Методы социологических исследований.

Социологическое исследование – это система логически последовательных

методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, состоящей из двух разделов – методологического и методического.

В методологический раздел программы входят:

а) формулировка и обоснование объекта и предмета социальной проблемы;

б) определение объекта и предмета социологического исследования;

в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных.

Тема 2. Становление и развитие социологии.

2.1. Социально – теоретические предпосылки становления социологии.

Возникновение социологии и ее становление как самостоятельной науки связаны с теми общественными потрясениями, которые происходили по разным причинам в XVIII и XIX веках. Раздробление абсолютной монархии в большинстве стран, распад в связи с этим жесткой социальной структуры феодального общества, стремительное развитие капиталистического способа производства – крупнейшие социально-экономические события рубежа XVIII – XIX веков. Государство и общество, власть и народ, индивид и социум начинают дифференцироваться и осознавать как самостоятельные субъекты действительности и объекты науки. Идеи свободы и равенства, вопросы общественного устройства социальной справедливости попадают в центр общественного внимания. Капитализм в его прагматических целях начинает нуждаться в науке, и это дает толчок развитию естественных дисциплин.

Однако весьма скоро становится очевидно, что капиталистический способ производства неизбежно сопровождается кризисами. Почти все общественные институты, которые казались столь устоявшимися и незыблемыми, начинают выглядеть как проблема. Такие традиционные институты, как церковь, приход, большая семья, или теряли свое былое значение, или распадались (как, например, большая феодальная семья), и их задачи переходили в заботу государства, тем самым социально-политические «обязанности» государства увеличивались. С другой стороны, религия и философия, которые раньше успешно занимались решением социальных и нравственных проблем, уже не справлялись с этим в изменившихся условиях. Все это вместе взятое подводило к неизбежности возникновения такой науки, которая специализировалась на исследовании общественных проблем и на накоплении знаний по этим проблемам. Так возникает социология.

2.2. О. Конт – родоначальник позитивистской социологии.

а) Огюст Конт - основатель социологии.

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:

1. Реальное - противоположность химерическому.

2. Полезное - противоположность бесполезному.

3. Достоверное - противоположность сомнительному.

4. Точное - противоположность смутному.

5. Положительное - противоположность отрицательному.

Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать.

б) Социология в представлении О. Конта.

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.

Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое в его целостности.

в) Основные труды О. Конта:

1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842).

2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.

3. «Позитивистский катехизис» 1851г.

4.«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)