Изготовление инструмента для резьбы по древесине

ЛЕКЦИЯ №20

1. Особенности изготовления инструмента для резьбы по древесине

2. Особенности пропильной резьбы по древесине

 

I. Для выполнения разных видов резьбы по древесине используют различные инструменты, которые были рассмотрены ранее. В продаже имеются многие виды инструмента для столярной и художественной обработки древесины. Вместе с тем, каждый мастер-резчик выбирает такой инструмент, который имеет не только высокое качество, но и удобен в работе. Поэтому многие инструменты резчик изготавливает самостоятельно. При этом они используют лезвия изношенных бритв, сломанные полотна ножовок, старые напильники, надфили и т.д.

Например, нож-косяк можно изготовить из полотна механической пилы слесарной ножовки. Для этого применяют кусок полотна длиной 135-150 мм, шириной 30-35 мм и толщиной 2 мм. Далее получают лезвие ножа. Для этого обрубают полотно под углом 15-20° и обтачивают фаски. Более универсальны ножи-косяки и резаки с двухсторонними фасками. Затем стачивают конусообразный хвост для насадки на черенок.

Ручку для ножа-косяка и резака можно сделать различной формы (рис.69, а). Однако мастера-резчики делают ручки под свою руку для удобства в работе (рис.69, б).

Помните: нож с удобной ручкой позволяет максимально использовать силу всей кисти руки, увеличивать её силу и подвижность.

Качество стали продаваемых в магазинах стамесок зачастую не устраивает резчика. Поэтому, часто плоские стамески изготавливают из напильника или надфиля. Перед стачиванием фаски и заточкой инструмента снимают насечку на конце напильника (рис. 70).

Профильную стамеску можно изготовить путём ковки плоской стамески или тонкого напильника. Для этого металлическую часть нагревают в муфельной печи и медленно охлаждают (отпускают), чтобы стала пластичной. Далее, за хвостовик ударами молотка на конусном конце наковальни получают нужную форму стамески (рис.71).

Более точную форму стамесок, клюкарз, церазиков получают с помощью специально изготовленных матриц и пуансонов. В этом случае сначала заготовку накаляют, а затем медленно охлаждают (отпускают). Потом закладывают в матрицу и равномерными ударами молотка по пуансону загоняют его и заготовку в матрицу нужной формы (рис. 72). Изготовленный таким образом профиль дорабатывают на наждачном круге или профильными напильниками до получения окончательной формы.

На завершающей стадии полученный профиль нагревают до красна и равномерно опускают в машинное масло или в воду. Затем затачивают и правят режущую часть стамески. Клюкарзы получают из плоской стамески, предварительно накалив её и перегнув по середине под углом до 90°. После остывания металла его накаляют у самого лезвия и перегибают в обратную сторону. В нагретом состоянии на наковальне расплющивают режущую часть клюкарзы. Царапины удаляют напильником до окончательного закаливания клюкарзы и её заточки. Затем насаживают рукоятку. Чтобы не произошло раскола рукоятки, на её нижнюю часть набивают металлическое кольцо. Также изготавливают полукруглую клюкарзу различных размеров. Для получения необходимого профиля применяют такие же способы, как и для получения профильных стамесок.

В условиях школьных мастерских можно изготовить инструмент для прорезки канавок, жилок, небольших рельефных линий – церазики. Лучшим материалом для их изготовления являются стальные трубки небольшого диаметра, которые разрезают вдоль длины. Часто используют стальные распорки от старых зонтиков, которые имеют сходное сечение. Кусок такого материала осаживают на рукоятку и затачивают на бруске. При необходимости нужное сечение церазика получают также, как профильной стамески.

Пуансон легко изготовить из металлического стержня или толстого гвоздя. Насечку на торцевую часть стержня наносят с помощью трёхгранного или ромбического напильников.

На заключительном этапе изготовления инструмента производят его заточку. В предыдущем классе вы изучили особенности ручной заточки инструмента для резьбы. Помните: более быстро и качественно заточку инструмента выполняют на заточном станке, которую выполняет только учитель. Наиболее распространён заточной станок, в котором абразивные и доводочные круги установлены на одном валу электродвигателя (рис. 73).

Необходимо помнить, что правильное стачивание фаски является основой правильной заточки инструмента. При снятии фаски стамеску держат за ручку правой рукой, а тыльной стороной ладони левой руки слегка нажимают на середину стамески. При этом стамеску устанавливают под углом около 20° к абразивному кругу (рис. 74). Фаску стачивают равномерно в одной плоскости по всей ширине, смещая стамеску слева направо и обратно, до появления небольших заусенцев на режущей кромке. В ходе заточки полотно стамески постоянно отпускают в воду для охлаждения лезвия.

