Современная карта мира: территория и границы, политико-территориальные образования

Тема 2. Политическая карта мира: современные тенденции и особенности формирования

При изучении данной темы вы ознакомитесь: с базовыми понятиями и терминами, касающиеся современной политической карты мира; с политико-территориальными образованиями; с основными периодами и этапами формирования политической карты мира; с основными политико-географическими процессами, которые связаны с количественными и качественными изменениями; с типами стран мира; с классификацией стран по площади; с классификацией стран по численности населения; с классификацией стран мира по формам правления; с классификацией стран по форме государственного устройства; с классификацией стран по идеологической ориентации; с классификацией стран по политической структуре; с классификацией стран по уровню развития науки и техники; с классификацией стран по уровню социально-экономического развития; с международными организациями и союзами. Для изучения этих понятий необходимо рассмотреть следующие вопросы темы.

1. Современная карта мира: территория и границы, политико-территориальные образования.

2. Основные периоды и этапы формирования политической карты мира.

3. Современная типология стран мира: классификация по определенным признакам.

4. Международные организации и союзы.

Объектами политической карты мира являются государства и их границы, столицы и наибольшие города, административно-территориальное устройство территорий. Но в научном понимании “политическая” карта мира” содержит в себе более объемное содержание, охватывая и процесс эволюции форм государственной власти и устройства стран, взаимоотношения между ними, что предопределяет создание разнообразных объединений и союзов или возникновение острых противоречий, способствующих развитию территориальных конфликтов.

Политическая карта мира – географическая карта, дающая территориально-политическую характеристику мира, материков или больших географических регионов. В более широком значении политическая карта мира – это предмет, который исследуется политической географией как составной частью социальной и экономической географии. Политическая география изучает политико-географическое положение Главными объектоми изучения политической географии являются страны и государства.

Страна – территория с обозначенными границами, заселенная определенным народом, которая в политико-географическом аспекте может иметь государственный суверенитет или быть зависимой.

Государство – суверенное политическое образование, которое осуществляет свои полномочия на определенной территории посредством деятельности особой системы органов и организаций – механизма государства.

Современная политическая карта мира охватывает свыше 250 стран и территорий. Из них в 2002 году суверенными государствами были до 80% стран. С каждым годом количество суверенных государств увеличивается, что предопределяет возрастание демократизации мирового сообщества.

В географической науке часто употребляемыми и близкими по значению являются определения – «географическое пространство” и «территория”. Географическое пространство – сложное земное пространство, развивающееся во времени и охватывающее все сферы географической оболочки Земли (литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу) и социосферу.

Понятие «территория” международное право трактует как разные пространства земной суши с их сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и космические тела, которые в нем находятся.

Территория государства – часть земной суши с природными, а также созданными в результате человеческой деятельности свойствами и ресурсами, которые находятся под суверенитетом определенной страны. Важнейшей и общепринятой нормой международного права, на которой базируется мирное сосуществование, является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории, многократно закрепленный в международных договорах.

В состав государственной территории входят: суходол с его недрами; акватория: а) внутренние (национальные) воды; б) территориальные воды; воздушное пространство над суходолом и водами. В политико-географических исследованиях применяются классификации форм государственной территории.

Относительно моря: страны, которые имеют выход к Мировому океану и его частям: приморские (США, Аргентина, Россия и др.); полуостровные (Испания, Италия, Южная Корея и др.); островные (Ирландия, Куба, Мальта и др.); архипелаги-архипелаги-страны-архипелаги (Япония, Индонезия, Филиппины и др.); страны, которые не имеют выхода к морю (их 37): Австрия, Андорра, Афганистан, Боливия, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Армения, Эфиопия, Замбия, Зимбабве, Казахстан, Киргизстан, Лаос, Лесото, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Малави, Мали, Молдова, Монголия, Непал, Нигер, Парагвай, Руанда, Свазиленд, Словакия, Туркменистан, Уганда, Венгрия, Узбекистан, Центральноафриканская республика (ЦАР), Чад, Чехия, Швейцария.

По геометрической форме территории: компактные страны (Франция, Польша и др.); страны удлиненной формы (Чили, Норвегия и др.).

В мире существует несколько стран, расположенных на суше, окруженные со всех сторон территорией другого государства. Такие страны называют анклавами. Анклав (лат. inclavare - замыкать на ключ) – государственное образование, окруженное со всех сторон территорией другого государства. Анклавами являются: Сан-Марино, окруженное территорией Италии; Ватикан, расположенный внутри столицы Италии Рима; Лесото – окруженное территорией Республики Южная Африка. Анклавы, имеющие частично морское побережье, называются полуанклавами. Например, Бруней окружен территорией соседней Малайзии и имеет выход к Южно-Китайскому морю, Гамбия окружена территорией Сенегала и имеет выход к Атлантическому океану.

Политическую карту мира часто сравнивают с пестрой мозаикой, составленной из территорий государств и стран, разделенных между собой политическими границами. Учитывая разнообразные особенности их установления и функционирования, выделяют несколько видов границ.

1. Официальные государственные границы. Существуют два типа установления государственной границы – делимитация и демаркация. Делимитация – определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесения его на географическую карту. Делимитация границ осуществляется с участием экспертов во многих направлений деятельности, которые учитывают политические, исторические, физико-географические, этнические и прочие аспекты их проведения. Демаркация – проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

2. Границы территориальных вод. Их устанавливают за внешней линией территориальных вод, которые прилегают к территории государства в пределах 12 морских миль (1 морская миля = 1852 м) от побережья. Границы территориальных вод, установленные Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. Сухопутные и морские государственные границы сложились исторически. По нормам международного права они являются незыблемыми. В 1975 г. В Хельсинки на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе было принято положение о признании границ между государствами и странами, сложившиеся после Второй мировой войны.

