Лекция 3. Части речи.

Весь словарный состав подразделяется на определённые лексико-грамматические классы, называемые традиционно частями речи.

Основные принципы этого подразделения на разряды, существующего с давних времен, были эксплицитно сформулированы Л. В. Щербой: это учёт лексического значения, морфологической формы и синтаксического функционирования. Под лексическим значением понимается не значение отдельно взятого слова, а более широкое значение отнесённости к понятийной категории, например, предметность у существительных, свойство предмета у прилагательных. На современном этапе развития лингвистики данный критерий называют семантическим. Однако классификация частей речи продолжает быть спорным вопросом; существуют расхождения между лингвистами относительно количества и номенклатуры частей речи. Наиболее крупное подразделение частей речи - это две большие группы: знаменательные и служебные части речи. Знаменательные части речи включают такие единицы, которые имеют лексическое значение. Обладая лексическим значением, слова знаменательных частей речи способны занимать те или иные синтаксические позиции в предложении, т. e. функционировать в качестве членов предложения, а также быть ядром словосочетания. Таким образом, при отграничении знаменательных частей речи от служебных частей речи их лексические и синтаксические критерии совпадают. Морфологические свойства также в известной степени присоединяются к ним: словоизменением обладают только знаменательные части речи.

Служебные части речи не обладают свойством быть предметом мысли, т. e. не обладают самостоятельным лексическим значением. Они не называют отдельных понятий. Назначение служебных частей речи в языке — указывать на те или иные отношения между словами знаменательных частей речи, между предложениями или словосочетаниями, или же уточнять грамматическое значение знаменательных частей речи: the legs of the table, men and women, the dog, a dog.

Выделение тех или иных частей речи, как знаменательных, так и служебных, является дискуссионным; есть такие части речи, в существовании которых не сомневается ни один лингвист (например, имя существительное, глагол, имя прилагательное, наречие); среди служебных частей речи не вызывает сомнения существование таких разрядов, как предлоги, союзы. С другой стороны, многое остается сомнительным в отношении правомерности выделения слов категории состояния и, отчасти, модальных слов в знаменательных частях речи; не совсем ясны границы частиц в группе служебных частей речи. Далеко не все лингвисты согласны с выделением артиклей как служебной части речи. Следует чётко разграничивать служебные части речи и служебные слова. Служебные слова относятся к знаменательным частям речи, но в определённых условиях утрачивают свое лексическое содержание и сохраняют только свою грамматическую функцию. Наиболее типичным случаем такого рода являются вспомогательные глаголы. Это — глаголы, способные выступать со своим собственным лексическим содержанием, например, глагол have в предложении I have a new television set. Однако в форме перфекта этот же глагол утрачивает свое лексическое значение, выступая как вспомогательный: I have lost my gloves. Он не превращается при этом в служебную часть речи, но функционирует как служебное слово.

В связи с аналитическим характером грамматического строя английского языка служебные части речи и служебные слова приобретают особое значение, передавая всё многообразие отношений знаменательных слов в предложении. В синтетических языках эту роль выполняют флексии.

Как правило, в английском языке выделяют следующие части речи: существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречие, предлог, союз, частицы, междометия, артикль.

 

Лекция 4. Существительное.

