Фонетика

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕЧАТЬ

Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. М., 2004. – 415 с.

Ситников В.П.

Система целей организации

Критерий классификации Цель
1. Характер организации: коммерческая, некоммерческая   2. Уровень организации: организация как единая система, подразделение, отдельные группы   3. Характер сферы деятельности: производство,   маркетинг, финансы   Получение прибыли, доля рынка, объем продаж Снижение затрат, увеличение числа получателей услуг   Цели организации, цели подразделений, цели групп     Повышение производительности, качества, освоение новых услуг. Анализ рынков, продвижения услуг. Рентабельность

Задачи организации:

• Работа с людьми

• Работа с предприятиями

• Работа с информацией

• Работа с материальными ресурсами

 

4. Внешняя среда:

Поставщики, Государство, Образовательные учреждения,

Клиенты, Конкуренты, Финансово-кредитные учреждения, инвесторы.

 

Возникновение книгопечатания. Высокая печать.

Полиграфия – с греческого «многописание» («поли» – много, «графо» – пишу), т.е. получение большого количества идентичных оттисков. Обозначает совокупность технических средств, при помощи которых получают значительное количество копий какого-либо изображения, и промышленность, охватывающую все виды производства печатной продукции.

Письменность возникла около 15 тысяч лет назад сначала как пиктография– передача информации рисунками. Рисунки постепенно упрощались, превращаясь в схемы и знаки, – и в IV тысячелетии до н.э возникло идеографическое письмо (греч. «идеа» – понятие, «графо» – пишу). В египетском письме – иероглифы (греч. «иерос» – священный, «глюфо» – вырезаю) – каждый знак обозначал отдельное слово. Со временем иероглифы в Египте стали обозначать слоги и даже звуки (прообраз буквенных алфавитов) – в I в. до н.э. египетская письменность уже приобрела смешанный характер: идеографический, слоговой и частично фонетический. Шумерское письмо являлось смешением пиктографических и иероглифических знаков. Китайская письменность, существующая и по сей день, содержит около 50 тысяч идеографических знаков.

В большинстве же языков все знаки постепенно превратились в буквы, из которых составлялись слова. Так появился алфавит –совокупность символов, букв (или других графем), расположенных в жестком порядке и предназначенных для воспроизведения определенных звуков.

Современные европейские алфавиты развивались из греческого, который грекам передали финикийцы. Финикийский алфавит не имел гласных букв (это т.н. консонантное письмо – согласные звуки сочетались с произвольными гласными) – в нем было 22 простых по начертанию знака.

Изобретение славянской азбуки связано с именами двух братьев-просветителей Кирилла (Константина) и Мефодия. Кириллица оказалась удобнее глаголицы для передачи звуковых особенностей славянского языка (на рубеже X-XI вв. глаголица практически вышла из употребления), в том числе и русского языка.

Воспринимающие поверхностиглиняные дощечки (Ассирия, Вавилон), папирус (Древний Египет), пергамен (Европа, нем. Pergament, от греч. Pergamos – название г. Пергам, на полуострове Малая Азия), береста (Россия), бумага (от итал.bambagia – хлопок).

Бумага – материал преимущественно из растительных волокон – предположительно появилась в 105 г. в Китае. Главный евнух китайского императорского двора Цай Лунь предложил технологию изготовления бумаги из замоченной древесной коры, конопли, тряпья и рыболовных сетей. В 751 г. в битве при Таласе (близ Самарканда) был захвачен в плен китаец, который выдал арабам секрет производства бумаги. Арабы усовершенствовали производство бумаги, а затем распространили способ ее изготовления через Персию в Северную Африку, а позднее в Испанию и Марокко. Широкий спрос на производство бумаги появляется в Европе с возникновением книгопечатания в XV веке.

Цельная (монолитная) печатная форма. Формы-штампы изготавливались из камня. Уже в древности они существовали и в виде цилиндриков (IV-III вв. до н.э., Западная Азия). Только со временем к людям пришла мысль покрывать форму краской, а потом прижимать к ней воспринимающий краску материал. Считается, что первые печатные формы для производства книг появились в Корее (VIII в.). Они были деревянными (ксилография – от греч. Xylon – срубленное дерево). Одна из первых сохранившихся ксилографических книг хранится в Британском музее – это «Алмазная сутра», напечатанная в 868 г. Другой вид гравирования – резьба и вытравление рисунков на металле (серебре и меди).

