II. Конформность
I. Неоднозначность влияния группы на личность
Механизмы влияния группы на личность
Групповая работа имеет очевидные преимущества над индивидуальной. Информация, которой располагают отдельные члены группы, суммируется, и члены группы, используя её, могут предлагать различные пути решения проблем. Таким образом, снижается вероятность ошибок, неизбежных при индивидуальной работе.
Однако в групповой работе есть и свои ограничения, главное из которых – лимит времени. Для того, чтобы найти решение проблемы или справиться с каким-то заданием, группе требуется больше времени, чем отдельному человеку.
Важным фактором групповой продуктивности является размер группы. При изучении малых групп обнаружилось, что идеальный размер группы – 7+/- 2 человека. Большие группы, как правило, инертны, непродуктивны и обнаруживают тенденцию разбиваться на фракции. Кроме того, в многочисленных группах молчаливые люди почти не имеют возможности высказать свое мнение.
На протяжении многих лет психологи вели споры о том, как группа влияет на успеваемость каждого ее члена.
Ни для кого не секрет, что нельзя не реагировать на присутствие других, воздействие которых возрастает с увеличением их количества. Но способствует ли присутствие "наблюдателей" повышению качества выполняемой деятельности? Насколько положительно влияние группы на отдельного человека?
Существуют следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация; конформизм, социальная леность, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.
Комформность– мера «подчинения» индивида групповому давлению, (принятия им определенного стандарта, мнения, свойственного группе).
Конфо́рмность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́зму (от лат. conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.
«Конформизм» означает «приспособленчество».
Первым исследовал Соломон Аш в 50-е годы.
Все люди делятся на: конформистов и нонконформистов (противостояние группе)
Конформное поведение исследователь поделил:
- одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
- уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
- негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.
Петровский А. В. выделил 3 формы поведения в группе :
1. Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).
2. Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте).
3. Коллективизм (коллективистическое самоопределение личности).
Закономерности конформного поведения:
1. Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.
2. Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.
3. От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над человеком.
4. От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.
5. Публичность.
6. Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лет снижается). Женщины более чем мужчины.
7. Индивидуально-психологические особенности индивида (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность в одобрении и так далее).
III. Социальная фасилитация(англ. facilitate – облегчать)
Один из эффектов группы, суть которого в том, что на активность индивида при выполнении того или иного задания, как правило, благоприятно влияет присутствие других людей. Чаще всего социальная фасилитация (С. ф.) обнаруживается в ситуации соревнования с др. членами «группы». Данный эффект замечен не только у людей, но и у животных, например в пищевом поведении (у кур, рыб, крыс и др.). Впервые факт С.ф. был научно зафиксирован в исследовании Нормана Триплетта (в 1898г.), который измерял, на велосипедисты увеличивают скорость в присутствии др. велосипедистов.
В основе данного феномена лежит тот факт, что поведение одного человека влияет на поведение другого.
А) Феномен социальной фасилитации – факт присутствия других людей во время выполнения деятельности улучшает результат данной деятельности (при выполнении знакомой или простой работы).
Б) Феномен социальной ингибиции – тенденция выполнять деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении незнакомой или сложной работы).
Исследования показали, что в присутствии других улучшаются следующие характеристики:
сила мышечного напряжения; продуктивность внимания (объем); долговременная память; ассоциативное мышление.
Ухудшаются:
чувствительность; концентрация внимания; показания сложной умственной деятельности; генерирование идей.
Эти феномены объединены одним фактом присутствия «других». Некоторые эксперименты в этой области показали, что продуктивность работы возрастает в присутствии наблюдателей или содеятелей. В других экспериментах выяснилось, что присутствие других может вредить продуктивности. Согласовать эти результаты друг с другом удалось, опираясь на хорошо известный из экспериментальной психологии принцип: возбуждение усиливает доминирующую реакцию. Поскольку присутствие других людей действует возбуждающе, присутствие наблюдателей или содеятелей благотворно сказывается на решении простых (или хорошо знакомых) задач и мешает решению сложных (или незнакомых) задач.