II. Источники средств предприятия.
Средства в расчетах
В состав оборотных средств для целей бухгалтерского учета можно выделить четыре группы средств:
1 группа: Денежные средства:
ü Деньги в «кассе»
ü Безналичные деньги на расчетном счете «расчетный счет»
ü Валютный счет
ü Денежные документы (почтовые марки, акцизные марки, путевки, билеты )
ü -- Краткосрочные вложения в ценные бумаги
2 группа: Материальные ценности:
МПЗ – материально – производственные запасы
ü Материалы
ü Сырье
ü Топливо
ü Товары
ü Тара
ü Запасные части
ü Полуфабрикаты
ü Инструменты и др. средства труда
ü Готовая продукция
ü -- Инвентарь и хозяйственные принадлежности
Материальные ценности, как правило, поглощаются в одном производственном цикле и всю свою стоимость на производимую продукцию переносят одномоментно.
3 группа: Средства в расчетах – дебиторская задолженность:
Дебитор – должник, юридическое или физическое лицо, которое НАМ должно.
Например:
§ Покупатели могут быть должны нам за отгруженную им продукцию.
§ Подотчетные лица могут быть должны нам подотчетные суммы.
§ Материально – ответственные лица могут быть должны по недостаче.
4 группа: Затраты на производство незавершенного характера (НЗП)
1.3 Собственные источники – капитал и резервы:
- Уставный капитал – формируется за счет взносов учредителей, и не изменяется без соответствующей перерегистрации. Величина уставного капитала зарегистрирована в Уставе.
- Добавочный капитал – формируется при переоценке основных средств, и эмиссионный доход.
- Резервный капитал– предприятие создает по своему усмотрению, за счет прибыли.
- Резервы- предприятие создает по своему усмотрению за счет затрат, включаемых в себестоимость. Например: резерв на отпуск, резерв на ремонт О.С.
- Прибыль (убыток) – это финансовый результат деятельности предприятия, то есть разница между доходами и расходами предприятия.
- Финансирование, например бюджетное – предприятие, которое существует за счет финансирования, называют бюджетными.
1.4 Заемные источники - это кредиторская задолженность (мы должны)
Например: наше предприятие должно
- банку – «ссуда банка»,
- «задолженность поставщикам» за полученную от них продукцию.
Обязательства.
Обязательства – это тоже кредиторская задолженность.
У каждого предприятия возникают обязательства:
- Перед персоналом по заработной плате
- Пред бюджетами различных уровней по налогам и сборам
- Перед внебюджетными фондами по страховым взносам.
Страховые взносы состоят из отчислений:
а) пенсионный фонд 22%
б) фонд обязательного медицинского страхования 5,1 %
в) фонд соц. страхования 2,9 %
Предприятие обязано производить отчисления (30%) в эти фонды от суммы начисленной заработной платы.
Тема 2: Предмет и метод бухгалтерского учета.
Предметом бухгалтерского учета является финансово – хозяйственная деятельность предприятия, направленная на выполнение уставных обязательств.
Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, применяемых в определенной последовательности для изучения предмета.
Методы бухгалтерского учета:
-документация,
-инвентаризация, - Первичное наблюдение объектов учета.
-оценка,
-калькуляция, - Стоимостное измерение объектов учета.
-счета бухгалтерского учета,
-двойная запись,
- Текущая группировка данных об объектов учета.
-баланс,
-отчетность, - Периодическое обобщение информации об объектах учета.
Документация – это способ первичной регистрации хозяйственных операций и обоснования правильности бухгалтерских записей.
Инвентаризация – это сверка данных бухгалтерского учета с фактическим наличием имущества и обязательств.
Оценка – это способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета.
Калькуляция – это способ учета затрат и определения себестоимости продукции, работ или услуг.
Счета бухгалтерского учета – это метод текущего учета хозяйственных средств предприятия и их источников.
Двойная запись – это метод регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Баланс – это способ группировки хозяйственных средств по составу и источникам образования, в денежном выражении, на определенную дату.
Отчетность – это система технико – экономических показателей деятельности предприятия за отчетный период.