Наборная печатная форма имела массу преимуществ перед монолитной: повысилась скорость подготовки печатной формы; литеры можно было использовать многократно; появилась возможность исправления текста без переделки всей печатной формы.

Впервые в 1041-1048 гг. китаец Би Шен стал использовать для книгопечатания «подвижный» шрифт, изготавливаемый из клея и глины. Использовались также литеры из слоновой кости, из металла (Корея).

Золотых дел мастер Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468) произвел подлинную революцию в книгопечатании, изобретя устройство для отливки металлических литери печатный станок. Для получения матрицы он использовал металл с выгравированным зеркальным изображением буквы. Станок же был устроен таким образом, что обеспечивалось большое давление между талером (нем. Teller – тарелка), столом, где располагалась печатная форма, и тигелем (нем. Tiegel – плита), плитой, которая обеспечивала прижимание бумаги к печатной форме. Обеспечивалась также параллельность между талером и тигелем (эта проблема была решена размещением мягкой прокладки – декеля – между тигелем и бумагой). В 1452-1455 гг. Гутенберг издал двухтомную иллюстрированную 282 цветными миниатюрами «Библию», которая относится к инкунабулам (т.е. книгам, созданным в начальный период книгопечатания). 150 экземпляров было отпечатано на бумаге и 30 – на пергамене.

Изобретение Гутенберга быстро распространилось в Европе – к 70-м годам XV века типографии работали во Франции, Италии, Голландии, Бельгии, Испании, Англии. В России книгопечатание началось в XVI веке. Иван IV издал приказ о строительстве «особого дома для типографии», поручив его устройство бывшему дьякону церкви Ивану Федорову (Ивану Федоровичу Московитину, ок. 1510-1583) и его помощнику Петру Мстиславцу. Иван Федоров имел степень бакалавра Краковского университета (среди славянских стран первые книги были отпечатаны именно в Польше, конец XV в.). В 1563 г. типография была открыта, а в следующем году отпечатаны 2000 экземпляров первой русской книги «Апостол» (тексты Нового завета были отпечатаны в две краски, содержали изящные буквицы, заголовки, заставки, фронтисписную гравюру с изображением апостола Луки). Почти через полвека в России выйдет первая газета «Ведомости» (16 декабря 1702 г. или 2 января 1703 г.).

Дальнейшие усовершенствования станка:

примерно в 1550 г. деревянный винт был заменен металлическим;

в 1620 г. голландец Виллем Янсон Бло к рычагу пресса добавил противовес, чтобы тигель поднимался автоматически;

в 1790 г. англичанин Уильям Николсон придумал новый способ нанесения краски на печатную форму: вместо кисти изобретатель использовал цилиндр, обтянутый кожей;

в 1790 г. в Париже была получена стереотипная печатная форма из глины, позволявшая печатать один и тот же текст на нескольких прессах;

в 1795 г. в Англии деревянный пресс был заменен металлическим.

Все операции на печатном станке выполнял человек, использовавший мускульную силу. С именами Фридриха Кенига и Андреаса Бауэра связано начало полиграфического машиностроения. В 1814 г. впервые на машине с печатным цилиндром был изготовлен тираж газеты «Таймс». Дальнейшие усовершенствования машины:

в 1818 г. Фридрих Кениг и Андреас Бауэр добавили к машине еще один печатный цилиндр для осуществления последовательной двусторонней печати;

в 1824 г. Уильям Черч добавил к этой конструкции бумагоподающее устройство;

в 1844 г. американец Ричард Хоу запатентовал первую ротационную машину, в которой лист бумаги проходил между прижимным и печатным цилиндром (перемещение станины вперед и назад прежде нарушало непрерывность процесса печати);

в 1865 г. в США Уильям Баллок патентует машину с подачей рулонной бумаги; совместно с Ричардом Хоу он снабжает машину специальным устройством, отрезающим и складывающим бумагу.

Машины высокой печати. Первые печатные машины назывались тигельными (талер, тигель, декель). В плоскопечатных машинах печатная форма размещается на талере, а роль тигеля выполняет цилиндр – машины такого класса называют листовыми (печать идет на отдельных листах бумаги, подаваемых автоматизированным устройством – самонакладом).

В ролевых ротационных машинах печатная форма закреплена на цилиндрической поверхности (формный цилиндр), а прижимающий бумагу цилиндр носит название печатного.

Механизация и автоматизация наборных процессов. Ручной набор был необыкновенно трудоемким – 1500 литер в час располагал наборщик на талере.

