III. 0бучение лексике.
II. Обучение грамматике.
Некоторые задачи:
§ научить пользоваться различными способами структурного оформления речи (словоизменение, словообразование, словорасположение), несущими то или иное предметное содержание;
§ научить владению грамматической структурой (указать данную структуру) для активного использования во всех видах речевой деятельности;
§ научить распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя внимание на извлечение содержательной информации;
§ научить практически использовать грамматическое явление по опорам в микроконтексте;
§ научить действовать на основе механизма аналогии;
§ научить обобщать специально подобранные примеры в модель или правило;
§ научить подбирать примеры для иллюстрации того или иного правила;
§ научить изменять форму слова в контексте и без него (склонять, спрягать, изменять видовременную форму и т.д.);
§ научить выполнять разного рода трансформации исходных речевых образцов (поставить предложения в вопросительную и отрицательную формы, цепочка ABCDE и др.);
§ научить составлять сложные предложения из нескольких простых, преобразовывать прямую речь в косвенную и др.;
§ научить осуществлять перифраз (вместо одной грамматической формы употреблять другую);
§ научить комбинировать грамматические структуры для выражения мысли в устной или письменной форме на основе образца и без него;
§ научить пользоваться правилом-инструкцией;
§ научить анализировать грамматическую форму, сопровождая этот анализ словесными пояснениями.
Некоторые задачи:
§ научить самостоятельно раскрывать значение слова:
а) на основе догадки о значении незнакомого слова по сходству с родным языком (звуковая и графическая формы);
б) на основе знаний словообразовательных элементов;
в) на основе установления смысловых связей, контекста;
г) осуществляя поиск слова в словаре, для чего необходимо:
o знать алфавит;
o научиться приводить слово к словарной форме;
o научиться выбирать нужное значение из перечисленных в словарной статье;
§ научить осуществлять подстановку лексики в предложении (вставить пропущенное слово, перечислить однородные предметы, явления и т.д.);
§ научить продолжать, заканчивать, расширять предложение ("снежный ком");
§ научить опознавать различные словообразовательные элементы и модели образования сложных и производных слов с целью развития потенциального словаря;
§ научить вести различного рода словари: обычный словарь, тематический словарь, словарь с рубриками, например: по частям речи - КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОЙ? КАК? КОГДА? ГДЕ? и т.д.; картинный словарь или картинную картотеку.