Описание

Словарь основных терминов

Технология конструкционных материалов

Материаловедение

 

 

Электропроводность

      ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  
      ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  
      ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  

 

      ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  
    ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  
      ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  

 

      ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  
    ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  
    ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  

 

    ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  
    ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  
      ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  

 

      ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  
    ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  
    ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  

 

      ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  
    ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________  

 

В словарь включены основные термины. Термины даются на русском и английском языках в порядке рус­ского алфавита, в скобках указывается обозначение, если оно является обще­принятым. В квадратных скобках приводятся синонимы терминов.

Автономный доход (autonomous income) — здесь: составляющая дохо­да домашнего хозяйства, не зависящая от заработной платы.

Агент(agent) — в экономике — лицо, действующее по поручению принципа­ла.

Аддитивность— additivity свойство ве­личин, состоящее в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений вели­чин, соответствующих его частям при любом возможном разбиении объекта на части

Аннуитет (annuity)— величина плате­жа, периодически вносимого в погаше­ние долгового обязательства (включая проценты).

Асимметрия информации (asymmetric information) — различия в информа­ции о предмете сделки, которой распо­лагают ее участники.

Безрисковый эквивалент (risk-free equivalent) — гарантированный выиг­рыш, приводящий к полезности богат­ства, равной математическому ожида­нию полезности богатства при случай­ном выигрыше.

Бюджетная линия — budget line линия, графически отображающая множество наборов продуктов, приобретение кото­рых требует одинаковых затрат

Бюджетное ограничение — budget constraint ограничение покупательной способности потребителя величиной его дохода

Бюрократия(bureaucracy) — система бюро, т. е. органов (учреждений) ис­полнительной

власти, ответственных за поставки услуг общественного сектора конечному потребителю.

Варианты производства технически эффективные (technical effeciency) —варианты, которые нельзя улучшить ни увеличением производства продук­ции без увеличения расходов ресурсов, ни сокращением расхода какого-либо ресурса без снижения выпуска и без увеличения расхода других ресурсов;

Варианты производства экономически эффективные (economical effeciency)— варианты производства, которые нельзя улучшить ни путем выпуска продукта без увеличения зат­рат на ресурсы, ни путем снижения затрат без уменьшения выпуска.

Внешние эффекты (externalities) — прямые (не опосредованные рынком) воздействия производства или потреб­ления одного субъекта на потребление или производство другого. Благопри­ятные воздействия называются поло­жительными в.э. (внешними выгода­ми), неблагоприятные — отрицатель­ными в.э. (внешними затратами).

Внешние эффекты/затраты— external benefits (costs) процессы производства и потребления некоторых видов това­ров и услуг сопровождаются полезны­ми или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосред­ственно не участвующие в этих про­цессах. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии

Внутренние эффекты,интерналии (internalities) — проявления собствен­ных целей организации, служащей об­ществу.

Второе наилучшее (second best) — луч­шее из состояний, достижимых в ситу­ации, когда из-за некоторого неустра­нимого препятствия условия парето-оптимума («первого наилучшего») не могут быть полностью выполнены.

Выручка— revenue сумма денег, полу­ченная от продажи товара

Выручка общая — total revenue (TR) выручка от продажи всего объема то­вара

Выручка предельная — marginal revenue (MR) увеличение общей выручки, выз­ванное реализацией дополнительной единицы товара

Выручка средняя — average revenue (AR) средняя выручка на единицу товара — результат деления общей выручки (TR) на количество проданных товаров (Q)

Двусторонняя монополия (bilateral monopoly)— структура рынка, харак­теризующаяся наличием всего одного продавца и одного покупателя.

Диверсификация (diversification)— про­никновение фирм в разнородные, тех­нологически не связанные между со­бой отрасли.

Дисконтирование (discounting)— опре­деление сегодняшней ценности сумм, которые будут получены или затраче­ны в будущем.

Дифференциация продукта (product differentiation)— процесс, имеющий место в случае, когда товар, продавае­мый на рынке, не является стандарти­зованным.

Длительный период — long-run period период времени, в который все факто­ры производства рассматриваются как переменные

Дополняемые продуктыcomplementary products продукты, ко­торые не могут использоваться один без другого и совместно удовлетворя­ют одну потребность

Достойные блага (merit goods) — блага, потребление которых общество счита­ет нужным поддерживать и потребно­сти в которых у индивидов не сформи­рованы должным образом. Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы.

Дотация — subsidy отрицательный на­лог

Доход -- располагаемый доход — disposable income доход за вычетом на­логов

Доход номинальный — nominal income сумма денег, получаемая в единицу вре­мени

Доход реальный — real income количе­ство товаров и услуг, которое потреби­тель может приобрести на свой номи­нальный доход

Естественная монополия (natural monopoly)— отрасль, в которой про­дукт может быть произведен единствен­ной фирмой при меньших средних зат­ратах, чем если бы его производством занимались несколько фирм (обычно вследствие экономии от масштаба).