3. Формально негосударственные границы. К ним принадлежат: границы по международным соглашениям (например, установленные между этническими территориями в бывшей Югославии); временные договорные границы (устанавливаются между зонами влияния разных группировок во время военно-политических конфликтов); демаркационные (разделительные) границы – разделяют Саудовскую Аравию и Ирак (нейтральная зона); границы экономических зон на море, то есть район вне границ территориальных вод шириной 200 морских миль, в котором приморское государство имеет суверенные права на разведывание и разработку живых и минеральных ресурсов моря. На морские экономические зоны приходится 40% площади Мирового океана, в том числе районы, которые дают 96% улова рыбы.

Характеристика государственных границ определяется в их функциях. Государственная граница выполняет две основные функции: разделительную и соединительную (контактную). Разделительная функция определяется в ограничении условий возникновения потоков людей, товаров, капиталовложений, информации между странами, а также в ограничении условий их передвижения. Соединительная (контактная) функция связана с объективными процессами интернационализации хозяйственной жизни, разносторонними связями между государствами. Усиление контактной функции границ – пока лишь тенденция, проявляющаяся преимущественно в Европе и Северной Америке. Доля этих регионов в общей протяженности границ небольшая (8% общей их длины в мире). Все виды границ создают геополитическое пространство и выделяют различные политико-территориальные образования, формирующие в своей совокупности политическую карту мира.

Главным признаком государства является наличие суверенитета. Государственный суверенитет – независимость государства, состоящая в ее праве решать свои внутренние и внешние дела на собственное усмотрение без вмешательства другого государства. Он всегда является полным и исключительным. Главные признаки государства следующие: наличие особой системы органов и учреждений, которые вместе образовывают механизм государства; наличие права, то есть обязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством; наличие определенной территории, в пределах которой действует государственная власть.

Зависимые территориичасто называютколониями. Колония – страна или территория, которая находится во власти иностранного государства (метрополии), не имеет политической, экономической самостоятельности; управление ею осуществляется на основании специального режима.

Первые колониальные империи – Испанская и Португальская – образовались в период Великих географических открытий. Кризис колониальной системы начался после Первой мировой войны и в особенности усилился после Второй мировой войны. В начале ХХ ст. площадь колоний в мире составляла приблизительно 57,9 млн. км2 , в конце века – почти 135,4 тыс. км2 с населением до 12 млн. человек. Наибольшее количество владений принадлежит следующим странам: Франция; Великобритания; США; Австралия; Нидерланды.

Форма колониальной зависимости бывает разной. Соответственно зависимые территории могут иметь статус. Заморские территории формально имеют те самые органы власти, что и единицы административного деления метрополии. Подопечные территории – это зависимые территории, которые руководствуются созданной после Второй мировой войны системой международной опеки по доверенности и от лица ООН. Доминион – это самоуправляющиеся части в составе Британской империи, которые признали главой английского короля (королеву): Канада с 1867 г., Австралия с 1901 г., Новая Зеландия с 1907 г., Южноафриканский Союз с 1910 г. После образования Британского Содружества термин „доминион” изъят из обихода.

В прошлом были распространены такие формы зависимости как: вассалитет (от лат. - слуга), по которому более сильная страна давала государству-вассалу некоторую формальную самостоятельность, использовала ее правящий класс как составляющую своего господства; мандатные (подмандатные) территории – общее название бывших колоний Германии и некоторых владений Османской империи, переданных после Первой мировой войны Лигой наций под управление странам-победительницам на основании мандата; кондоминиум (владения) – совладение, общее осуществление верховной власти над одной территорией двумя или несколькими государствами (например, с 1899 по 1956 год англо-египетским совладением был Судан).

Спорные территории – это территории, на которые претендуют две или более государств. В мире существует до 300 пунктов и территорий, являющиеся предметом споров, а в 100 из них имеются острые конфликтные ситуации. Основные спорные территории объединяют в группы: территории, которые ООН признает „де-юре” и требует предоставления им независимости: Палестина (оккупирована Израилем); Западная Сахара (оккупирована Марокко); территории, которые существуют „де-факто”, но не признаются ООН: Тайвань (Китай считает эту страну неотъемлемой своей частью и требует воссоединения) и др; фактически спорные территории: штат Джемму и Кашмир – спорная территория между Индией и Пакистаном, которая уже свыше половины столетия является „горячей точкой” Азии; территория площадью 508 км2 на левом (иранском) берегу г. Шатт-эль-Араб, в устье которого Ирак построил нефтеэкспортный порт Фао, приведший к восьмилетней ирано-иракской войне за владение этой зоной; пограничная спорная территория в бассейне Амазонки между Эквадором и Перу. В 1941-1942 гг. вследствие войны с Эквадором Перу закрепила за собой большую часть этих территорий.

Наличие спорных территорий на планете часто предопределяет возникновение очагов международной напряженности, так называемых „горячих точек”. Причинами их появления также могут быть социально-политические противоречия, имеющие национально-религиозную окраску (Ливан, Кипр, Северная Ирландия - Ольстер, Турция, Испания, Россия и др.), борьба внутриконтинентальных стран за выход к морю и т.п.

Антарктида и территории на юг от 600 южной широты. Существующим договором об Антарктиде от 01.12.1959 г. Антарктида и Антарктика объявлены территориями, не принадлежащими ни одному государству и могут использоваться только в целях мира и науки.