Фитыр садакасы.

Садака-фитр

Садака-фитр — это милостыня, подаваемая в месяце Рамадан. Данное пожертвование является ваджибом для каждого свободного, состоя­тельного мусульманина, обладающего нисабом. Для того, чтобы оно стало ваджибом, необходимы следующие условия: должен быть мусульманином; должен быть свободным человекам (не рабом); должен обладать нисабом, в данном случае, средствами, превышающими то количество, которое необходимо для удовлетворения его основных потребностей.

Этот ваджиб желательно выполнить до праздничного намаза в день праздника Рамадан, но можно и раньше. Размер ее равен пол сага пшеницы (примерно 2 кг), саг фиников или ячменя, можно выплатить деньгами. Раздается бедным и нищим не владеющим нисабом. Отец семейства выплачивает за себя и несовершеннолетних детей (если у них нет своего имущества).

25. Кемнәргә закәт бирелә?

Существуют восемь мест, куда можно направить закят, и они чётко указаны в аяте 60 суры «ат-Тауба» Священного Корана.

Кому предназначается закят

1. Бедным (не имеющим имущества в размере нисаба);

2. Нищим (не имеющим ничего);

3. Сборщикам закята;

4. Новопринявшим ислам;

5. Рабам, стремящимся освободиться от рабства;

6. Должникам (не располагающим имуществом погасить долги);

7. Тем, кто на пути Аллаха (в наше время это фонды);

8. Путешественникам (находящимся вне своей родины), оставшимся без средств к существованию.

Закят может быть отдан любой из перечисленных групп людей.

Нельзя давать закят отцу, матери, дедушкам, бабушкам, детя и внукам.

Разрешено братьям и сестрам, родным и двоюродным.

Нельзя давать закат:

- хашимитам, - богатым и их несовершеннолетним детям, - неверным.

26. Кемнәргә Рамзаи уразасын тоту фарыз? Кемнәргә аны тотмаска рехсо ителә? Кемнәргә аны тоту тыела?

Пост в месяц Рамадан – фард для каждого мусулманина, достигшего половой зрелости. Пост в арабском языке означает воздержание от чего-либо, а в шариате – воздержание от еды, питья и половой близости с рассвета до заката, с намерением поститься ради Аллаха.

Разрешается не держать пост с последующим восполнением:

- путникам (но если может, то лучше держать)

- больным

- беременным и кормящим женщинам.

Если путник или больной умер не возместив, то их близкие не возмещают.

Не разрешается поститься женщинам во время хайда (месячных) и нифаза (послеродового кровотечения). Но потом надо восполнить.

Старый человек, не способный поститься, выплачивает фидия - за каждый день накормить бедняка (0.5 сага пшеницы или 1 саг фиников или ячменя).

Если человек не восполнил пропущенные дни поста, хотя и имел возможность, и вдруг оказался при смерти, то должен покаяться и завещать наследникам накормить бедняка за каждый пропущенный день из денег наследства (не более 1/3 имущества).

Если человек принял ислам или достиг половой зрелости, то держит пост остаток дня и следующие дни. Если сумасшедший обрел рассудок, то он постится и восполняет проедыдущие дни. Есои человек потерял сознание, то этот день не восполняет, но другие дни (без сознания) восполняет. Если путник вернулся домой или у женщины закончился хайд, то надо держать пост остаток дня.

27. Уразаның төрләре. Уразаны нәрсәләр боза?

Виды поста

1. Пост фард в месяц Рамадан

2. Пост нафиль

3. Пост определенного обета

4. Пост неопределенного обета

5. Восполение пропущенных дней п.1

6. Восполнение других постов при их порче

7. Пост каффарат (искупление какого-либо г8реха, нарушение клятвы или поста)

Первые три, это посты, для которых делать нийят с ночи необя­зательно. К таким постам относятся пост в месяц Рамадан, а также посты назр и нафиль, дни которых определены заранее. Для этих постов не является обязательным условиемд нийят с ночи. В этих случаях нийят можно сделать как с ночи, так и в первую половину дня поста (до полудня).

Остальные посты, нийят для которых делают с ночи: по­сты, соблюдаемые в возмещение пропущенных дней поста в месяц Рамадан (када); пост вместо нарушенного поста нафиль, соблюда­емый день за день; посты каффарат; посты назр, не назначенные на конкретные дни.

Обстоятельства, нарушающие пост и требующие его возмещения (када)

1. Проглатывать чего-либо (не еду), помня о том, что находишь­ся в состоянии поста

2. Потеря гусля при поцелуях и ласках.

3. Иньекции, клизмы

4. Закапывать в нос или уши.

5. Преднамеренная рвота в полный рот

6. Принимать пищу ошибочно предпологая, что ещё не наступило время поста.

7. Принимать пищу ошибочно предпологая, что уже наступило время ифтар.

