Анализ общей суммы затрат на производство продукции.

Значение и объекты анализа себестоимости продукции, его информационное обеспечение

АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Модуль 2

«Анализ себестоимости продукции, финансовых результатов и финансового состояния организации. Экономический анализ инвестиционной деятельности»

1. Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции, его информационное обеспечение.
2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции.
3. Анализ затрат на рубль произведенной продукции.
4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
5. Анализ прямых материальных затрат.
6. Анализ прямой заработной платы.
7. Анализ косвенных затрат.
8. Определение резервов снижения себестоимости продукции.  

Себестоимость продукции — важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Источники информации: данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д. Для сельхозорганизаций - форма №8-АПК «Отчет о затратах на основное производство», форма № 9-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства», форма №13-АПК «Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства» годовой бухгалтерской отчетности.

Объекты анализа себестоимости продукции:

• полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

• уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

• себестоимость отдельных изделий;

• отдельные статьи затрат;

• центры ответственности.

 

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам.

Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за:

• объема производства продукции;

• структуры продукции;

• уровня переменных затрат на единицу продукции;

• суммы постоянных расходов.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы, постоянные расходы остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:

З общ = Σ (VВПi*bi) + а, или З общ = Σ (VВПобщ*Удi*bi) + а,

где З – сумма затрат на производство продукции;

VВП – объем производства продукции;

bi – ставка переменных расходов на ед. продукции;

а – абсолютная сумма постоянных расходов;

Удi – уд. вес i-го вида продукции в общем объеме ее производства.

Факторный анализа общей суммы затрат сделением затрат на постоянные и переменные:

З 0 = Σ (VВПi0*bi0) + а0,

З усл 1 = Σ (VВПi0*bi0)*ІВП + а0,

З усл 2 = Σ (VВПi1*bi0) + а0,

З усл 3 = Σ (VВПi1*bi1) + а0,

З 1 = Σ (VВПi1*bi1) + а1,

∆ ЗОБЩ= З1- З0 , в том числе за счет изменения:

а) объема производства;

∆ ЗVВП = З усл 1- З 0,

б) структуры продукции

∆ Зстр = З усл 2 - З усл 1,

в) уровня переменных затрат на ед. продукции

∆ Зb = З усл 3 - З усл 2,

г) постоянных расходов

∆ За = З 1 - З усл3.

В свою очередь, себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией. В целях более объективной оценки деятельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции нужно умножить на изменение среднего уровень цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить:

∆З Ц = Σ (∆Цii1)

В процессе анализа необходимо оценить также изменения в структуре по элементам затрат.