Положение и движение стамесок различной формы при заточке показано на рис. 75. Большие заусенцы снимают на мелкозернистых абразивных кругах, делая заусенцы едва заметными.

Заточку косяка производят на боковой поверхности абразивного круга. При этом следят, чтобы фаска всей плоскостью прилегла к абразивному кругу (рис. 76).

Для правки и доводки, как правило, используют плотные войлочные круги, а для полировки поверхности стамесок – каучуковые с абразивом или корундом круги. Помните: при этом нельзя допускать полировки лезвия стамески, так как оно становится тупым.

На производстве ремонтом, заточкой и правкой инструмента занимается слесарь-инструментальщик.

 

II. Пропильная резьба – это декоративный вид обработки древесины, при котором изображённые на поверхности заготовки узоры выпиливаются с помощью ручного или электрического лобзиков (рис. 77). Назначение и устройство данных инструментов были изучены ранее.

В пропильной резьбе с элементами выжигания большой интерес представляют растительные узоры в форме: листьев, веток и плодов (виноград, клён, дуб и др.), цветов и стеблей (роза, лилия, ромашка и др.) (рис. 78).

Технология выпиливания растительного узора в эллипсе осуществляется в следующей последовательности (рис. 79):

1. Изображают на листе бумаги контуры детали, вписанные в эллипс (рис. 79, а).

2. Проводят главные оси эллипса, которые разделяют его на четыре равные части (см. рис. 79, а).

3. Делают эскиз растительного узора по всей плоскости эллипса (см. рис. 79, а).

4. Разрабатывают узор на четверти изображения (оформляют завитки, изменяют их размеры и форму и др.) (рис. 79, б, в).

5. Выделяют контурные линии узора (рис. 79, в).

Элементы растительного узора должны обязательно соприкасаться между собой и с обрамлением, чтобы при удалении фона изделие не распадалось на части (см. рис. 79).

Помните: чем меньше узоры, тем сложнее их выпилить.

Как правило, мелкие узоры в основном выпиливают ручным лобзиком. Использование электрического лобзика осуществляется при выпиливании средних и крупных узоров с преобладанием плавных линий незамкнутого и замкнутого контуров (рис. 80).

Помните: чем больше ширина пилки, тем труднее получить мелкий криволинейный узор.

Незамкнутый контур с острыми углами вначале выпиливают по кривой линии с плавными переходами. Затем за несколько проходов электрического лобзика получаю по отдельности острые углы (рис. 80, а).

Перед выпиливанием замкнутого контура внутри его просверливают отверстие, в которое устанавливают пилку электрического лобзика и начинают пиление (рис. 80, б).

Благодаря большому количеству вариантов растительного узора, который хорошо сочетается с другими видами резьбы и художественной обработки материалов, пропильная резьба незаменима при изготовлении различных декоративных плоских и объёмных изделий: рамок, салфетниц, конфетниц, ваз, шкатулок, полок (рис. 81), карнизов, наличников, стульев, столов и др. (рис. 82).

Ручные лобзики бывают с плоскими и трубчатыми рамками. Трубчатая рамка обеспечивает равномерное натягивание пилки, а зажимы не искривляют пилку в местах зажатия. К тому же длина трубчатой рамки больше плоской, что позволяет выпиливать детали большего размера.

 

1. Самые качественные дубовые заготовки для художественных работ получают при сушке древесины в коре в течение 8-10 лет.

2. Запаривание ускоряет сушку древесины. Такая древесина не подвержена растрескиванию и имеет глубокий коричневато-золотистый цвет.

3. Чтобы ускорить сушку небольших кусков древесины твёрдых пород, её предварительно вываривают в течение получаса в насыщенном растворе поваренной соли и сушат в помещении в течение недели.

4. При переводе рисунка с кальки на основу, лучше пользоваться шариковой ручкой без пасты.

5. При склеивании древесины казеиновым клеем, она со временем темнеет в месте склеивания.

6. Древесины дикой яблони прочнее садовой и меньше подвержена поражению гнилью.

7. Небольшие полукруглые резцы можно изготовить из канцелярских перьев. При этом перо острым концом загоняется в металлическую трубку и крепится втулкой. Хвост пера затачивают. На трубку можно надевать деревянную рукоятку.

8. Лучше использовать электрический лобзик с изменяемой скоростью. Чаще всего применяют пилку шириной 6 мм с 8-10 зубьями на 25 мм полотна; для работы с фанерой подойдёт тонкое лезвие с 12 зубьями, а для вырезания завитков – узкое полотно с 12-14 зубьями.