При перечисленных нарушениях соответствующий день поста, ставший недействительным, возмещается только как када — день за день.

 

Обстоятельства, нарушающие пост, требующие и возмещения (када) и искупления (каффарат)

1. Осознанно принимать пищу и напитки или лекарства.

2. Осознанно, несмотря на запрет, вступать в половую близость.

Нарушивший перечисленные запреты должен не только возместить (када), но и обязан совершить искупление (каффарат) – освободить раба или поститься 2 месяца подряд или, если это невозможно, накормить 60 бедняков.

 

Обстоятельства, являющиеся макрух для поста

1. Пробовать чего-либо на вкус без необходимости.

2. Жевать пищу для ребенка.

3. Жевать смолу или жевательную резинку.

4. Целоваться ласкаться с женой (мужем), если не уверен, что не испортиться гусль.

 

Обстоятельства, не нарушающие пост

1. Принимать пищу, напитки и вступать в половую связь по за­бывчивости.

2. Непроизвольная поллюция (выделение семени) при обычном — без вожделения — взгляде на женщин или от мыслей, но не в результате прикосновения или поцелуя.

3. Поллюция во сне.

4. Кровопускание или использование мази.

5. Подводить глаз сурьмой.

6. Целовать жену, если это не вызывает поллюцию.

7. Непроизвольно рвать, если даже обильно.

 

28. Никахның шартлары һәм мәһер.

Что имеет в виду Шариат под понятием «бракосочетание»? Это заключение договора между мужчиной и женщиной, который делает законным их супружескую жизнь, причем договор заключается по намерению обеих сторон.

Почему поставлено условием намерение обеих строи? Потому что вести половую жизнь разрешено с невольницами без заключения брака.

Каким образом заключается договор о бракосочетании? Предложением одной стороны и принятием этого предложения другой стороной. Предложение и принятие этого предложения должны высказываться в прошедшем временипо крайней мере одной стороной.

Есть ли еще какие-либо условия действительности договора? Заключающие никах должны быть мусульманами, при заключении договора необходимо присутствие двух свободных свидетелей-мусульман в здравом уме, или же присутствие двух женщин и одного мужчины.

Что такое аль-махр? Деньги или другое имущество, выплачиваемое невесте при заключении брачного контракта в качестве платы за пользование ее прелестями.

Каковы наименьшая и наибольшая суммы аль-махра?

Наименьшая сумма равна 10-ти дирхемам (31,2 гр. серебра). Если при заключении брака была названа меньшая сумма, то все равно нужно выплатить 10 дирхемов.

 

29. Никахланырга тыелган кешеләр.

На каких женщинах запрещается жениться? Есть несколько видов женщин, на которых запрещается же­ниться, их различают:

по родству;

по грудному кормлению;

по браку;

по совмещению в браке;

по чужому праву;

по неверию и многобожию.

Кто относится к запрещенным по родству? Матери, дочери, сестры (родные по отцу или по матери), тети, племянницы. Об этом сказано в Коране: «Запрещены вам ваши матери и ваши дочери, ваши сестры, ваши тети по отцу и по матери, дочери ваших братьев и сестер (сура Ан-Ниса). Сюда же можно отнести бабушек и внучек.

Кто относится к запрещенным по грудному кормлению? Запрещено жениться на своей кормилице или на молочной сестре. Здесь так же, как и при родстве, за некоторыми исключениями, о которых будет сказано чуть позднее.

Кто относится к запрещенным по браку? Мачеха, супруги дедов по отцу и по матери, супруги сына, супруги внука, мать и бабушки супруги, дочь супруги, с которой совокуплялся.

Кто относится к запрещенным по совмещению в браке? Запрещается жениться сразу на двух родных сестрах, как об этом сказано в Коране. Абу Хурайра передает, что Посланник (с.г.в.) запретил жениться на тете супруги, на племяннице супруги.

Ученые вывели общее правило для такого брака: «Запрещается одновременно иметь в женах родственниц, входящих в 1-ю и 2-ю группы».

Есть также такое правило: «Если одну посчитать как мужчину и при этом вторая ему будет запретна для брака, то на них вместе жениться запрещено».

Кто относится к запрещенным по неверию и многобожию? Запрещается мусульманке выходить замуж за немусульманина. Мусульманин может брать в жены только христианок и иудеек, но предпочтительно выбирать жену из мусульманок. (Халиф Гумар ибн Хаттаб запрещал мусульманам жениться на иудейках и христианках, чтобы у мусульманок не было недостатка в мужьях.) К запрещенным относятся атеистки, язычницы, поклоняющиеся идолам, звездам, солнцу и т.л. Нельзя вступать в близкие отношения с рабыней, если она многобожница или язычница.