зависимость объема спроса от определя­ющих его факторов

зависимость объема спроса от цены при неизменности прочих факторов

Закон убывающей предельной произво­дительности (law of diminishing marginal returns)— положение, утвер­ждающее, что с ростом объема любого используемого переменного ресурса при неизменности расхода других ре­сурсов его предельный продукт пада­ет.

Заменяемые продукты — substitute products продукты, удовлетворяющие одну потребность и способные заме­нить при этом один другой

Затраты общие — total costs (TC) сум­ма переменных и постоянных затрат

Затраты предельные — marginal costs (MC) увеличение общих затрат, выз­ванное производством дополнительной единицы продукта

Затраты средние общие — average total costs (АТС) сумма средних перемен­ных и средних постоянных затрат

Затраты средние переменные — average variable costs (AVC) результат деления общих переменных затрат на количе­ство единиц произведенной продукции

Затраты средние постоянные — average fixed costs (AFC) результат деления общих постоянных затрат на количе­ство единиц произведенной продукции

Затраты альтернативные (упущенных возможностей; opportunity costs) — оценка наилучшего из альтернативных способов использования ресурсов;

Затраты бухгалтерские (accounting costs) — фактически затраченные сум­мы денег;

Затраты необратимые (sunk costs) — безвозвратные постоянные затраты, ко­торые нельзя вернуть, сократив или прекратив производство;

Затраты неявные (implicit costs) — сто­имость потребляемых ресурсов, принад­лежащих фирме (например, земли, обо­рудования, предпринимательского та­ланта);

Затраты общие (total costs; TC) — де­нежная оценка расхода всех факторов, необходимых для производства нуж­ного количества продукта;

Затраты переменные (variable costs; VC) — составляющая общих затрат, ко­торая изменяется при изменении объе­ма производства;

Затраты постоянные (fixed costs; FC) — составляющая общих затрат, которая не изменяется при изменении объема производства;

Затраты предельные (marginal costs; MC) — увеличение общих затрат, выз­ванное производством дополнительной единицы продукта;

Затраты трансакционные (transaction costs) — затраты, связанные с совер­шением сделки (затраты поиска ин­формации, затраты на ведение перего­воров и заключение контракта, затра­ты по контролю за соблюдением усло­вий договора);

Затраты экономические (economic costs) — затраты, включающие в себя как явные, так и неявные;

Затраты явные(explicit costs) — затра­ты, сопряженные с прямым расходо­ванием денежных средств (например, затраты на приобретение оборудова­ния, материалов, рабочей силы).

Затраты бухгалтерские— costs факти­чески затраченные суммы денег

Затраты общие переменные— variable costs (VC) затраты, которые изменяют­ся при изменении объема производ­ства

Затраты общие постоянные— fixed costs (FC) затраты, которые не изменя­ются при изменении объема производ­ства

Затраты упущенных возможностей (аль­тернативные) — opportunity costs по­тери от неиспользования ресурсов в наилучшей из оставшихся альтерна­тив

Защита ренты (rent protection) — пове­дение потребителей, которые затрачи­вают ресурсы, чтобы защитить свой потребительский излишек от произво­дителей, ищущих ренту.

«Заяц», безбилетник (free rider) — по­требитель, сознательно искажающий свои потребности для того, чтобы пла­тить за общественное благо меньшую цену, чем при его честном выражении предпочтений.

Излишек потребителя — consumer's surplus разница между максимальной суммой, которую потребитель готов уп­латить за данное количество товара, и его фактическими затратами на при­обретение

Излишек потребителя consumer's surplus разница между максимальной суммой, которую потребитель готов уплатить за данное количество товара, и его фак­тическими затратами на приобретение

Излишек производителя — producer's surplus i разница между фактической выручкой от реализации и минималь­ной суммой, за которую производитель готов производить данное количество товара

Изокванта (isoquant)— в теории про­изводства — линия, графически ото­бражающая множество всех комбина­ций количества ресурсов, соответству­ющих различным эффективным способам производства данного объе­ма выпуска.

Изокоста (isocost line)— в теории про­изводства — линия, графически ото­бражающая множество всех комбина­ций ресурсов, которые могли бы быть приобретены фирмой при определен­ной сумме денежных расходов.

Индекс концентрации (concentration index) — показатель, характеризую­щий долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка (в про­центах).