Уильям Черч из Бостона в 1822 г. получает патент на первую наборную машину с клавиатурой, каждая клавиша которой соответствовала определенной литере. Затем к машине было добавлено устройство, отливающее новые литеры. Позднее появились разборочные автоматы (скорость разборки шрифта уступала скорости набора почти в два раза).

В 1867 г. российский изобретатель Петр Княгининский сконструировал оригинальную наборную машину (между клавиатурой и электромагнитным механизмом была расположена перфорированная бумажная лента – каждой букве соответствовало отверстие на бумаге).

В 1884 г. американец немецкого происхождения Отмар Мергенталер создал линотип (от лат. linea – линия и греч. Typos – отпечаток) – строкоотливную машину, состоявшую из трех отделений: наборного, отливного, разборочного.

После удара по клавише из магазина выпадала матрица с углубленным изображением знака. Для выравнивания строк по правому и левому полям страницы между словами размещались раздвижные шпационные клинья. Типографский сплав заполнял углубления, образуя монолитную строку. После застывания металла строка выталкивалась из формы и обрезалась.

В 1885 г. в США Толберт Ланстон патентует монотип – буквоотливную автоматическую машину. Устройство суммировало ширину набираемых знаков и пробелов для выключения строк, т.е. для получения строк одинаковой длины. Вскоре управление монотипом стала выполнять перфолента.

Линотипы и монотипы относятся к классу наборно-литейных машин, применяющихся для создания форм высокой печати.

В 1894 г. венгр Ено Порцельт теоретически обосновал более экономичный способ изготовления печатной формы, а в 1895 г. россиянин Виктор Гассиев сконструировал первую в мире фотонаборную машину, в которой буквы и знаки текста воспроизводились фотографическим путем на светочувствительной пленке. После засветки фотопленки через шрифтоноситель (зеркальный трафарет литеры) появлялось скрытое изображение, которое после химико-фотографической обработки превращалось в текстовую фотоформу (негатив или диапозитив). В соответствии с издательским оригиналом составлялась программа, записанная на перфоленту.

К сожалению, преимущества фотонабора были оценены лишь в ХХ в.: сначала появились машины механического действия, затем электронно-механического, автоматы с электронно-лучевыми трубками и, наконец, лазерные фотонаборные автоматы.

Современные ФНА – это устройство, предназначенное для вывода цветоделенных фотоформ. Информация из компьютера поступает в ФНА на стандартном языке описания страниц (Adobe PostScript) и преобразуется во внутренний формат (битовую карту). После этого лазер ФНА производит экспонирование (засветку) светочувствительной пленки, скрытое изображение обрабатывается в проявочной машине, в результате получаются цветоделенные фотоформы. PostScript-файл из компьютера обрабатывается специальной программой – RIP (Raster Image Processor), который производит электронные копии фотоформы. В результате действия этой программы изобразительный материал преобразуется в многоточечный, обретая растр. В настоящее время наиболее распространены фотонаборные автоматы рулонного и барабанного типов.

Системы оптического распознавания текста. Для хранения больших объемов информации в редакциях используются системы оптического распознавания текста (OCR – Optical Character Recognition) – это специальные компьютерные программы бесклавиатурного способа введения информации, способные преобразовать ее из графического формата в текстовой. Например, пятисотстраничная книга в графическом формате займет 347 стандартных дискет размером 1,44 Мб, а переведенная в текстовой формат – только 0,8 одной дискеты.

Байт (англ. byte) – единица измерения количества цифровой информации. Состоит из восьми бит (двоичных единиц). Информация, содержащаяся в одном байте, обычно достаточна для представления одной буквы алфавита или двух десятичных цифр. Более крупные единицы измерения: килобайт (1 Кбайт = 2 в десятой степени байт = 1024 байт), мегабайт (1 Мбайт = 1024 Кбайт = 2 в двадцатой степени байт = 10488576 байт), гигабайт (1 Гбайт = 1024 Мбайт = 2 в тридцатой степени байт = 1073741824 байт).

В качестве вводного устройства используется сканер. Изображение с листа, помещенного в сканер, преобразуется в электрические сигналы, в последовательную цепочку нулей и единиц, понятную компьютеру. Поскольку текстовая информация передается в полиграфии сочетанием печатных и пробельных элементов, сканер должен отобразить только черные и белые участки, поэтому такие характеристики, как разрешающая способность, диапазон плотностей, количество воспроизводимых полутонов для цифрующих устройств, работающих с системами OCR, большого значения не имеют. Разрешающей способности сканера 300 dpi (dots per inch, т.е. точек на дюйм) для работы с системами OCR вполне достаточно.