Кто относится к запрещенным по чужому праву? Чужая супруга или разведенная (вдова) до истечения срока, в который ей запрещено выходить замуж.

 

Грудное вскармливание

После скольких месяцев новорожденного запрещается вскармливать грудью? Абу Ханифа называет 30 месяцев, а его ученики - 2 года. По мнению ученых второе более верно.

Каково положение Шариата о грудном вскармливании? Если вскармливание грудью имело место в течение вышеупомянутого срока, то молочным братьям и сестрам запрещается заключать брак, а также и между кормилицей и тем, кого она вскормила; между ним и ее (кормилицы) прямыми родственниками.

Кому запрещается заключать между собой браки после грудного кормления?

1. Запрещается брак между молочным братом и сестрой.

2. Девушке запрещается выходить замуж за сыновей ее кормилицы.

3. Запрещается девушке выходить замуж за супруга ее кормилицы, а также за его отца и его сыновей, т.е. он как бы является ей «молочным» отцом.

4. Запрещается мужчине брать в жены сестер мужа его кормилицы, т. е. его «молочных» теток.

5. Мужу кормилицы запрещается брать в жены бывшую супругу молочного сына этой кормилицы.

6. Разрешается брать в жены родную сестру молочного брата, так же, как и молочную сестру родного брата

Сказано, что запреты для заключения браков при молочном кормлении такие же, что и при прямом родстве. А есть ли из этого правила исключения?

Да, разрешается брать в жены мать молочной сестры; разрешается брать в жены сестру «молочного» сына; разрешается брать в жены мать «молочной» тети или «молочного» дяди, но все это не разрешается при прямом родстве.

 

30. Иң яхшы, яхшы һәм бидгать талакларны аңлатыгыз.

Каких видов бывают разводы? Разводы бывают 3-х видов.

Наиболее предпочтительный вид развода - это когда супруг объявляет своей жене о разводе один раз в период, когда она чиста, и затем не совокупляется с ней до истечения ее аль-'идда.

Развод согласно Сунне - когда супруг объявляет своей супруге о разводе три раза подряд в трех последовательных ат-тухрах, когда она чиста и в которых не имеет с ней половых сношений.

Развод, противоречащий Сунне, - это когда супруг объявляет супруге о разводе 3 раза подряд или по отдельности в одном ат-тухре. Это бес­смысленное нововведение, т.к. развод считается вступившим в силу после первого объявления о нем, однако супруга не разлучается с супругом до истечения ее аль-'идда. Этот вид развода, хотя и противоречит Сунне, все же имеет юридическую силу.

В том случае, если супруг до объявления о разводе имел половые сношения с супругой, он может изменить свое решение в течение аль-'идда и аннулировать развод, вступив в половую связь с ней. Если же до объявления о разводе супруг не имел половых сношений с супругой, то у супруга нет права на аннулирование развода.

Можно ли объявлять о разводе, когда супруга в состоянии менструаций?

1. Если половые связи имели место, то это запрещено и женщину надо вернуть обратно (если это развод раджгый), а объявлять о разводе нужно после окончания месячных.

2. Если половых связей не было, то такой развод имеет силу.

Можно ли объявлять о разводе, когда супруга беременна?

Можно, даже если это сделать сразу после полового акта.

 

31. Раҗгый, бәин һәм гализ талакларны аңлатыгыз.

Какие бывают виды разводов по критерию возможности их отмены? Их 3 вида.

Развод, аннулирование которого возможно а течение аль-'идда (раджгый развод).

Развод, аннулировать который возможно только путем заключения нового брачного контракта (баин развод).

Развод, аннулировать который возможно только после того, как бывшая супруга выйдет замуж за другого и будет иметь с ним половые отношения, а затем разведется или останется вдовой и истечет ее аль-'идда после замужества (гализ развод).

Каким образом осуществляются первые два вида разводов?

По способу объявления разводы бывают явные и подра­зумевающиеся. Явные – это когда супруг говорит своей супруге: «Ты разведена» или «Мы с тобой разводимся», т.е. смысл слов супруга очевиден. Сказанные один раз такие слова означают один раджгый развод даже если было намерение на один или два. Сказанные с намерением на три развода считаются троекратным разводом.

Если же смысл слов можно понять неоднозначно, например: «Ты свободна», то все зависит от намерения супруга.

Первый вид развода наступает после произнесения слов: «На­чинай отсчет своего аль-'идда», или: «Охраняй неприкосновенность своей матки», или: «Ты одинока». При этом считается за один раджгый развод, даже если сказано было с намерением трех раз

Второй вид - после произнесения других слов двоякого смысла, если под ними подразумевался именно развод, или же если они были произнесены при обстоятельствах, исключающих двузначность толкования этих слов.

Третий вид развода наступает после трехкратного объявления о разводе, даже если эти объявления были произнесены в одночасье.