Индекс Линда (Linda index) — показа­тель, характеризующий неравенство до­лей рынка, приходящихся на каждую из нескольких крупнейших фирм.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) — consumer price index (CPI) показатель изменения стоимости потребительской корзины

Индекс стоимости жизни (ИСЖ) — living cost index то же, что и индекс потребительских цен

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Hегfindahl-Hirshman index)— пока­затель концентрации рынка, рассчиты­ваемый как сумма квадратов рыноч­ных долей (в процентах) всех субъек­тов рынка в общем его объеме.

Интеграция вертикальная (vertical integration)— распространение дея­тельности фирмы «вверх* или «вниз» на соседние звенья производственного процесса;

Интеграция горизонтальная (horizontal integration)— распространение дея­тельности фирмы вширь, «вбирание» в себя большего объема производства одного вида товара.

Интернализация(внешних эффектов) (internalization) — включение оценки внешних эффектов (как положитель­ных, так и отрицательных) в затраты или доход производителя этих эффектов. Возможным путем интернализации является объединение производи­теля и получателя внешнего эффекта в руках одного собственника.

Капитализация (capitalization)— опре­деление капитальной ценности (цены) источника потока доходов.

Капитальный ресурс (durable resource)— производственный ресурс длительного пользования.

Кардинализм— cardinalism подход к определению полезности благ на осно­ве предположения о том, что каждый набор благ обладает количественно оп­ределенной мерой полезности для дан­ного потребителя (ср. Ординализм)

Карта безразличия — indifference map множество кривых безразличия, каж­дая из которых представляет различ­ный уровень удовлетворения или по­лезности

Карта изоквант (isoquant map)— сово­купность изоквант для различных объемов выпуска продукции.

Картель (cartel)— группа фирм, сотруд­ничающих для координации решений по объему производства с целью кон­троля за цепами.

Квазирента (quasirent)— превышение оплаты услуг фактора над удерживаю­щим доходом, обусловленное ограни­ченностью предложения ресурса в ко­ротком периоде.

Коллективный выбор (collective choice) — процедура согласования ин­дивидуальных предпочтений при вы­работке решения группой лиц.

Контрактная кривая (contract curve) —множество эффективных сделок меж­ду двумя субъектами, при которых не­возможно достичь увеличения выгоды для одного из участников без умень­шения выгоды для другого. В частно­сти, для двусторонней монополии кон­трактная кривая — множество таких комбинаций «объем—цена», что уве­личение прибыли продавца возможно лишь за счет уменьшения прибыли покупателя, и наоборот.

Коробка Эджуорта (Edgeworth box) — диаграмма, показывающая возможнос­ти взаимовыгодного обмена между двумя индивидами. Представляет со­бой прямоугольник, в котором совме­щены карты безразличия обоих инди­видов таким образом, что начала ко­ординат этих карт находятся в противоположных вершинах прямоу­гольника; на осях координат отложе­ны количества имеющихся у индиви­дов благ. На аналогичной диаграмме для производства совмещены карты изоквант, а на осях координат отложе­ны количества факторов производства. В этом случае к. Э. показывает воз­можности эффективного замещения ресурсов.

Короткий период short-run period период времени, в котором часть фак­торов производства является перемен­ной, а другая часть — постоянной

Коэффициент Джини Gini coefficient (G) числовой показатель неравномер­ности распределения какой-либо вели­чины между элементами некоторой со­вокупности (в частности, доходов насе­ления). Значения G лежат в интервале от 0 до 1; значение G = 0 соответству­ет идеально равномерному распределе­нию, значение (G = 1 — такому рас­пределению, когда весь совокупный объем величины приходится на один элемент совокупности

Кривая безразличия indifference curve в теории потребления линия, графи­чески отображающая множество набо­ров продуктов, которые имеют для по­требителя одинаковую полезность

Кривая Лоренца Lorenz curve гра­фическое представление неравномерно­сти распределения какой-либо величи­ны между элементами некоторой сово­купности (в частности, доходов населения)

Кривая предложения (offer curve)— гра­фическое представление количества блага, которое индивид предлагает к обмену на другое благо при различ­ных уровнях относительных цен.

Кривая роста (grows curve) —линия, характеризующая экономически эф­фективные пути расширения производ­ства, т.е. перехода с более низкой на более высокую изокванту.

Кривая Энгеля Engel curve графи­ческое представление зависимости зат­рат потребителя на какое-либо благо или группу благ от его дохода

максимальное количество товара, кото­рое желает приобрести субъект в еди­ницу времени при данной цене и про­чих условиях

Маржа (банковская) ((bank) margin) —разность между ставкой процента, ко­торый банк получает от заемщика за кредит, и ставкой процента, который он выплачивает вкладчику за пользо­вание его деньгами.