Шрифтозависимые OCR-программы идентифицируют отсканированные точки с эталонными знаками алфавита и при совпадении начертаний присваивают определенное значение. Шрифтонезависимые системы OCR распознают знаки по «топологическим» признакам, то есть каждая буква опознается по самым типичным начертаниям.

Системы распознавания голоса. Фирма Lotus Development выпустила новую версию своей программы Smart Suite 97 для Windows 95, куда встроена система распознавания речи, совместимая с текстовым редактором Word Pro 97. Система позволяет обрабатывать слитную речь со скоростью до 140 слов в минуту, и ее словарь содержит 64 000 английских слов. Speech Recognition Manager функционирует на любом компьютере Macintosh или PowerBook на базе микропроцессора PowerPC, требует на входе сигнал 16-битовой звуковой системы, микрофон PlainTalk или монитор AudioVision.

 

Глубокая печать появилась в конце XIV – начале XV века. В качестве печатной формы использовалась ровная металлическая пластина, на которой гравировалось изображение. Печатающие элементы по отношению к пробельным были углублены. Краской покрывалась вся печатная форма, после чего с возвышенных участков (то есть пробельных элементов) краска стиралась каким-либо материалом. Вероятно, метод гравирования на металле пришел к печатникам от ювелиров. В сравнении с ксилографией для воспроизведения изобразительного материала резцовая гравюра оказалась одновременно более производительной, и более качественной: углублять начертания рисунка было значительно проще, чем вырезать пробельные участки с деревянной формы; штрихи резца были существенно тоньше, следовательно, расположенные рядом, они могли создавать иллюзию полутонового изображения.

Оборудование, предназначенное для высокой печати, здесь не подходило, – и тогда неизвестный типограф пропустил печатную форму с закрепленным сверху бумажным листом между двумя круглыми валами, и площадь давящей поверхности уменьшилась, а величина давления возросла.

Более производительным видом глубокой печати стал офорт («первопроходцы» – аугсбургский оружейник Даниэль Хопфер, 1470 – 1536; швейцарский мастер Урс Граф, 1485 – 1527;художники Альбрехт Дюрер, 1471 – 1528; Рембрандт, 1606 – 1669) – разновидность «химического» гравирования: слой кислотоупорного лака, нанесенный на металлическую поверхность, разрушался иглой. В не защищенные лаком участки печатной пластины въедался травящий раствор, создавая углубления.

В дальнейшем способ глубокой печати усовершенствовал французский художник Жак Кристоф Леблон (1667–1741). Он разработал процесс получения полноцветного изображения с трех печатных форм.

В 1765 г. Жан Батист Лепренс изобрел акватинту – безрастровый вид глубокой печати, позволяющий воспроизводить полутона. Ксилография и офорт могли передавать градацию тона от белого к черному методом штриховки, а акватинта – разной толщиной красочного слоя.

Существовало множество разновидностей глубокой печати, таких, как офорт на железе, меццо-тинто, пунктирная манера и др.

Меццо-тинто – способ, изобретенный уроженцем Нидерландов Людвигом фон Зигеном около 1640 г. Медную пластину обрабатывают «качалкой», края которой покрыты острыми зубцами, чтобы вся поверхность покрылась мелкими углублениями. Затем специальными инструментами (шабером или гладилкой) гравер заглаживает углубления в металле. Иногда меццо-тинто называют «черной манерой», т.к. гравер, начиная работать с черной плашки, постепенно создает пробельные материалы.

Пунктирная манера – эта разновидность резцовой гравюры, выполненная при помощи стальных игл, или пунсонов, была изобретена итальянским мастером Франческо Бартолоцци (1727 – 1815).

Документальное отображение действительности стало возможно только во второй половине XIX столетия. Один из изобретателей фотографии Фокс Талбот в 1852 г. использовал в качестве светочувствительного слоя хромированный коллоид, которым покрывался стальной лист. В дальнейшем сталь заменили медью, а в качестве травящего раствора стали использовать хлорное железо. Хромированный желатин экспонировался, проявлялся и протравливался хлорным железом. Способ получил название «фотографическое гравирование» (результат стал лучше, когда желатин стали припудривать асфальтовым лаком). Изобретение в конечном итоге получило название гелиогравюра. Джозеф Свен, используя разработки Талбота в области светочувствительных слоев, изобрел пигментную бумагу: желатин с пигментом (красителем) очувствляется двухромокалиевой солью, после экспонирования слой задубливается на различную глубину и становится нерастворимым в воде.

