Распределение цвета в пространстве

Иоганн Итен, еще один член школы Бахауса, разработал теорию о цветовых контрастах. По его мнению существуют следующие виды цветовых контрастов: по оттенку, яркости, насыщенности, теплоте, комплементарности, а также по количеству.

Теоретик цвета Джозеф Альберс, член школы искусства и индустриального дизайна Бахауса, уделял особое внимание именно взаимодействию и относительности восприятия цвета. Он определил, что в зависимости от определенных ситуаций, один и тот же цвет может восприниматься как два разных оттенка.

На следующем примере мы имеем дело с так называемым "эффектом вампира". Несмотря на то, что для создания изображения использовалось всего три цвета, на самом деле нам кажется, что их четыре.


Три цвета превращаются в четыре
Небольшой прямоугольник слева кажется нам имеющим красную основу, в то время как прямоугольник такой же цвета справа кажется ближе к синему.
Большой квадрат слева. R: 102 G: 102 B: 204
Большой квадрат справа. R: 153 G: 051 B: 153
Маленькие прямоугольники. R: 153 G: 102 B: 204

На следующем изображении мы наблюдаем пример обратной метаморфозы. На этот раз три цвета превращаются в два. Однако и на этот раз в основе лежит "эффект вампира".


Три цвета превращаются в два.
Большой квадрат слева. R: 102 G: 102 B: 204
Большой квадрат справа. R: 153 G: 051 B: 153
Маленькие прямоугольники. R: 153 G: 102 B: 204

Иоганн Итен (1889-1967)

В качестве примера возьмем красный цвет. Наиболее четким и выразительным красный кажется в сочетании черным фоном. В сочетании же с белым красный, кажется, теряет свою яркость и становится тусклым; а сочетание с оранжевым и вовсе делает красный цвет бесжизненным.


Обратите внимание: красный прямоугольник на черном фоне кажется несколько большим, чем в сочетании с подложками других цветов

 

Несмотря на то, что цвет является достаточно эфемерным понятием, цвет всегда воспринимается в контексте формы, поэтому можно говорить о пространственных эффектах цвета. Изменение цвета окрашенной формы, ее положения в композиции в результате может привести к совершенно иному восприятию образа в целом. Как правило, можно говорить о двух основных законах цветовых сочетаний - цвета в любой композиции стремятся либо к объединению, либо к контрасту. Так, например, цвета со схожими показателями яркости, насыщенности и теплоты будут ассимилироваться в группы вне зависимости от их фактического расположения в композиции.

Следующие композиции основаны на использовании одних и тех же четырех цветов, меняется лишь их распределение в пространстве. На этом примере наглядно видно, как группируются цвета, схожие по характеристикам и как разные формы становятся доминантными в зависимости от перемены цвета.