Мгновенный период immediate-run period период времени, в котором все факторы производства являются по­стоянными

Меры Эрроу—Пратта (Arrow-Pratt measures) — количественные меры не­приятия риска. Абсолютная м. Э.-П. — скорость убывания предельной полезности богатства; относительная м. Э.-П. — эластичность полезности по богатству, взятая с обратным зна­ком.

Монополистическая конкуренция monopolistic competition одна из форм несовершенной конкуренции, при кото­рых незначительно различающиеся между собой продукты производятся большим количеством независимых друг от друга производителей

Монополияmonopoly структура рын­ка, при которой данный говар произ­водится одним производителем, что по­зволяет ему контролировать цену это­го товара

Монопольная власть (monopoly power) —способность монополиста воздейство­вать на цену товара, изменяя объем его предложения на рынке.

Монопсонияmonopsony структура рынка, при которой данный товар по­требляется одним потребителем, что позволяет ему контролировать цену этого товара

Налог Пигу (Pigovian tax) — плата за ограниченный ресурс, не имеющий соб­ственника, которая взимается с произ­водителя отрицательного внешнего эф­фекта. Величина н. П. должна быть такой, чтобы после его уплаты част­ные затраты производителя равнялись общественным затратам.

Нащупывание(tatonnement) — меха­низм достижения равновесия, который заключается в следующем: вначале ре­ализуется некоторый произвольный вектор цен, не соответствующий рав­новесному, что вызовет излишек на од­них рынках и дефицит на других. Это состояние приведет к росту цен на тех рынках, где наблюдается дефицит, и снижению цен на тех рынках, где на­блюдается излишек. Изменение цен будет продолжаться до тех пор, пока не будет «нащупан» равновесный век­тор цен.

Недостойные блага (merit bads) — бла­га, потребление которых общество счи­тает нужным ограничивать.

Неисключаемость(nonexludability) — в потреблении — невозможность путем установления рыночных цен исклю­чить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод, прямо свя­занных с производством и потребле­нием определенного товара.

Неопределенность(uncertainty) — ситу­ация выбора, в которой известно лишь множество возможных исходов, но им нельзя приписать никаких значений вероятностей.

Несовершенная конкуренция (imperfect competition) — структура рынка, при которой два или более продавца кон­курируют на рынке, обладая некото­рым контролем над ценой.

Несоперничество(nonrivalry) — свойство блага, состоящее в том, что добавление

дополнительного потребителя не сни­жает полезности остальных.

Обесценивание (depreciation)— снижение ценности капитального ресурса по мере увеличения его возраста (вследствие износа и устаревания).

Общее равновесие (general equilibrium) — состояние экономики, в котором все рынки и все субъекты хозяйства одно­временно находятся в равновесии.

Общественная кривая безразличия (community indifference curve, CIC) — кривая, объединяющая точки, в кото­рых благосостояние общества будет одинаковым, т.е. функция обществен­ного благосостояния принимает фик­сированные значения.

Общий продукт ресурса (total product; TP)— максимальный объем продук­та, который может быть произведен при использовании данного количества ресурса.

Олигополия — oligopoly одна из форм несовершенной конкуренции, при кото­рой данный товар производится не­сколькими производителями, что по­зволяет им оказывать существенное влияние на рыночную цену товара, но требует от них принимать во внима­ние возможную реакцию конкурентов

Олигопсония— oligopsony одна из форм несовершенной конкуренции, при кото­рой данный товар потребляется не­сколькими потребителями, что позво­ляет им оказывать существенное вли­яние на рыночную цену товара, но требует от них принимать во внима­ние возможную реакцию конкурентов

Оптимум по Парето,парето-оптимум (Pareto optimum) — состояние эконо­мики, при котором невозможно парето-улучшение.

Ординализм— ordinalism подход к оп­ределению полезности благ, основанный на предположении о том, что потреби­тель может сопоставить любые набо­ры благ и определить, какой из них в большей степени удовлетворяет его по­требности. Ординализм не использует количественного представления потреб­ности (ср. Кардинализм)

Остаточная ценность (ресурса) (residual value)— цена, по которой капиталь­ный ресурс мог бы быть продан в дан­ный момент времени (вне зависимости от того, будет ли он продаваться в дей­ствительности).

Отдача от масштаба производства (return of scale)— степень увеличе­ния выпуска продукта при увеличении применения всех видов ресурсов

Отдача от масштаба производства возрастающая (increasing return of scale) —

увеличение выпуска в отно­сительно большей степени, чем прира­щение объема применяемых ресурсов;

Отдача от масштаба производства убывающая (decreasing return of scale) — увеличение выпуска в отно­сительно меньшей степени, чем прира­щение объема применяемых ресурсов.

