база данных- компиляция материалов, данных, информации, по подбору и расположению материалов представляющая результат творческого труда; понятие базы данных не распространяется на компьютерную программу, с помощью которой может осуществляться электронный доступ к материалам базы данных;

воспроизведение - изготовление одного или более экземпляров произведения или объекта смежных прав в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве;

запись- фиксация звуков и (или) изображений, позволяющая осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующих технических устройств;

информация об управлении правами - любая информация, которая идентифицирует автора, произведение, исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму, организацию эфирного или кабельного вещания, передачу организации эфирного или кабельного вещания, обладателя любого права, предусмотренного настоящим Законом, или информация об условиях использования произведения, исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения, записанного исполнения, фонограммы, записанной передачи организации эфирного или кабельного вещания или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения или доведением до всеобщего сведения произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания;

исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое исполняет произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом;

картографические произведения - специальные тематические проблемно ориентированные карты и атласы;

компьютерная программа - упорядоченная совокупность команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера, записанная на материальном носителе, а также сопутствующая электронная документация;

народное творчество - произведения, включающие характерные элементы традиционного художественного наследия (народные сказки, народная поэзия, народные песни, инструментальная народная музыка, народные танцы и пьесы, художественные формы народных обрядов и другие);

обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом;

общественное достояние - объекты авторского права и смежных прав, имущественные права на которые истекли или отсутствовали;

опубликование - предложение публике с согласия автора либо иного обладателя авторского или смежных прав экземпляров произведения или фонограммы в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики, путем продажи, проката или иной передачи права собственности либо права владения экземпляром произведения или фонограммы;

передача в эфир (эфирное вещание) - сообщение произведения, исполнения, фонограммы или передачи организации эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством беспроволочной передачи, включая передачу через спутник; передача кодированных сигналов является передачей в эфир, если средства декодирования предоставляются публике организацией эфирного вещания или с ее согласия;

передача организации эфирного или кабельного вещания - передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств - другой организацией;

произведение декоративно-прикладного искусства - произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, в том числе произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

производитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание такого произведения; при отсутствии доказательств иного производителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении;

производитель фонограммы - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме;

прокат - предоставление публике оригинала или экземпляров произведения или объекта смежных прав во временное пользование в коммерческих целях;

публичное исполнение - исполнение произведения посредством декламации, игры, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических средств (в отношении аудиовизуального произведения - показ кадров в их последовательности с сопровождением звуком), в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи;

публичный показ - показ оригинала или экземпляра произведения непосредственно или в виде слайда, кино-, телекадра на экране, с помощью любого другого технического средства или любым иным способом (в отношении аудиовизуального произведения - показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи;

репродуцирование- факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного либо более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью каких-либо других технических средств, кроме издания; репродуцированием не является хранение или воспроизведение указанных копий в электронной, оптической или иной машиночитаемой форме;

сообщение для всеобщего сведения - передача по проводам или средствами беспроволочной связи изображений или звуков или изображений и звуков произведения, исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания таким образом, что изображения или звуки становятся доступными для восприятия лицами, не принадлежащими к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи, в местах, настолько удаленных от места передачи, что без передачи такие изображения или звуки не были бы доступны для восприятия; сообщением произведения для всеобщего сведения также является доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к произведению из любого места и в любое время по их собственному выбору;

техническое средство - любое устройство, изделие или компонент, являющийся составной частью способа, устройства или изделия, предназначенные для предотвращения нарушения или препятствия нарушению любых авторских или любых смежных прав, предоставляемых настоящим Законом;

фонограмма- любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков; фонограммой не является запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение;

экземпляр произведения - копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;

экземпляр фонограммы - копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно либо косвенно с фонограммы и включающая все или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

Произведение - это совокупность идей, мыслей образов получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения. Относится к нематериальным благам.

Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект в котором оно выражено. Переход права собственности на материальный объект не влечет за собой переход авторских прав.

Объектами авторского правапризнаются лишь произведения законном признаки творческий характер и объективная форма.

Творческий характеризуется оригинальностью, новизной неповторимостью и уникальностью

Объективная форма пока мысли и образы автора не могут быть восприняты другими не может существовать и правовой охраны. Это происходит при воплощении в объективной форме. А также возможность его воспроизведения.

К юридически безразличным не охраняемым элементам произведения художественной литературы отнесены темы материал произведения, ядро, идейное содержание.

Не охраняются:

Истек срок действия авторского права. Официальные документы, государственные символы и знаки. Произведения народного творчества. Сообщения о событиях и фактах имеющие информационный характер.

 

2. Во-первых, авторское право (частью которого являются имущественные авторские права) и смежные права имеют различные объекты. Объекты авторского права перечислены в статье 992 ГК Республики Беларусь. К ним относятся: произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Закон Республики Беларусь об авторском праве указывает, что произведения могут быть как опубликованными, так и нет. Объекты смежных прав закреплены в статье 994 ГК - это исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Во-вторых, у имущественных авторских прав и смежных прав различные субъекты. Субъектами имущественных авторских прав являются авторы - физические лица, творческим трудом которых созданы произведения, и иные правообладатели - лица, которым имущественные авторские права переданы по авторским договорам (ст. 982 ГК, ст. 25 Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" - далее "Закон об авторском праве") либо принадлежат в соответствии с законом (ст.ст. 13, 14 Закона об авторском праве). Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания (ст. 29 Закона об авторском праве).

