Продукции и услуг

Анализ финансовых результатов от продаж

Анализ состава финансовых показателей в динамике

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.

Изучение динамики финансовых результатов по составляющим ее элементам позволяет оценить:

- конкурентные позиции организации;

- стратегию управления активами организации;

- «качество» хозяйственно-правовой работы в организации ( например, увеличение прочих доходов сигнализирует о высоком качестве претензионной работы или взыскании дебиторской задолженности ранее признанной безнадежной).

Горизонтальный или временной анализ проводится на основе абсолютных и относительных показателей динамики прибыли до налогообложения и ее составляющих. Вертикальный (структурный ) анализ позволяет выявить структурные изменения в составе прибыли и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом. через применение следующей модели:

ПБ = ППРПР –РПР,

где ПБ – прибыль (убыток) до налогообложения, ППР – прибыль (убыток) от продаж, ДПР – прочие доходы, РПР – прочие расходы.

 

Следует основательно изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы брутто-прибыли.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции, работ и услуг В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

 

П= Σ [VРПобщ * Удi *( Цi - Сi)]

 

Объем реализации продукции может оказывать положительное отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к.увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки.

П0 = В0 –З0,

Пусл 1 = П0* IРП,

Пусл2 = В усл - Зусл,

Пусл3 = В 1 - Зусл,

П1 = В 1 – З1,

где В0 и В1 - выручка от продаж продукции, товаров, работ и услуг базисного и отчетного периодов;

З0, и З1 – полная себестоимость реализованной продукции;

В усл и Зусл – данные базового периода выручки и полной себестоимости продукции, пересчитанные на объем продаж отчетного периода.

IРП - индекс объема продаж (исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно- натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу)).

Изменение суммы прибыли за счет этих факторов можно рассчитать следующим образом:

объема реализации продукции

∆ПVРП = Пусл 1 - П0

структуры товарной продукции

∆ПСТР = Пусл2 - Пусл 1

отпускных цен

∆ПСТР = Пусл2 - Пусл 1

себестоимости реализованной продукции

∆ПС = П1 - Пусл 2

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных, видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П= VРПi *( Цi - Сi)

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц

∆ПVРП = (VРП1 – VРП0)*( Ц0- С0)

∆ПП = ( Ц1- Ц0) *VРП1

∆ПС = - ( С1- С0) *VРП1

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно—сбытовой структуры предприятия.

Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукция рассчитывается делением выручки от реализация соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. Наизменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализация, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции — один из основных факторов, от которого зависят уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот.

Изменение среднего уровня цены продукции за счет его качества (∆ ЦКАЧ) можно определить по формуле:

∆ ЦКАЧ = (( ЦН- ЦП)* VРПН) / VРПобщ1

где ЦН и ЦП — соответственно цена изделия нового и прежнего качества;

VРПН — объем реализация продукции нового качества;

VРПОБЩ 1- общий объем реализованной продукции i-го вида за отчетный период.

По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, влияние качества продукции на изменение средней цены можно рассчитать способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту умножается на базовую цену единицы продукция соответствующего сорта и результаты суммируются:

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализа ции в зависимости от рынков сбыта продукции и сроков реализации.