Все эти величайшие изобретения сумел объединить Карел Клич, сумевший довести качество оттисков глубокой печати до совершенства. Он разработал специальный растр для глубокой печати (между прозрачными участками, пересекающимися под прямым углом, находились непрозрачные квадратики). Ракель – специальный нож из упругой стали, который, опираясь на растровую решетку, удалял краску с пробельных элементов, - впервые применил Брандвейнер.

В конечном итоге технологическая цепочка изготовления формы глубокой печати состояла из получения с негатива диапозитива, который копировался на пигментную бумагу. На бумагу накладывали растр и изготавливали еще одну пигментную копию. Ее прижимали к медной «рубашке» цилиндра и обрабатывали теплой водой. Бумага отделялась, а желатиновый слой прилипал к меди. Желатиновый слой задубливался (затвердевал) на различную глубину, следовательно, терял способность растворяться в воде. Далее поверхность медного вала травилась хлорным железом, которое могло проникать в металл в зависимости от толщины желатинового слоя: если слой был тонкий, травящий раствор проникал быстро, через толстый слой желатина – медленней. Таким образом, на запечатываемой поверхности образовывались углубления различной величины, а растровые линии, будучи абсолютно задубленными, имели одинаковую высоту.

Имея возможность передавать полутона различным по толщине красочным слоем, глубокая печать отличалась от других способов богатством оттенков. У нас не нашла широкого применения (журналы «Огонек», «Работница», «Крестьянка» в 70-е гг. ХХ в.) из-за высокой себестоимости, сложности и длительности изготовления печатных форм, токсичности растворителей, трудностей при воспроизведении тонких рисунков и мелких кеглей, необходимости применять лишь особую бумагу (гладкую, мелованную и т.д.). Вообще, глубокая печать прочно удерживает 8 % общего объема печатной продукции.

 

Плоская печать позволяет располагать печатные и пробельные элементы почти в одной плоскости. Этот метод, основанный на том, что вода и масла не соединяются, изобрел в 1796 г. студент юридического факультета университета в Праге Алоиз Зенефельдер (1771 – 1834). Результаты своего труда он изложил в «полном курсе литографии», опубликованном в 1818 г.

Литография (греч. litos – камень, греч. grapho – пишу) – способ печати, ставший очень популярным среди художников из-за простоты изготовления печатной формы.

Для подготовки литографской печатной формы вдоль и поперек известняка наносились карандашные линии. После этого на поверхность насыпали песок и смачивали его водой. Шлифовку производили другим камнем до тех пор, пока следы карандаша не исчезали на поверхности известняка. На последнем этапе шлифовку производили порошком пемзы.

Рисунок наносился на отшлифованную поверхность камня жирным карандашом, после чего поверхность печатной формы обрабатывалась азотной кислотой. Кислота могла воздействовать на участки камня, свободные от жиров, в результате чего образовывались места, способные удерживать воду. Это объясняется тем, что под воздействием азотной кислоты камень освобождается от углекислоты (углекислый кальций – одна из составляющих литографского камня) и, становясь пористым, удерживает воду, а участки камня, покрытые карандашом, напротив, отталкивали воду, но воспринимали жиры, а следовательно, и типографскую краску.

В самом начале XIX в. появились литографские печатные машины, в 30-х гг. этого же столетия был получен первый многоцветный литографский отпечаток (хромолитография – изготовление вручную нескольких печатных форм на известняке отдельно для каждой краски). В середине XIX в. началась автоматизация литографского процесса, в 1868 г. тяжелый известняк был заменен легким металлическим листом цинка. Вскоре появились печатные машины ротационного типа. Изобрели фотолитографию. В 1868 г. Якуб Гусник (1837 – 1916) воспроизвел фотографическое изображение новым полиграфическим способом, впоследствии получившим название фототипии.

Российский изобретатель Иван Орлов (1861 – 1928) предложил печатать деньги на ткани сложного состава с негативным изображением основного рисунка на оборотной части купюр. Работая над этой проблемой, он создал принципиально новую печатную машину ротационного типа. На центральном цилиндре были расположены одна за другой несколько печатных форм (в зависимости от количества красок), которые после соприкосновения с красителем посредством эластичных (резиновых) валиков передавали изображение следующей печатной форме, где образовывался очень сложный цветной рисунок, переходивший на поверхность казначейских билетов. Способ впоследствии именовался орловской печатью и явился прообразом офсетной печати, изменившей всю систему мирового полиграфического производства.

