Основные грамматические понятия.
Лекция 1.
Сравнительная типология.
Теоретическая грамматика
Содержание
ТИПОЛОГИЯ ЯЗЫКА
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАМАТИКА
ИТОГ: 8 баллов
Критерии оценки конспекта урока
- Точность формулировки целей и задач урока – 1 балл
- Указание этапов урока – 0,5 балла
- Подробность изложения деятельности учителя (точные реплики и предполагаемые ответы детей) – 0,5 балла
- Логика построения урока – 1 балл
- Лингвистическая грамотность изложения материала – 1 балл
- Разнообразие методов и приемов работы над грамматическими понятиями – 0,5 балла
- Наличие заданий, развивающих логическое мышление – 1 балл
- Работа с учебником – 0,5 балла
- Наглядность (наличие наглядности, уместность ее применения, грамотность подбора) – 0,5 балла
- Наличие ксерокопии страницы учебника – 0,5 балла
- Наличие страницы ТЕТРАДИ УЧЕНИКА, ЭСКИЗА ОФОРМЛЕНИЯ ДОСКИ – 0,5 балла
- Оформление (ход урока оформлен в таблицу: Этап урока/ Деятельность учителя/ Деятельность учащихся) – 0,5 балла
(Конспекты лекций)
Составитель – Сипакова И.Н.,
Саратов 2011
Конспекты лекций по теоретической грамматике английского языка и сравнительной типологии английского и русского языков предназначены для студентов, изучающих указанные дисциплины в рамках получения дополнительной специальности «английский язык». В конспектах отражаются основные понятия и дидактические единицы, обязательные для изучения в соответствии с ФГОС ВПО второго поколения и служат отправной токой для вдумчивой работы над стабильными учебниками и пособиями по указанным дисциплинам
Лекция 1. Основные понятия теоретической грамматики _____с.3-8
Лекция 2. Морфологический слой языка ___________________с. 8-10
Лекция 3. Части речи ___________________________________с. 10-12
Лекция 4. Существительное _____________________________ с.12-14
Лекция 5. Местоимение _________________________________ с.14-16
Лекция 6. Общая характеристика глагола __________________с.16- 19
Лекция 7. Неличные формы глагола _______________________с. 19- 21
Лекция 8. Модальность. Наклонение_______________________с. 21- 22
Лекция 9. Синтаксис. Словосочетание _____________________ с. 23-25
Лекция 10. Предложение. Грамматика текста_________________ с. 25-29
Лекция 1. Предмет и методы типологии ____________________с.29-33
Лекция 2. Сравнительная фонетика и фонология_____________с.33-35
Лекция 3. Способы грамматического выражения ____________с. 35-39
Лекция 4. Номинативные средства языка __________________ с.39-42
Теоретическая грамматика английского языка
Грамматика (от греч. Gramma – буква, написание) представляет собой раздел языкознания, изучающий строй языка, то есть систему морфологических категорий и форм, синтаксических конструкций, способов словопроизводства. В последнее время предметом грамматики также становится текст.
Грамматикой называется вся незвуковая и нелексическая организация языка, представленная в его грамматических категориях, грамматических единицах и грамматических формах. Грамматика в этом значении представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова в их парадигме, словосочетания, предложения и тексты. Грамматика имеет дело с абстракциями, обобщениями. Характер этих обобщений может быть разным. Это могут быть разнообразные отношения (в падежных значениях, в строении предложения), обобщённо выраженные в языке ситуации (например, отношение между субъектом и его действием, между действием и его объектом).
Грамматика как грамматический строй языка представляет собой систему абстрактных категорий в единстве грамматических значений и их формальных выражений. Основными единицами грамматики являются слово, в котором соединяются звуковая оболочка, лексическое и грамматическое значения, и предложение, построенное по определённой синтаксической модели. Морфология и синтаксис находятся в тесном взаимодействии и отнесение той или иной категории к одному из разделов часто является условным (категория залога). Грамматический строй языка относительно стабилен в определённый момент своего развития. Вместе с тем, он находится в состоянии постоянного движения и развития и подчиняется общим законам развития языка.
Отличие теоретической грамматики от практического курса грамматики заключается в том, что практическая грамматика предписывает определённые правила употребления, учит, как надо говорить (писать), в то время как теоретическая грамматика, анализируя факты языка, излагает их, не давая никаких предписаний.
В отличие от школьной грамматики, теоретическая грамматика не во всех случаях дает готовое решение. В языке существует ряд явлений, интерпретируемых по-разному различными лингвистами. В значительной мере эти расхождения обусловлены тем, что в лингвистике существуют разные направления, каждое со своим методом анализа и отсюда — со своим подходом к материалу.