Отрасль (industry)— группа фирм, про­дающих на рынке определенный вид товара.

Парадокс голосования (voting paradox) — зависимость результата ранжирования альтернатив, выполняе­мого путем голосования, от последова­тельности сравнения альтернатив.

Парето-несравнимость(Pareto non-comparability) — отношение между двумя состояниями экономики, ни одно из которых не является предпочтитель­ным по Парето (см. парето-улучшение) по отношению к другому: в ре­зультате перехода от одного из них к другому положение одних индивидов улучшается, а других ухудшается.

Парето-улучшение (Pareto improvement) — переход от одного со­стояния экономики к другому (пред­почтительному по Парето), в результа­те которого положение по крайней мере одного индивида улучшается без ухуд­шения положения какого-либо другого индивида.

Период длительный (long-run)— пери­од времени, в котором все факторы производства рассматриваются как пе­ременные;

Период короткий (short-run)— период времени, в котором часть факторов производства рассматриваются как пе­ременные, а другая часть — как по­стоянные;

Период мгновенный (immediate-run) —период времени, в котором все факто­ры производства рассматриваются как постоянные.

Персональное распределение дохода (personal distribution of income)— рас­пределение национального дохода меж­ду домашними хозяйствами безотноси­тельно к источникам дохода.

Поиск ренты (rent seeking) — деятель­ность, направленная на такое разме­щение ресурсов, которое позволяет субъекту присваивать излишек в фор­ме ренты.

Полезность— utility удовлетворение, получаемое от потребления блага

Полезность— общая — total utility (TU) полезность всего объема продукта

Полезность— предельная — marginal utility (MU) увеличение общей полез­ности, вызванное потреблением допол­нительной единицы продукта

Полезность— средняя— average utility (AU) результат деления общей полез­ности на количество единиц продукта

Полезность по фон Нейману—Моргенштерну (von Neumann-Morgenstern utility) — полезность богатства, мате­матическое ожидание которой стремит­ся максимизировать субъект.

Потребительская корзина — consumer goods basket набор товаров, соответ­ствующий некоторому стандартному уровню потребления и используемый при расчете индекса стоимости жизни

Предельная внешняя выгода (marginal external benefit, MEB) — дополнитель­ная выгода, связанная с выпуском до­полнительной единицы продукции и не оплачиваемая потребителями.

Предельная выручка от предельного продукта ресурса, предельная выручка ресурса (marginal revenue product; MRP) — приращение общей выручки, вызванное применением дополнитель­ной единицы ресурса.

Предельная норма замены — marginal rate a/substitution (MRS) количество единиц одного товара, которое потре­битель согласен отдать за единицу другого товара, так, чтобы уровень его удовлетворения остался прежним

Предельная норма технической замены (marginal rate of technical substitution; MRTS) — дополнительное количество единиц одного ресурса, компенсирую­щее изменение расхода на единицу другого ресурса так, чтобы уровень выпуска остался неизменным.

Предельная норма трансформации (marginal rate of transformation, MRT) — величина, показывающая, на сколько единиц нужно сократить про­изводство одного блага, чтобы увели­чить производство другого на едини­цу.

Предельная общественная выгода (marginal social benefit, MSB) — сум­ма предельной частной выгоды и пре­дельной внешней выгоды.

Предельные внешние затраты (marginal external cost, MEC) — дополнитель­ные затраты, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции и не оплачиваемые производителями.

Предельные затраты на ресурс (marginal resource cost; MRC) — приращение об­щих затрат, вызванное применением дополнительной единицы ресурса.

Предельные общественные затраты (marginal social cost, MSC) — сумма предельных частных затрат произво­дителя и предельных внешних затрат.

Предельные расходы (marginal expenditure; ME) — см. Предельные затраты на ресурс.

Предельный продукт ресурса (marginal product; MP) — приращение общего продукта, обусловленное увеличением на единицу объема использования дан­ного ресурса при постоянных объемах использования прочих ресурсов; , где — объем использования данного (i-того) ресурса.