Под офсетной (offset printing) обычно подразумевается печать с промежуточной поверхностью. Изобретателем первой офсетной машины для производства периодической печати и книг (1904) был американский печатник Айра Рубель. Хотя сам способ под названием «офсетная литография» был запатентован еще в 1853 г. англичанином Джоном Стразером. В 1907 г. американец немецкого происхождения Герман Каспар получил патент на изобретение ролевой офсетной машины, которая могла осуществлять печать с бесконечного роля; для производства газет такая машина впервые была использована в 1923 г. в Швейцарии, затем в 1925 г. в Силезии.

В качестве материала для печатных форм офсетной печати сначала применялся цинк, затем алюминий (алюминиевые формные материалы предварительно покрывают слоем из диазокомпонентов, смол и пигментов пластины).

Качество воспроизведения изобразительного материала при офсетной печати в сравнении с высокой заметно возрастает: ведь площадь точки растра можно уменьшить (а чем больше растровых точек можно расположить на определенной площади, тем больше оттенков каждого цвета будет передано при печати).

При сухой офсете оттиски получаются без смачивания печатной формы водным раствором (при этом линиатура растра может быть не менее 600 lpi; при обычном офсете – не более 133 lpi). Здесь также применяются алюминиевые пластины, но поверх их наносятся еще два слоя: первый – полимерный, к которому хорошо «прилипает» краска (на нем будут образовываться печатные элементы), второй – силиконовый, отталкивающий красители (здесь будут расположены пробельные элементы). Интересно, что печатная форма сухого офсета напоминает форму глубокой печати, так как печатные элементы расположены ниже пробельных элементов, хоть и незначительно. Применяются более текучие красители, так как краска не должна слишком «липнуть» к печатной форме.

 

Специальные виды печати.

Флексографская печать является разновидностью высокой печати, то есть в основе разделения элементов на печатные и пробельные лежит пространственный принцип: печатные элементы расположены выше пробельных. А основным отличием является формный материал: флексографская печатная форма, в отличие от классической типографской, упругоэластична. Данный способ явился попыткой соединения преимуществ высокой и офсетной печати.

Впервые флексография (лат. flexibilis – гибкий) была запатентована в Англии в 1890 г. Практическое применение этот способ печати получил в 1907 г. (после его усовершенствования Карлом Хольвегом из Страсбурга). Возможность применения нетоксичных красителей позволила флексографии во второй половине ХХ в. внедриться в самый массовый и динамичный сектор рынка пищевых продуктов. В производстве книг в США флексографский способ печати уже занимает две третьих полиграфического рынка.

Сначала в качестве формных материалов использовались эластомеры, сегодня – фотополимеры, в основе которых лежит каучук.

Перспективы флексографии самые радужные: нетоксичные красители; новые полимеры, позволяющие получать большую глубину рельефа, что повысит качество печати; линиатура растра уже достигает 150 lpi; меньшие отходы бумаги; простая конструкция машин и др.

Трафаретная печать использовалась еще в VIII веке в Японии и Китае. В качестве печатной формы использовали шелковые сетки. Далее печатная форма (натянутая на подрамок сетка) плотно прижималась к краске, которая продавливалась ракелем сквозь незакрытые участки сетки на воспринимающую поверхность. Сегодня в качестве печатной формы используются металлические или синтетические сетки.

Трафаретную печать, позволяющую получать оттиски с очень насыщенными цветами, используют для производства переплетных крышек, для печати на компакт-дисках, а также для производства различных видов рекламной продукции. Очень эффективна в комбинации с традиционным офсетом (офсет передает мелкие детали полутонового изображения, а толстый слой красителя, нанесенный методом трафаретной печати, акцентирует внимание на заголовочных комплексах материала, поскольку создается эффект рельефности).

 

Цифровая печать. Как известно, непосредственно печатные процессы занимают всего 10 % типографского времени, тогда как работа от принятия заказа до изготовления печатных форм занимает более 50 %.

Инициатива внедрения цифровой печати принадлежит одному из основателей Media Laboratory Массачусетского технологического института Николасу Негропонте, сформулировавшему принцип получения переменной печатной формы. Современные различные цифровые печатные устройства объединяет одно – формные процессы осуществляются автоматически.

Первой в истории полиграфической техники цифровой печатной машиной была Indigo E-Print 1000 (Израиль) – 1993 г. Эта же фирма через два года представила рулонную печатную машину Omnius. Используется жидкий тонер ElectroInk – краску, способную удерживать статический заряд. В основу принципа формирования изображения легла жидкостная электрофотография.