Существительное – это знаменательная часть речи, обладающая значениемпредметности. Существительное как часть речи характеризуется наличием грамматической категории и зависимых грамматических значений. Грамматическая категория числа у существительного передает грамматическое значение единичности или множественности. Это значение регулярно выражается по формоизменительной модели с помощью противопоставления форм с нулевым суффиксом и форм с суффиксом. Им противостоят существительные у которых формы множественного числа образуются супплетивно, например, tooth-teeth. Cуществительные, заимствование из других языков, часто имеют две формы множественного числа: характерные для того языка, из которого они были заимствованы; например, curriculum – curricula и образованные по регулярной модели: curriculums. Хотя значение множественности у существительных маркируется в основном морфологическим способом, однако, возможны случаи, когда оно выявляется только синтаксически – по согласованию с глаголом. Это происходит, когда существительное не меняет своей формы во множественном числе. Например, The sheep is/are grazing. Среди неизменяемых существительных выделяют в особый подкласс существительные, имеющие только форму множественного числа или единственного числа. (pluralia tantum\singularia tantum). Грамматическая категория числа может рассматриваться как общая грамматическая категория, представленная двумя частными грамматическими категориями - единственного и множественного числа. По поводу категории падежа английского существительного имеются две точки зрения: одни лингвисты признают наличие категории падежа, другие - ее отвергают. Большинство же лингвистов придерживаются точки зрения Г. Суита о существовании 2-х падежной системы английского существительного: общий и притяжательный. Однако в последнее время происходит пересмотр этой точки зрения в пользу признания отсутствия категории падежа в связи с тем, что притяжательный падеж имеется, главным образом, у одушевлённых существительных. Категория рода в английском языке считается несуществующей уже с конца среднеанглийского периода, а имеющиеся противопоставления выражаются лексически: boy-girl и, крайне редко, морфологически: actor-actress. Некоторые исследователи выделяют такую категорию существительного как категория детерминативности (определённости/неопредлённости), выраженную артиклем в препозиции к существительному. Семантика артикля the включает следующие значения: значение индивидуализации (Let’s go into the drawing-room), уникальности (the sun), указательности (I heard the singer you had told me about), обобщения (The tiger is a wild animal). Основные значения, передаваемые неопределённым артиклем, - это значение классификации, отнесения предмета к классу сходных предметов: a chair и значение единичности. Значение неопределённости выражается также нулевым артиклем. I like historical novels. Лекция 5. Местоимения. Местоименияобладают предельно обобщенным значением: они указывают на любые предметы, существа, отвлеченные понятия, не называя их. Это в высшей степени обобщенная часть речи, актуализирующаяся в контексте, в ситуации, но лишенная предметного реального содержания в отвлечении от конкретной ситуации. Синтаксически местоимения функционируют так же, как существительные или прилагательные. Местоимения делятся на подклассы, в соответствии с их лексическим значением, морфологическим формам и синтаксическим функциям. Обычно выделяются следующие подклассы: местоимения личные, притяжательные, указательные, вопросительные, возвратные, относительные, неопределенные. Эта классификация базируется на семантике. Вместе с тем большая часть этих семантических подклассов имеет определённые формальные грамматические особенности. Личные местоимения. Значение лица и числа у личных местоимений является морфологическим, а не лексическим. Категория падежа выражена двумя падежами: общим и объектным. Парадигма неполная: форма падежа неразличима в случае местоимения you и местоимения it. Притяжательные местоимения. Местоимения my, his, her, its, our, your, their указывают на принадлежность. Синтаксически они являются определителями существительного, функционирующими на равных правах с артиклем: a book, my book, a (the) new book, my new book. В позициях, свойственных существительным, притяжательные местоимения функционируют в так называемой абсолютной форме, т.е. без употребления существительного после него: mine, his, hers, ours, yours, theirs. Whose child is this? – This is hers. Возвратные местоимения. Возвратные местоимения указывают на тождество деятеля и объекта действия: He made the shelf himself. Возвратные местоимения структурно разложимы: они включают основу, совпадающую с притяжательным местоимением (исключение составляет himself) и местоимением self –selves. Возвратное местоимение – единственный разряд форм, сохранивший морфологически выраженное отличие единственного и множественного числа второго лица – yourself; yourselves.Указательные местоимения.Указательные местоимения подразделяются на две группы: местоимение this, these указывает на предметы, близкие по времени или расстоянию от говорящего. Местоимение that, those указывает на предметы, удаленные во времени или пространстве от говорящего. Указательные местоимения также являются определителем существительного, наравне с артиклем и притяжательным местоимением и имеют категорию числа: this – these; that – those. Вопросительные местоимения.К ним относятся: who, whom, what, which. Whom является формой объектного падежа от who, но в английском языке существует тенденция к вытеснению формы whom. Вопросительные местоимения участвуют в вопросительных формах предложения, создании специального вопроса, занимая первую по счету позицию. Относительные местоимения. Относительные местоимения частично совпадают по составу с вопросительными. Однако в этот разряд также входит that; особое употребление имеет what. Функцией этого разряда считается присоединение зависимых единиц к главным частям в предложении и они близки к союзным словам. Неопределенные местоимения.Местоимения этого разряда указывают на некий предмет или лицо, не идентифицируя его. Это местоимения some, any, no и их производные something, anything, nothing; somebody, anybody, nobody; someone, anyone, no one, а также all, each, every, everything, everybody, everyone, several. Очевидно, что грамматические категории местоимений представляют собой противоречивую картину. Категория падежа существует у личных местоимений, показывающих четкое противопоставление именительного и объектного падежей. Категория числа имеется у указательных местоимений и у other, соотнесенного с именем лица: The others, who had been listening soberly, did not want to argue. Основная функция местоимений – указание. Местоимения участвуют в номинации только косвенно, указывая на уже названный ранее предмет, но они не передают новой содержательной информации. Именно это общее значение представляет собой основание для объединения разнородных по морфологическим и синтаксическим свойствам разрядов в единую часть речи.