В зависимости от сферы товарооборота
В зависимости от стадии производственного процесса
ü Лимитная (предельно допустимая) - устанавливаемая на стадии проектирования нового изделия.
ü Проектная и ориентировочная - устанавливаемая в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (согласованной) цены.
ü Оптовая - цена, устанавливаемая при реализации товара партиями (в основном при расчетах между юридическими лицами).
ü Розничная - цена, устанавливаемая при реализации единицы товара в розничной торговой сети (в основном при расчетах с населением). Устанавливается на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населению.
Классификацию цен можно рассматривать шире. Цена, обозначенная в какой-либо одной группе, может быть одновременно представителем другой или нескольких других групп.
В рамках ценовой политики решается задача управления конкурентоспособностью товара, которое предполагает:
а) выполнение анализа, планирования и контроля внутренних ценовых конкурентных преимуществ товара (затрат на производство товара);
б) выполнение анализа, планирования и контроля внешних ценовых конкурентных преимуществ товара (ценовой привлекательности товара для потенциального покупателя).
Указанные действия призваны, с одной стороны, поддерживать доходность производства, с другой стороны, стимулировать спрос на товар предприятия.
Скидка - условие сделки, определяющее размер уменьшения базовой цены товара, указанной в сделке.
Функции скидок:
По своему происхождению скидки можно отнести к одному из двух видов: завуалированная и тактическая. Например, фирма-туроператор организует рекламу своей продукции (за свой счет) с опубликованием перечня торговых посредников, реализующих эту продукцию. Это завуалированная скидка - туроператор экономит средства своих дилеров на рекламу, что, по экономической сути, равносильно предоставлению им скидки. Или, например, предоставление льготных кредитов покупателю, стимулирующих покупку оптовых партий товара.
Все остальные скидки (их большинство) - относятся к тактическому типу. В этом случае фирма-производитель дает некую премию покупателю за его активность.
Основные виды скидок:
ü за больший объем приобретаемого товара (некумулятивная, кумулятивная и ступенчатая) – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он единовременно приобретет партию товара с объемом, большим некоторой установленной величины;
ü за внесезонную покупку – мера снижения стандартной исходной цены, которая гарантируется покупателю при приобретении товаров сезонного спроса вне периода года, для которого они предназначены;
ü за ускорение оплаты – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю при оплате приобретенной партии товара ранее установленного контрактом срока;
ü для поощрения продаж нового товара – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется торговым посредникам при реализации новых товаров, продвижение которых на рынок требует повышенных расходов на рекламу и услуги торговых агентов;
ü на пробные партии и заказы – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется производителем с целью заинтересовать покупателя в новом для него товаре;
ü при комплексной закупке товаров – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю при приобретении данного товара вместе с другими дополняющими товарами этой фирмы;
ü для «верных» или престижных покупателей – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется либо постоянной клиентуре, либо покупателям, относящимся к категории «престижных»;
ü за наличные – мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется клиенту при немедленной оплате товара наличными средствами.
ü Применяться могут одновременно несколько видов скидок, в таком случае они образуют сложную скидку - суммарную скидку со стандартной исходной цены, состоящую из нескольких скидок.
Более подробно вопросы ценовой политики, и в том числе, виды скидок рассмотрены в работе Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2005. Гл. 4.