В качестве формного цилиндра используется светочувствительный барабан, получающий заряд, на который поступает информация с компьютера через RIP. Лазерный луч, разряжая барабан, создает скрытое изображение на светочувствительном барабане, к которому устремляются мельчайшие противоположно заряженные частицы тонера. Формный цилиндр передает изображение офсетному цилиндру – металлическому барабану, покрытому упругим электропроводящим полотном и нагретому до высокой температуры для максимального отделения частиц тонера от светочувствительного барабана. С офсетного цилиндра изображение переходит на запечатываемую поверхность. Таким образом. Цифровая информация PS-файла формирует печатную форму. Со сменой информации внутри файла автоматически изменяется печатная форма.

В основе переноса полноцветного изображения на запечатываемый материал в ролевой печатной машине лежит принцип, напоминающий «орловскую печать»: все четыре формных цилиндра наносят краски (голубую, пурпурную, желтую и черную) на поверхность офсетного цилиндра, с которого за один оборот изображение переходит на воспринимающую поверхность.

Машины бельгийской фирмы Xeikon BV работают непосредственно с файлами, подготовленными НИС. В качестве формного цилиндра разработчики использовали алюминий, покрытый светочувствительным слоем. Его поверхность заряжается, а массив лазерных диодов формирует скрытое изображение, разряжая формный барабан. Специальная «магнитная кисть» проявляет изображение, то есть дает возможность частицам тонера прилипать в местах разряда. Алюминиевый барабан непосредственно соприкасается с бумагой и передает на нее изображение. Специальное чистящее устройство снимает остатки тонера с формных цилиндров, и изображение образуется вновь. В машине используется сухой тонер, который, в отличие от краски, экологически безопасен.

Преимущества цифровой печати:

повышается оперативность подготовки печатной продукции (исключаются операции экспонирования и обработки фотоформ, монтажа фотоформ, копирования их на печатную пластину и химической обработки формного материала, установки форм на цилиндры печатных машин, регулировки краски и приводки;

появляется возможность печати переменных информационных данных (изменение версии издания с учетом специфики отдельного региона);

сокращаются расходы на полиграфические материалы, в частности, бумагу, благодаря усовершенствованию процесса приводки печатной техники;

повышается предсказуемость цветовоспроизведения изобразительного материала (отказ от цветопробных оттисков) и т.д.

 

Основные полиграфические процессы.

Формные процессы. Фотоформы являются основой для получения печатных форм, но если издание многостраничное (журнал, брошюра, книга), необходимо произвести спуск полос, то есть разместить готовые фотоформы на монтажном листе, а далее на печатной форме с целью правильного расположения страниц в тетрадях после фальцовки.

Современные компьютерные программы позволяют делать электронный спуск полос. Устаревшая уже технология (применяемая и сегодня в России) предполагает: обрезку фотоформ с четырех сторон; разметку на миллиметровой бумаге согласно спусковому макету; перфорацию прозрачной монтажной основы – астралоновых листов – с последующей ее наложением на миллиметровку (чтобы поставить вертикальные и горизонтальные метки); установку астралона на штифты монтажного стола и склеивание вручную фотоформ.

Вся процедура повторяется для каждой последующей краски. Произвести одинаково монтаж фотоформ для четырех красок невозможно, поэтому эффект «несовмещения» при ручном монтаже неизбежен.

Применение электронного монтажа полос представляет собой еще один «своеобразный» этап макетирования: вместо отдельной страницы верстается целиком печатный лист. Если все параметры настроены правильно, эффект несовмещения исключается, кроме того, временные затраты на подготовку спуска полос значительно сокращаются. Без внедрения этой новой технологии не может быть и речи о прямом изготовлении печатной формы (Computer to Plate).

Современные настольно-издательские системы позволяют использовать для верстки изобразительный материал низкого разрешения (достаточно 72dpi), что позволяет существенно экономить время, а при достижении желаемого результата произвести подмену на файлы высокого разрешения. Далее можно изготовить PS-файлы каждой отдельной полосы издания и обработать их программой электронного спуска.

Печатные процессы. Чтобы максимально «сгладить» неровности на поверхности печатной формы, используется упругоэластичный декель, закрепленный на печатном цилиндре. Роль декеля при офсетной печати выполняет непосредственно сам офсетный цилиндр с резино-тканевой поверхностью. При печати учитывается характер полиграфических материалов. Например, при снижении характеристики поверхностной прочности бумаги необходимо уменьшение вязкости красителей. Ошибка при определении степени белизны бумаги еще на допечатной стадии при производстве полноцветных изданий приводит к искаженной цветопередаче всего тиража и т.д.