Если супруг во время объявления супруге о разводе дает определение разводу, то к какому

виду развода он относится? Ко второму виду. Например, если он скажет супруге: «Ты разведена самым скверным разводом», то после такого объявления аннулировать развод без заключения нового брака невозможно.

Итак, первый вид развода наступает после произнесения явных слов означающих развод или трех упомянутых выше выражений.

Второй вид - после произнесения других слов двоякого смысла, если под ними подразумевался именно развод, или же по истечении трех периодов тухр после возвратного развода.

Третий вид развода наступает после трехкратного объявления о разводе или при произнесении иных слов с намерением троекратного развода.

 

32. Тәемин итү.

Содержание (Таэмин)

Кого должен содержать женатый человек?

Своих жен и детей, а также разведенных жен (до истечения аль-'идда), а также родителей и родню.

Содержание жен

Муж обязан содержать жену, мусульманка она или нет. Он должен обеспечить ее едой, питьем, нормальным жильем и одеждой.

Если жена проявит строптивость и откажется жить с мужем, то он не обязан ее содержать, пока она не вернется к нему.

Если жена откажется жить (отказывается от близости) с мужем, пока он не выплатит ей аль-махр, то супруг обязан ее содержать.

Если супруга неполовозрелая и супруг не имеет с ней половых связей, то содержать ее он не обязан.

Если супруг неполовозрелый и не может совершать половых актов с половозрелой супругой, которая живет с ним, то он обязан ее содержать,

Если женщину посадили под арест за долги или же увели насильно, то содержать ее не обязательно.

Если женщина в пути на хадж без мужа, то ее содержать не обязательно.

Если супруга заболела в доме мужа, то содержать ее он обязан.

Если мужчина женился на невольнице и ее хозяин поселил их в одном доме, то муж обязан содержать жену.

Если раб с разрешения хозяина женился на свободной женщине, то ее содержание остается долгом за ним, если хозяин раба не будет содержать ее. Если раб будет продан, то упомянутая сумма добавляется к его стоимости.

 

Содержание и жилье для разведенной супруги в период аль-'идда

Кто должен содержать женщину после развода во время ее аль-идда?

Супруг после дачи развода супруге обязан ее содержать до истечения ее аль-'идда, причем не имеет значения, какого вида был развод.

Если супруг умрет, то супруга не имеет права на содержание за его счет, а должна содержать себя за счет своей доли в наследстве супруга.

Возможны ли случаи, когда после развода супруг не должен содержать супругу?

О. Да, если развод был осуществлен по причине совершения же­ной большого греха, или же если супруга вышла из Ислама (упаси Аллах!), или если она совокупилась с пасынком до развода.

Содержание детей

Отец семейства обязан содержать своих несовершеннолетних детей. Эта обязанность лежит только на нем. По достижении совершеннолетия эта обязанность с него снимается, поскольку они способны сами себя содержать.

По достижении совершеннолетия расходы на содержание дочери делятся между супругами следующим образом: 2/3 расходов покрывает супруг и 1/3 - супруга до тех пор, пока дочь не выйдет замуж.

Если у совершеннолетнего сына хроническая болезнь, то 2/3 расходов на его содержание покрывает отец и 1/3 - мать.

Совершеннолетних детей (больных или неспособных себя содердать) нужно содержать, только если они мусульмане.

Примечание. Если у несовершеннолетних детей есть какое-либо имущество (подаренное или оставленное в наследство, или завещанное кем-либо), то их можно содержать на это имущество.

 

Содержание родителей

Когда необходимо содержать родителей?

Если у кого-либо в собственности есть имущество, то он должен сам содержать себя на это имущество. Исключение составляют только жены - мужья должны содержать их, даже если они богаче своих мужей.

Если родители в нужде, то их дети (сыновья или дочери) должны обеспечивать их. То же самое относится и к дедам и бабкам.

 

Содержание родственников. Кого из родных должно содержать?

Родственники ранжируются в очередности наследования. Например, если у человека есть дед и внук, то 1/6 часть содержания получает дед, а остальную - внук, если они из числа действительных претендентов на содержание, т.е. если внук несовершеннолетний и нуждающийся, или внучка совершеннолетняя нуждающаяся, а также претендентом может быть взрослый человек с хроническим заболеванием или слепой.

Примечание. Если суд постановил, что мужчина обязан содер­жать своих родителей, детей или родственников, но в течение какого-то срока он этого не делал, то это не остается его долгом, кроме случая, когда эти иждивенцы дали средства в долг этому мужчине, чтобы он их содержал.

 

Содержание рабов

Мужчина должен содержать своих рабов и невольниц, если у тех нет источников дохода. Если же хозяин не содержит своих рабов, то суд вменяет ему в обязанность продать их. Если же рабы могут содержать себя сами, хозяин не обязан их содержать.