Рельефная резьба

ЛЕКЦИЯ №17

Вопросы для контроля

1. Какие инструменты используют для выполнения плоскорельефной резьбы?

2. Что представляют собой чеканы и для чего они предназначены?

3. Чем хорактерна плоскорельефная резьба с заоваленным контуром и к какой резьбе она близка по технике выполнения?

4. В чём особенность плоскорельефной резьбы с подушечным фоном?

5. Что представляет собой поверхность фона в плоскорельефной резьбе с подобранным (выбранным) фоном?

6. Из каких основных операций состоит процесс выполнения плоскорельефной резьбы?

7. Как предупредить сколы при выполнении резьбы?

8. Какие приспособления используют для закрепления заготовки для резьбы?

9. Чем зачищают фон в резьбе с подобранным (выбранным) фоном?

10. В чём состоит подготовка поверхности резьбы к отделке?

11. Какие виды отделки используют для изделий с элементами плоскорельефной резьбы?

& А б р о с и м о в а А. А., К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М., 1989. – 160 с.

А ф а н а с ь е в А. Ф. Резьба по дереву: Уроки мастерства. – М., 2001. – 256 с.

Б а р а д у л и н В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986. – 264 с.

Б а р т а ш е в и ч А. А., Р о м а н о в с к и й А. М. Художественная обработка дерева. – Мн., 2000. – 230 с.

Библиотечка газеты «Делаем сами»: «Мастерская на дому». – 2004. – № 2 (6).

Б о р и с о в И. Б. Обработка дерева. – Ростов-на-Дону, 2003. – 320 с.

В и н о г р а д о в А. Н. Резьба по дереву. – Мн., 2003. – 272 с.

Г у с а р ч у к Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М., 1986. – 208 с.

К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Народные художественные промыслы. – Мн., 1990. – 186 с.

М и л ю к о в С. В. Как научиться резьбе по дереву. – М., 1958. – 99 с.

П о д г о р н ы й Н. Л. Резьба. Мозаика. Гравирование. – Ростов-на-Дону, 2000. – 320 с.

Резьба по дереву: Сборник / Авт.-сост. В. В. Н о в и к о в. – М., 2002, – 416 с.

Х в о р о с т о в А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М., 1985. – 176 с.

Х в о р о с т о в А. С., Х в о р о с т о в Д. А. Художественные работы по дереву. – М, 2002. – 304 с.

 

1. Рельефная резьба и её виды

2. Рельефно-заоваленная резьба

3. Глухая рельефная резьба

4. Особенности технологии глухой рельефной резьбы

5. Накладная рельефная резьба

6. Технология контррельефной резьбы

I.Рельефная резьба – это такая резьба, в которой рельеф орнамента выступает над фоном на половину своей толщины. Она является одним из самых распространённых видов резьбы. Иногда для упрощения процесса её получения используют накладные рельефные компоненты, т.е. элементы общего орнамента делают отдельными деталями. Крепят их на поверхности фона, получая накладную рельефную резьбу. В изученной ранее плоскорельефной резьбе только контуры орнамента делались рельефными, а сама поверхность орнамента оставалась плоской. В отличие от плоскорельефной резьбы, у резьбы рельефной почти нет плоских участков поверхности. Рельефная резьба похожа на резьбу с подобранным фоном. Однако высота рельефа орнамента у рельефной резьбы достигает 5-7 мм. Это делает изображение более выразительным, с обилием светотеней, что подчёркивает наиболее характерные особенности изделия с такой резьбой. Поэтому рельефной резьбой украшают мебель, наличники окон, элементы дверей, ворот, входов в дома и другие предметы жилища человека (рис. 78).

В зависимости от высоты орнамента рельефная резьба бывает барельефной (с небольшой высотой рельефа узора) и горельефной (с более высоким рельефом узора). Горельефную резьбу отличает более ярко выраженное изображение и игра светотеней. При этом само изображение может не только выступать над фоном, но и быть углублено по отношению к фону. В этом случае рельеф называют вогнутым. Резьбу с вогнутым (обратным) рельефом называют контррельефной.

Учитывая сложность выполнения рельефной резьбы, набор инструментов подбирают самый разнообразный: прямые, отлогие, полукруглые стамески с размерами от 3 до 25 мм, клюкарзы – 2-15 мм, церазики – 3-5 мм, обычные резаки и др.

Для выполнения рельефной резьбы необходимо хорошо владеть приёмами и правилами резания древесины вдоль и поперёк волокон. Следует соблюдать технологическую последовательность операций в зависимости от формы орнамента.

Для сохранения выразительности рельефного изображения резьбу начинают с элементов, лежащих на поверхности, и затем постепенно переходят к более глубоким элементам резной композиции. В ходе работы лишнюю древесину срезают за несколько приёмов.

Простого копирования рисунка или графического его изображения в выполнении рельефной резьбы часто бывает недостаточно. Обычно перед началом работы лепят рельефный орнамент пластилином. Для этого используют стеку (деревянную палочку для лепки) или деревянные лопаточки, а также одноцветный пластилин, чтобы правильно передать светотени орнамента. Начинают с лепки простейших геометрических форм: куба, пирамиды, шара, конуса и др. Затем переходят к лепке ветки, цветка, листика, фруктов. Лепят модель рельефного орнамента будущего резного изделия строго по размерам.

Изготовленный орнамент может служить образцом при выполнении всего процесса рельефной резьбы. Это позволит ускорить изготовление и повысить качество будущего изделия. Шероховатость срезов в рельефной резьбе недопустима, так как орнамент перед отделкой изделия не шлифуют.

В качестве материала для выполнения рельефной резьбы начинающему резчику желательно использовать «массив» липы, осины, а также берёзы. Вместе с тем для выполнения такой резьбы используют также древесину более твёрдых пород: дуба, бука, ясеня, ореха, хотя с ними и труднее работать. Однако при использовании этих пород резьба получается более чистой и чёткой.

Рельефной резьбой по древесине как видом художественной обработки материалов занимаются резчики по древесине. Резные детали комплектуют, подгоняют и крепят в мебельном производстве сборщиком деталей и изделий из древесины.

 

1. Заготовку надёжно закрепляйте в державках.