Послепечатные процессы. В основном газеты печатаются на рулонных ротационных машинах.

После окончания процесса печати газетная продукция фальцуется (нем. falzen – сгибать), т.е. складывается, и разрезается.

Самым надежным способом брошюровки является шитье нитками – швейное скрепление (на проволокошвейных или ниткошвейных машинах), но в современных периодических изданиях в основном используется бесшвейное скрепление. С тетрадей срезается корешок, и край блока обрабатывается специальной фрезой для лучшего проникновения в него клея. Брошюры и журналы скрепляются холодным (типа ПВА) или горячим клеем (термоклеем). Для изданий небольшого объема – брошюр, каталогов, проспектов – применяется фиксация скрепкой.

Накидка обложки происходит следующим образом. На вставочной машине в клеемазательной секции происходит обработка корешка, биговка обложки и приглаживание ее к блоку из тетрадей. Биговкой (нем. biegen – гнуть, сгибать) называют продавливание бороздки (бига) на воспринимающей поверхности (как правило, на плотной бумаге или картоне) для более точного сгиба. Блок тетрадей обрезается по корешку, торшонируется, промазывается клеем, после чего и происходит накидка обложки.

Выравнивание издания на точно заданный формат с трех сторон называется подрезкой, кроме того, издание будет невозможно читать, если не срезать фальцы. Подрезка – завершающая стадия брошюровочных процессов (издание обретает обрезной формат). Поэтому еще на стадии допечатной подготовки надо знать параметры дообрезного и обрезного форматов издания.

К отделочным процессам относят лакировку оттисков, ламинирование (каширование), тиснение фольгой, штанцевание. Лакировка производится различными видами лаков, придающими материалу как лаковую, так и матовую поверхности. Припрессовка пленки к воспринимающей поверхности оттиска называется ламинированием (англ. laminate – покрытие защитным слоем пленки). Сегодня существует более ста видов пленок. Перенос пигментного слоя фольги на воспринимающую поверхность называется тиснением фольгой. Вырубка (высечка) остро заточенным штампом фигурной формы выбранной издательством конфигурации называется штанцеванием.

Стр.

1. Фонетика……………………………………………………………………..2

2. Лексика……………………………………………………………………….3

3. Чередующиеся гласные в корне…………………………………………….4

4. о – ё после шипящих и ц в , , . …………………………………...5

5. и – ы после ц. Буква э в корне. И, у, а после шипящих……………………6

6. Буквы ъ и ь……………………………………………………………………7

7. Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы е – и после приставок. Приставки на –з, -с……………………………………………………………...8

8. Правописание приставок пре-, при-………………………………………...9

9. Прописная буква в именах собственных………………………………….10

10. Правописание существительных……………………………………..11, 12

11. Правописание прилагательных……………………………………….13, 14

12. Правописание местоимений………………………………………………15

13. Правописание числительных……………………………………………..16

14. Правописание сложных слов……………………………………………...17

15. Правописание глаголов……………………………………………………18

16. Правописание причастий………………………………………………….19

17. Деепричастия. Степени сравнения наречий на –о, -е…………………...20

18. Правописание наречий…………………………………………………….21

19. Правописание предлогов………………………………………………….22

20. Правописание союзов……………………………………………………..23

21. Правописание частиц……………………………………………………...24

22. Правописание не с различными частями речи…………………………..25

23. Виды связи слов в словосочетании……………………………………….26

24. Члены предложения……………………………………………………….27

25. Тире между членами предложения……………………………………….28

26. Однородные члены предложения…………………………………….29, 30

27. Обособленные определения………………………………………………31

28. Обособленные приложения……………………………………………….32

29. Обособленные обстоятельства……………………………………………33

30. Обособленные дополнения. Уточняющие члены……………………….34

31. Сравнительные обороты…………………………………………………..35

32. Вводные слова и предложения……………………………………………36

33. Обращения. Междометия. Утверд., отрицат., вопрос.-восклиц. слова...37

34. Типы сложных предложений. ССП………………………………………38

35. СПП…………………………………………………………………………39

36. БСП………………………………………………………………………....40

37. Прямая речь. Диалог………………………………………………………41

38. Цитаты……………………………………………………………………...42

39. Типы односоставных предложений………………………………………43