Предложение— индивидуальное individual supply желание субъекта предложить товар при данных услови­ях

Предложение— кривая предложения supply curve графическое изображение функции предложения

Предложение— объем предложения quantity of supply (Qs) максимальное количество товара, которое желает предложить субъект в единицу време­ни при данной цене и условиях

Предложение— рыночное — market (aggregate) supply совокупность всех индивидуальных предложений на дан­ном рынке

Предложение— функция предложе­ния — supply function зависимость объема предложения от определяющих его факторов

Предложение— цена предложения supply price (Ps) минимальная цена, по которой субъект согласен предложить данное количество товара в единицу времени

Прибыль— общая — total profit при­быль от продажи всего объема това­ров

Прибыль— предельная — marginal profit увеличение общей прибыли, вызванное реализацией дополнитель­ной единицы товара

Прибыль— средняя — average profit результат деления общей прибыли на количество единиц товара

Прибыль(profit; П) — разность между общей выручкой и общими затратами

Прибыль бухгалтерская (accounting profit) — разность между общей вы­ручкой и бухгалтерскими затратами;

Прибыль нормальная (normal profit)— бухгалтерская прибыль, получаемая при равенстве общей выручки общим затратам, исчисленным как альтерна­тивные затраты для всех использован­ных ресурсов;

Прибыль средняя (average product; АР) — результат деления общего про­дукта на количество единиц данного ресурса.

Прибыль экономическая (economic profit) — прибыль, получаемая при превышении общей выручки над аль­тернативными затратами для всех ис­пользованных ресурсов.

Прибыль—profit (П) разность между выручкой и затратами

Принципал(principal) — в экономике — лицо, по поручению которого действу­ет агент.

Проблема принципал—агент (principal-agent problem) — несовпадение инте­ресов принципала и агента. Посколь­ку агент осведомлен об обстоятель­ствах порученного дела лучше (эф­фект асимметрии информации), то он может действовать в своих интере­сах, нанося при этом ущерб интере­сам принципала.

Провал рынка (market failure) — не­способность рыночного механизма до­стичь эффективного размещения ре­сурсов. В этой ситуации рыночная система не может обеспечить произ­водство определенного блага либо не может обеспечить его производство в оптимальном объеме.

Продукт— общий — total product (TP) продукт, получаемый от использования всего объема ресурсов

Продукт— предельный — marginal product (MP) увеличение общего про­дукта, вызванное использованием до­полнительной единицы ресурса

Продукт— средний — average product (АР) результат деления общего про­дукта на количество единиц товара

Производственная функция (production function) — зависимость максималь­но возможного выпуска продукции от затрат производственных ресурсов, ис­пользуемых в любом сочетании при данном уровне технологии.

Процент(ссудный) — interest плата, по­лучаемая кредитором от заемщика за пользование отданными в ссуду день­гами

Процент сложные проценты compound interest форма образования дохода на процент, при которой доход за равные последовательные промежут­ки времени начисляется в виде опре­деленной доли от величины размера вклада, включающего начальную сум­му и начисленные ранее проценты.

Процент простые проценты — simple interest форма образования дохода на процент, при которой доход за равные последовательные промежутки време­ни начисляется в размере определен­ной доли от начальной суммы вклада

Равновесие потребителя — equilibrium of consumer состояние потребителя, ког­да он покупает товары при данных ценах в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и достига­ется максимально возможная полез­ность набора этих товаров Равновесие производителя— equilibrium of producer устанавливается в точке пересечения изокванты с бюджетной линией

Равновесие стабильное/нестабильное/— stable (unstable) equilibrium если в экономической системе, выведенной по каким-то причинам из состояния рав­новесия, возникают силы, возвращаю­щие систему в исходное равновесное состояние, то такое состояние равнове­сия называется стабильным. В про­тивном случае равновесие называется нестабильным. Рациональность— rationality реализу­емая в акте выбора способность чело­века сопоставить все доступные ему комбинации благ и выбрать наиболее предпочтительную со своей точки зре­ния

Редкость (scarcity)— ограниченность, нехватка ресурсов для удовлетворения в полной мере всех желаний людей.

Риск(risk) — ситуация выбора, послед­ствия которого носят случайный ха­рактер, т. е. характеризуются не толь­ко набором возможных исходов, но и вероятностью каждого из них.

Сегментированный рынок (segmented market) — рынок, на котором можно выделить группы потребителей с раз­личными характеристиками спроса.

Сегодняшняя [текущая, приведенная] ценность—present value величина до­хода (затрат) в текущем периоде, рав­ноценная с точки зрения потребитель­ских предпочтений во времени данно­му доходу (затратам) в будущем периоде

Сигнал(signal) — метод преодоления асимметрии информации, который со­стоит в выделении данного товара из общей массы товаров на рынке.

Смешанные блага (mixed goods) — бла­га, не являющиеся ни чистыми обще­ственными, ни чистыми частными. Вы­деляются две категории смешанных благ: перегружаемые (или переполня­емые) (свойство несоперничества в по­треблении выполняется только до оп­ределенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключае-мости).