Однако, имея одинаковую природу, имущественные авторские права и смежные права по содержанию весьма и весьма схожи. Например, Закон об авторском праве определяет содержание смежных прав организации кабельного вещания в отношении ее передачи (ст. 35) как исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения. Аналогичные правомочия закрепляются также за исполнителями и производителями фонограмм (ст.ст. 31, 32 Закона об авторском праве) По сути, данные определения совпадают с определением имущественных авторских прав (ст. 16 Закона об авторском праве).

Кроме того, применительно к организациям эфирного (кабельного) вещания непроработанным является и определение объекта их смежных прав передачи организации эфирного (кабельного) вещания. Не проработанность заключается в том, что, исходя из данного в Законе об авторском праве определения, такую передачу следует относить не к объектам смежных прав, а к объектам авторского права.

В абзац 16 ст. 4 Закона об авторском праве передача организации эфирного (кабельного) вещания определяется как "передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств - другой организацией". Однако в случае если вещательной организацией (либо по ее заказу и за счет ее средств - другой организацией) создается передача, последняя является объектом авторского права (а не смежных прав) - согласно ст. 9 Закона об авторском праве - и имущественные права (как часть авторских прав) на нее принадлежат данной вещательной организации - согласно ст.ст. 14, 16 Закона об авторском праве. Соответственно, с правовой точки зрения, трансляция такой передачи осуществляется в рамках именно авторского правомочия по сообщению передачи для всеобщего сведения, а не смежных прав.

Дополнительно к вышесказанному, Закон об авторском праве дает еще один аргумент в пользу отстаиваемой позиции о не проработанности определения объекта прав вещательной организации. В статье 4 Закона об авторском праве разделяются понятия "аудиовизуальное произведение" и "передача организации эфирного или кабельного вещания". Поэтому обоснованным видится вывод, что телепередачи, которые не подпадают под понятие передач вещательных организаций, подпадают под понятие аудиовизуальных произведений. Трансляция таких аудиовизуальных произведений регулируется именно нормами об авторском праве, а не о смежных правах.

Также неоднозначно выглядит ситуация и с другим объектом смежных прав - исполнением. Закон об авторском праве не дает определения исполнения в общем виде, в нем есть только определение публичного исполнения. Думается, исполнение можно определить как творческую деятельность исполнителей (актеров, певцов, музыкантов и т.д.) при доведении соответствующих объектов авторского права до публики. Однако автору произведения принадлежит, в частности, правомочие публичного исполнения произведения, которое он может реализовать сам либо передать третьему лицу. Соответственно, исполнение является и формой реализации одного из авторских правомочий, и объектом смежных прав. Поэтому неоднозначным является вопрос о применении к регулированию отношений, связанных с исполнениями, норм законодательства об авторском праве либо смежных правах.

Но основная проблема, на наш взгляд, состоит в том, что ни в белорусском законодательстве, ни на международном уровне, ни в научной доктрине не закреплено четкого определения смежных прав. В Законе об авторском праве лишь перечисляются объекты и субъекты смежных прав, а также отдельные правомочия субъектов смежных прав. Однако, как это уже отмечалось выше, последние схожи с имущественными авторскими правами (поскольку в основе и тех, и других лежит единое исключительное право), а первые не всегда четко Законом определяются.

Суть смежных прав состоит в следующем. Смежные права являются производными от авторских прав, которые возникают при создании произведения. Смежные права возникают в ходе технической или творческой деятельности по доведению произведений до публики (исполнению произведений, изготовлению фонограмм, трансляции передач и т.д.). И каких-либо самостоятельных объектов авторского права в ходе такой деятельности не создается.

 

Тема 3. Промышленная собственность.

1. Объекты, субъекты патентного права.

2. Правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

3. Подача заявки на выдачу патента.

 

1. Основная цель патентной системы в обеспечении интересов развития промышленности и обеспечения исключительных прав владельцу патента на определенный период времени.

Предоставление исключительных прав оправдано как защита интересов изобретателя, так и производителя, пользователя изобретением посредством монополизации права на объект как способа извлечения выгоды от объекта. Выгода в данном случае получается путем получения технического преимущества над конкурентами, разрешение использования третьими лицами, лицензионное производство.

История развития патентного права начинается с 15 века. В первые в Венецианской республике появилось положение «Парте Венециана» 1474 о порядке получения особой письменной формы «привилегии» на изобретение и ее применение. Она выдавалась как суверенам, так и гильдиям. Если привилегия передавалась республике, то взамен предоставлялись налоговые льготы либо беспроцентные займы на дальнейшую деятельность. Впервые были заложены принципы, на которых строится право получения патента; полезность, применяемость, новизна, защита со стороны государства, исключительное право на определенное время. Но данная система фиксирования исключительно права действовала только на территории города государства и практически не была развита система защиты прав изобретателя.

Следующим периодом является появление национальных патентов. В 1711 г. В Англии впервые появился судебный прицендент по патентному спору. В связи с бурной промышленной революцией в Англии с 1760 года введено правило подробного описания изобретения, предоставления его чертежей, представление в суд, получение патентной грамоты. В Англии в 1762, в США в 1790 г., в Франции в 1791 г. Были введены патентные законы и появились патентные ведомства. Но данные законы защищали патентные права только на территории своих стран. Привезенные из за рубежа изделия и представленные в соответствии с требованиями получали патент как на собственное изобретение.

Данные обстоятельства к концу 19 века привели к необходимости решения этих проблем на высочайшем и дипломатических уровнях. В итоге он привел к подписанию 27 странами в 1883 г. Парижской конвенции по охране промышленной собственностью с созданием международного патентного бюро. В настоящее время международной системой защиты патентных прав является участие в международных договорах в рамках ВОИС и с 1973 Европейского патентного ведомства. Последним известным договором является Женевский договор о патентном праве (PLT) от 1 июня 2000 г..