Вопрос: 2.1 «Баланс»
Баланс – это двухсторонняя таблица, одна сторона называется актив – это средства по составу- имущество предприятия, вторая сторона называется пассив – это источники хозяйственных средств. Каждая строка в балансе – статья.
Баланс имеет познавательное значение. По активу можно определить каким имуществом располагает предприятие. По пассиву можно определить соотношение между собственными и заемными средствами. Выявить резервы предприятия и определить сумму кредиторской задолженности, а так же ответить на вопрос о платежеспособности данного предприятия.
Платежеспособность – это возможность предприятия покрывать свои долги (кредиторская задолженность) денежными средствами: наличными, безналичными и прочими активами. Статьи в активе расположены по степени ликвидности. Самыми ликвидными являются денежные средства и менее ликвидными являются основные средства.
Контрольное значение баланса. Слово «баланс» означает равновесие.
Если при составление баланса не получено равенство сторон (актив не равен пассиву) следовательно допущена ошибка.
Вопрос: 2.2 « Влияние хозяйственных операций на баланс».
Баланс на 01.01.20_по предприятию «Свет».
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
Материалы | 20 000 | Уставный капитал | 30 000 |
Касса | 1 000 | Прибыль | 10 000 |
Расчетный счет | 49 000 | Резервный капитал | 15 500 |
Задолженность подотчетных лиц.РРРООООПППННННАПП | Задолженность поставщикам | 15 000 | |
Баланс | 70 500 | Баланс | 70 500 |
Хозяйственные операции за январь.
№ | Содержание хозяйствен-ных операций | Суммы | Затронутые статьи | Изменения | ||
Сумма баланса | Равенство сторон | Тип | ||||
1. | С расчетного счета в кассу. | + 1000 - 1000 | +Касса (Актив) -Расчетный счет (Актив) | Не изменяется | Сохраняется | |
2. | Часть прибыли зачислена в резервный капитал. | - 2400 + 2400 | -Прибыль (Пассив) +Резервный капитал (Пассив) | Не изменяется | Сохраняется | |
3. | От поставщика на склад поступили материалы. | + 10000 + 10000 | +Материалы А +Задолженность поставщикам П | Увеличивается | Сохраняется | |
4. | С рас. счета оплачено поставщику за материалы. | -2000 -2000 | -Расчетный счет А -Задолженность поставщикам П | Уменьшается | Сохраняется |
Хозяйственные операции – это любое перемещение средств: поступление материалов, начисление заработной платы и т.д.
1 тип операции: затрагивает две статьи актива, одна статья увеличивается, другая уменьшается, сумма баланса не изменяется, равенство сторон сохраняется.
2 тип операции: затрагивает две статьи в пассиве, одна статья увеличивается, другая уменьшается. Баланс не изменяется, равенство сторон сохраняется.
3 тип операции: затрагивает одну статью в активе, другую в пассиве. Обе статьи увеличиваются. Сумма баланса увеличивается, а равенство сторон сохраняется.
4 тип операции: затрагивает одну статью в активе, другую в пассиве, равенство сохраняется, сумма баланса уменьшается, обе статьи уменьшаются.
Вопрос: 2.3 « Счета бухгалтерского учета».
Счета бухгалтерского учета – это метод вторичной регистрации и текущего учета хозяйственных средств предприятия.
Счет – это двухсторонняя таблица, одна сторона называется дебет - «Дт», вторая сторона кредит - «Кт».
Остаток на начало месяца (на первое число) по счету называют «сальдо» - С. Итоги записей по дебету и кредиту называют оборотами – об.
Счета открывают на основании статей баланса. По статьям актива – счета активные, по статьям пассива – счета пассивные. Каждому счету присваивается свой шифр в соответствии с Планом счетов утверждаемым Минфином РФ.
Например: счет «Касса» - 50, счет «Основные средства» - 01 и т.д.
Схема активного счета
Дт 50 «касса» Кт
сальдо
на 01.01.20__.
+ увеличение - уменьшение
денег в кассе денег в кассе
Д. оборот за месяц К. оборот за месяц
С.до на 01.02.20__.
Сальдо конечное
Активного счета = с.до 1+ об. Дт – об.Кт