Совершенная конкуренция perfect competition структура рынка, при кото­рой товар производится и потребляется большим количеством независимых друг от друга субъектов, что не позволяет им оказывать какое-либо влияние на ры­ночную цену этого товара

Спросdemand — функция спроса — demand function зависимость объема спроса от определяющих его факторов

Спрос— объем спроса quantity of demand (QD) максимальное количество товара, которое желает приобрести субъект в единицу времени приданной цене и условиях

Спрос— рыночныйmarket demand совокупность всех индивидуальных оп­росов на данном рынке

Спрос— цена спроса demand price (Ро) максимальная цена, по которой субъект согласен приобрести данное ко­личество товара в единицу времени

Спрос индивидуальный individual demand желание субъекта приобрести товар при данных условиях

Ставка дисконта,коэффициент дискон­тирования (discount factor, discount rate) — коэффициент приведения к текущему моменту дохода (или расхо­да), ожидаемого в будущем. Если r — процентная ставка за период, то став­ка дисконта за тот же период равна .

Стационарностьstationarity свойство процесса или объекта, состоящее в не­изменности во времени их качествен­ных характеристик

 

Суббадитивность(subadditivity) — свой­ство функции, состоящее в том, что значение функции от суммы перемен­ных меньше или равно сумме значе­ний этой функции от каждого из пере­менных,

 

т. е f(x1 + x2 +...+ xn) ≤ f(x1) + f(x2) +...+ f(xn), причем аргумент может быть как скалярным, так и векторным. При описании экономии от разнообразия используется следую­щее свойство

 

субаддитивной функции затрат: f(x1, x2, ... , xn) ≤ f(x1, 0, ... , 0) + f(0, x2, ... , 0) +...+ f(0, 0, ... , xn).

 

Суверенитет потребителя consumer sovereignty способность потребителя самостоятельно распределять свой доход и таким образом воздейство­вать на структуру общественного про­изводства

Счетная единица (numeraire) — благо, количество которого служит мерой цен­ности всех других благ. При использо­вании относительных цен необходимо выбрать одно благо, цена которого при­нимается равной единице. Это благо и служит счетной единицей.

Теорема о медианном избирателе (median voter theorem) — утверждение о том, что политики в условиях демократического коллективного выбора стремятся пред­ставлять предпочтения того избирателя, который находится в середине шкалы предпочтений всех избирателей, так что «справа» и «слева» от него находится одинаковое число избирателей.

Товар— good

Товар Гиффена — Giffen good товар, на повышение цены которого потреби­тель реагирует увеличением покупок (при неизменности дохода и цен дру­гих товаров)

Товар низкого качества — inferior good товар, спрос на который при росте до­хода уменьшается, а при падении дохо­да — увеличивается

Товар нормальный — normal good то­вар, который потребитель покупает в большем количестве как при росте до­хода, так и при падении его цены

Товары— goods

Товары дополняемые — complementary goods товары, которые совместно удов­летворяют одну потребность

Товары заменяемые — substitute goods товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность и способные заменить при этом один другой

Трансферт,трансфертный доход (transfer income) — доход домашнего хозяйства, не являющийся вознаграждением за услуги фактора производства, а возни­кающий в процессе перераспределения дохода. Примерами могут служить пен­сии, пособия, стипендии.

Трансформация— transformation заме­щение одного блага другим в преде­лах возможностей субъекта

Удерживающий доход (transfer earnings) — минимальный уровень оплаты услуг фактора, достаточный для того, чтобы удержать его в данной области применения.

Факторный доход (factor income) — воз­награждение за услуги фактора произ­водства, используемого в производствен­ном процессе.

Функциональное распределение дохода

(functional distribution of income) — распределение дохода между фактора­ми производства.

Функция общественного благосостояния (social welfare function) — функция, описывающая зависимость благососто­яния общества от переменных, харак­теризующих состояние экономики. Функции благосостояния подразделя­ются на индивидуалистические и па­терналистские. Индивидуалистические функции основываются на предполо­жении о зависимости благосостояния общества от благосостояния отдельных индивидов («каждый индивид — луч­ший судья своего счастья»). Патерна­листские функции строятся в предпо­ложении, что индивиды не всегда мо­гут правильно оценить, повышает или снижает их благосостояние определен­ное действие (событие), и кто-то лучше может судить, что для них благо, а что нет.

Х-неэффективность (X-unefficiency) — неполное использование ресурсов, име­ющее следствием избыточные затра­ты, так что производство осуществля­ется внутри (а не на границе) множе­ства производственных возможностей.

Цена арендная (прокатная) (rental price) — цена использования капиталь­ного ресурса в течение единицы вре­мени.

Цена капитальная (price of capital asset) — цена права собственности на капитальный ресурс.

Ценность предельного продукта ресур­са (value of marginal product; VMP) — денежное выражение предельного про­дукта ресурса.

Ценовая дискриминация — price discrimination отношения между про­давцом и покупателем, когда продавец продает различные единицы одного товара покупателям по разным це­нам по причинам, не связанным с различием затрат

Ценовая дискриминация на сегменти­рованном рынке — установление разных цен для разных категорий покупа­телей (сегментов рынка);

Ценовая дискриминация по объему по­купки (quantity price discrimination) — установление разных цен для различ­ных объемов покупки данного товара (назначение скидок при покупке партии товара);

Ценовая дискриминация совершенная (perfect price discrimination) — уста­новление разных цен на каждую про­даваемую единицу товара.

Частичное равновесие (partial equilibrium) — равновесие отдельного рынка, рассматриваемого изолирован­но, т.е. без учета влияния цены данно­го товара на цены других товаров, включая факторы производства, и об­ратного влияния этих цен на рассмат­риваемый рынок.

Чистые общественные блага(pure public goods) — блага, обладающие двумя свойствами — несоперничеством и не-исключаемостью в потреблении.

Чистые частные блага (pure private goods) — блага, все затраты на про­изводство которых полностью несет продавец товара и все выгоды кото­рых достаются только непосредствен­ному покупателю; никакие затраты и выгоды не перекладываются на третье лицо, не участвующее в сдел­ке. Существование чистого частного блага предполагает отсутствие вне­шних эффектов.

Экономика обмена (exchange economy) — модель, в которой проис­ходит распределение фиксированного количества благ между индивидами. В этой модели количества благ заданы заранее, и изменения благосостояния индивидов могут иметь место только в результате обмена.

Экономическая рента (economic rent) — превышение оплаты услуг фактора над удерживающим доходом.

Экономический человек [homo oeconomicus] — economic man гипоте­тический человек, поведение которого абсолютно рационально (см. Рацио­нальность)

Экономия от разнообразия (economy of scope) — сокращение затрат, достига­емое соединением в рамках одной фир­мы нескольких видов производства.

Эластичность спроса (предложения) —demand (supply) elasticity

Эластичность спроса (предложения) —перекрестная — cross elasticity степень реакции объема спроса (предложения) на данный товар при изменении цены другого товара

Эластичность спроса (предложения) —по доходу — income elasticity степень реакции объема спроса (предложения) на данный товар при изменении вели­чины дохода его потребителя (произ­водителя)

Эластичность спроса (предложения) —по цене (прямой) — price elasticity сте­пень реакции объема спроса (предло­жения) на данный товар при измене­нии его рыночной цены

Эффект дохода(income effect) — состав­ляющая изменения объема спроса на продукт или предложения фактора при изменении цены продукта (фактора), обусловленная изменением реального дохода при постоянном соотношении цен.

Эффект замены— substitution effect со­ставляющая изменения объема спроса на товар при изменении его цены, обус­ловленная изменением соотношения цен данного товара и всех остальных.

 

Внутри воронки воздух опускается, а снаружи поднимается, быстро вращаясь, создаётся область сильно разреженного воздуха. Разрежение настолько значительно, что замкнутые наполненные газом предметы, в том числе здания, могут взорваться изнутри из-за разности давлений. Это явление усиливает разрушения от смерча, затрудняет определение параметров в нём. Определение скорости движения воздуха в воронке до сих пор представляет серьёзную проблему. В основном оценки этой величины известны из косвенных наблюдений. В зависимости от интенсивности вихря скорость течения в нём может варьироваться. Считается, что она превышает 18 м/с и может, по некоторым косвенным оценкам, достигать 1300 км/ч. Сам смерч перемещается вместе с порождающим его облаком. Это движение может давать скорости в десятки км/ч, обычно 20—60 км/ч.

В месте контакта основания смерчевой воронки с поверхностью земли или воды может возникать каскад — облако или столб пыли, обломков и поднятых с земли предметов или водяных брызг. При формировании смерча наблюдатель видит, как навстречу опускающейся с неба воронке с земли поднимается каскад, который затем охватывает нижнюю часть воронки. Термин происходит от того, что обломки, поднявшись до некоторой незначительной высоты, не могут уже удерживаться потоком воздуха и падают на землю. Воронку, не касаясь с землёй, может окутывать футляр. Сливаясь, каскад, футляр и материнское облако создают иллюзию более широкой, чем есть на самом деле, смерчевой воронки.

Иногда вихрь, образовавшийся на море, называют смерчем, а на суше — торнадо. Атмосферные вихри, аналогичные смерчам, но образующиеся в Европе, называют тромбами. Но чаще все эти три понятия рассматриваются как синонимы.